Определение контрапункта
МенюКонтрапункт в музыке – это стиль написания музыки, в котором переплетаются две или более мелодии. Каждая отдельная мелодия (также называемая «голосом» или «партией») представляет собой независимую музыкальную идею, и акцент делается на отдельных нитях мелодии на горизонтальной оси, а не на гармонии или вертикальной оси.
Этот стиль письма зародился в эпоху Возрождения и достиг апофеоза во времена барокко. Хотя его популярность уменьшилась после смерти И.С. Баха, контрапунктное письмо в музыке продолжало играть важную роль во все последующие эпохи. Все классические «великие», такие как Моцарт, Гайдн и Бетховен, глубоко изучали контрапункт, и для многих из этих композиторов использование контрапункта становилось все более значимым по мере их развития как композиторов. И Моцарт, и Бетховен предпочли использовать больше контрапунктических структур в своей более поздней музыке, чем в своих более молодых композициях.
Контрапункциональный или полифонический?
Музыка, в которой используется контрапункт, называется «контрапунктной» или «полифонической». Эти два термина обычно используются без разбора, хотя между их значениями существует тонкое различие. «Полифонический» может более широко относиться к общему стилю письма, а «контрапункт» часто предпочтительнее, когда акцент делается на технических деталях, а не на художественном эффекте. Большое произведение, такое как часть симфонии, обычно не будет полностью «полифонической», то есть будет использовать несколько различных текстур и будет частично гомофонической (мелодия плюс аккомпанемент), а иногда и контрапункциональной (использование нескольких одновременных звуков). мелодии).
Виды контрапункта
Полифоническая музыка Палестрины (1525–1594) пользовалась очень большим уважением на протяжении всего Возрождения и вплоть до времен барокко. Было написано несколько учебников, в которых пытались определить, как Палестрина создавал свой контрапункт, чтобы другие могли подражать его замечательному стилю.
К 18 веку основы контрапункта были сведены к «пошаговому» методу начинающих, который в конечном итоге получил название «видовой контрапункт» («виды» означают «типы»). Этот метод рассматривался и остается начальным путем к написанию более крупных и сложных контрапунктурных работ.
Самым известным учебником по контрапункту был ” Gradus ad Parnassum “, написанный теоретиком Иоганном Фуксом в 1725 году.
Существует пять видов, каждый из которых по-разному имеет дело с ритмом и диссонансом / созвучием. Пятый вид представляет собой комбинацию первых четырех.
Барокко и ранний классический контрапункт
Контрапункт в музыке барокко – гораздо более сложный стиль, чем стиль раннего Возрождения.
Во времена Палестрины музыка писалась в ладошах – гаммах, основанных на различных моделях тонов и полутонов, чем мажорная и минорная гаммы, которые мы используем сегодня (с некоторыми перекрытиями). Модальная система постепенно вытеснялась диатонической (мажорной / минорной) системой, и во времена барокко большая часть музыки была диатонической. Это произошло отчасти из-за развития систем настройки, которые позволили клавишным инструментам быть «настроенными» независимо от того, в какой тональности звучит музыка, благодаря системе, называемой «равномерная темперация».
При одинаковом темперации и диатонической системе стало возможным модуляция (ключевые изменения).
Достижения в способах записи ритмов также позволили композиторам с большой точностью писать сложные ритмы, а музыку в стиле барокко легко узнать по ощущению «вечного движения».
В эпоху барокко бесспорным мастером контрапункта был И. С. Бах. Бах написал много видов контрапунктных композиций, но наиболее замысловатыми являются его фуги. В барочном контрапункте новые способы манипулирования мелодией (математически) сочетались с художественным чутьем. Контрапункт в музыке был очень модным.
В конце эпохи барокко тенденции начали меняться, и стиль вечного двигателя уступил место стилю, основанному на коротких мелодичных фразах. Композиторы, такие как Моцарт, Бетховен, Шуберт и другие, брали элементы из контрапункта (и изучали его очень подробно), но использовали его иначе, чем Бах – контрапункт стал лишь одним из аспектов текстуры в произведении, и это было гораздо менее вероятно. для использования в работе в целом. Например, контрапунктические разделы часто противопоставлялись омофонии (мелодия плюс аккомпанемент).