В этой стать мы расскажем о том, как играть на варгане.
Содержание
- Что такое варган
- Истоки варгана
- Традиции варгана сегодня
- Виды варганов
- Инструкции по игре: «Как виртуозно играть на варгане»
- Защита ваших зубов
- Видео урок
Что такое варган?
Варган – это древний музыкальный инструмент, который широко распространен не только на всем евразийском континенте, но и в некоторых других регионах нашей планеты. Звуки варгана исходят из трости, когда она вибрирует через каркас, прикрепленный к вашим приоткрытым зубам или губам. Трость или язык еврейской арфы вибрируют в вашем рту там, где звуки резонируют и где можно дополнительно модулировать звук, изменяя размер полости рта. Делая так, можно модулировать различные обертоны / гармоники из основного тона (который представляет собой частоту вибрации язычка). Применяя различные техники звукоизвлечения и дыхания, вы можете создать множество звуковых и ритмических эффектов.
Истоки варгана

На вопрос о происхождении варгана очень сложно ответить, поскольку, скорее всего, многие древние модели и варианты были сделаны из бамбука или дерева и давно исчезли.
Однако принято считать, что варганы возникли в Юго-Восточной Азии или Океании, где до сих пор играют на архетипических вариантах из бамбука.
Самые старые находки этого инструмента в Европе были сделаны в Руане (Франция) в 1868 году: пять бронзовых варганов относятся к V-VII векам нашей эры.
1. Как держать варган


Начните с того, что возьмите варган так, чