Лучшие произведения Моцарта включают ряд влиятельных оперных, симфонических, концертных, камерных и сонатных шедевров легендарного композитора.
Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756 – 5 декабря 1791) – один из величайших и самых влиятельных композиторов в истории западной музыки. Он написал более 600 произведений для всех музыкальных жанров своего времени, включая оперы, концерты, симфонии, камерную музыку и сонаты, и преуспел в каждом из них. Моцарт родился в Зальцбурге 27 января 1756 года и был сыном Леопольда Моцарта, успешного композитора, скрипача и помощника концертмейстера при дворе Зальцбурга. Он был вундеркиндом и написал свое первое музыкальное произведение, когда ему было всего пять лет. Леопольд признал необычайные таланты своего сына и взял его с собой в несколько гастрольных туров по Европе. В 17 лет Моцарт стал музыкантом при дворе Зальцбурга, но стал беспокойным и отправился в путешествие в поисках лучшего положения. Во время визита в Вену в 1781 году он был уволен со своей должности в Зальцбурге и решил остаться в Вене, где в последние годы своей жизни сочинил многие из своих самых известных симфоний, концертов и опер. Он умер 5 декабря 1791 года, работая над своим знаменитым произведением – Реквием в возрасте 35 лет. Ознакомьтесь с нашей подборкой из десяти лучших произведений Моцарта, включая ряд оперных, симфонических, концертных, камерных и фортепианных шедевров легендарного композитора.
Лучшие произведения Моцарта: Топ 10 пьес
Увертюра из оперы ” Свадьба Фигаро”, K492
«Женитьба Фигаро» ( «Свадьба Фигаро» ), премьера которой состоялась в 1786 году, является идеальным местом для начала знакомства с лучшими произведениями Моцарта, а «Увертюра» оперы идеально задает ее настроение. Похоже, Моцарт задумал поставить скандальную пьесу Пьера-Огюстена Карона де Бомарше, которая уже была запрещена в Париже и Вене, но то, что нельзя говорить, иногда можно спеть. Соответствующим образом адаптированное оперное либретто его нового соавтора Лоренцо Да Понте произвело на композитора партитуру, которая соответствует стремительно меняющимся настроениям этой насыщенной, запутанной и любовной комедии.
Симфония No 41 до мажор, K551 – Юпитер
Если бы он вел счет, Моцарт не мог ожидать, что его 41-я симфония станет для него последней, но так оно и было. Он определенно не написал ничего более сложного, чем это блестящее, амбициозное произведение, одно из лучших произведений Моцарта, финал которого демонстрирует непревзойденные навыки контрапункта во всей музыке. Однако это не просто демонстрация технических знаний, а откровенная демонстрация того, чего можно достичь, комбинируя тематический материал сложными способами одновременно. В то время как остальная часть симфонии является первоклассной, это, безусловно, замечательное написание финала, благодаря которому пьеса получила название Юпитер , царь богов.
Реквием-месса ре минор, K626
Наше понимание Реквиема Моцарта неизбежно окрашено тем фактом, что это была его последняя работа и что он умер, не успев завершить ее. Созданный таинственным образом дворянином, который хотел выдать его за свою работу, как памятник своей жене, он вызвал огромное количество мифов и домыслов. Однако несомненно, что Моцарта действительно преследовали предчувствия смерти, когда он сочинял ее, и что она использовалась – по крайней мере частично – как его собственный реквием.
Квинтет ля для кларнета и струнных, K581
Тяга Моцарта к кларнету проявляется во многих его произведениях, но особенно в поздних пьесах, написанных для его друга Антона Стадлера. Концерт для кларнета (1791) и кларнет Квинтет (1789) свидетельствует о совершенстве Стадлера в качестве исполнителя. Моцарт мог извлечь из этого инструмента выразительные непосредственности. Что-то в более интимном масштабе квинтет делает его необычайно привлекательным в качестве образца камерной музыки Моцарта.
Концерт для фортепиано с оркестром No 23 In A, K488
Моцарт был великим пианистом и первоначально сделал себе имя в Вене как композитор фортепианных концертов, которые он написал для себя, чтобы играть на публичных концертах. Одним из лучших и наиболее запоминающихся из них является эта работа в ля мажоре, любимой тональности Моцарта, которая включает в свое центральное медленное движение особенно навязчивое и личное выражение в соответствующей минорной тональности фа-диез, выраженной в форме сицилиано. Вокруг этого драгоценного камня расположены два гораздо более возбужденных движения, прекрасно демонстрирующих способность Моцарта объединить темное и светлое в одном изделии.
Die Zauberflöte (Волшебная флейта), K620
Сложная аллегорическая опера, сочетающая в себе элементы сказочного поиска и символические отсылки к масонству, «Волшебная флейта» стала последней оперой Моцарта – поставленной. Он представляет собой удачное обобщение невероятного разнообразия его искусства, с разнообразной музыкой, предназначенной для всех различных персонажей и ситуаций, демонстрирующих его выдающийся диапазон изобретательности и стиля. Поочередно комичная и серьезная, эта победившая, наконец, опера – одно из лучших произведений Моцарта.
Соната для фортепиано No.11 In A, K331 / K300I
Соната № 11 Моцарта, написанная, вероятно, в 1783 году и опубликованная в следующем году, прославилась прежде всего своим финалом, так называемым «Рондо Алла Турка», написанным в ударном турецком стиле, который был хорошо известен в Вене благодаря группы турецких музыкантов, которые бродили по улицам и играли публично. Моцарт также использовал этот стиль в своей опере Die Entführung Aus Dem Serail ( Похищение из Сераля ) 1782 года. Но в сонате есть еще кое- что – вступительная часть представляет собой особенно умный и очаровательный набор вариаций, в то время как медленное движение – изящный менуэт и трио. Как и оригинальная версия Моцарта Соната стала известена через аранжировки и наборы вариаций более поздних музыкантов, таких как Макс Регер и Дэйв Брубек.
Симфония No.36 до мажор, K425 – Линц
Об умении Моцарта работать быстро свидетельствует его так называемая Линцкая симфония – она была написана в австрийском городе во время обратного пути из Зальцбурга в Вену в ноябре 1783 года по поручению местного дворянина. Композитору понадобилось всего четыре дня, чтобы написать произведение, которое представляет собой зрелую постановку, полную композиционной изобретательности и остроумия и входящую в число лучших произведений Моцарта. Всего четыре части: существенная первая часть начинается с медленного вступления, вторая – медленная часть в ритме сицилиано (которая имеет пасторальные ассоциации, хотя и не обязательно сицилийского происхождения), третья – стандартный менуэт и трио, а четвертая это живой финал.
Концерт для кларнета ля мажор, K 622
Концерт Моцарта для кларнета , широко известный как величайший концерт для кларнета и его последняя инструментальная работа, был завершен в октябре 1791 года, менее чем за два месяца до смерти композитора в возрасте всего 35 лет. Моцарт написал Концерт для кларнета для кларнетиста Антона Штадлера, который был самым одаренным кларнетистом в Вене, и он исполнил сочинение на премьере 16 октября 1791 года. Это был первый концерт для кларнета, написанный крупным композитором, однако он вообще не был написан строго для кларнета. Моцарт изначально написал концерт для бассет-кларнета.
Концерт для флейты, арфы и оркестра до мажор, K299 / K297C
Известно, что Моцарт не особенно любил флейту, но вы никогда не узнаете этого из этой восхитительной (и довольно ранней) работы, сочетающей инструмент с его частым спутником, арфой. В результате получается произведение с чувством бесконечной невинности и очарования, которое также достигает настоящей глубины в медленной части, содержащей чистую красоту, которую было бы трудно превзойти в любой работе подобного типа. Концерт состоялся в Париже в 1778 году для отца и дочери – пары любительских инструменталистов – герцог де Guînes и его арфистки дочери Мари-Луиз.
Это были лучшие произведения Моцарта.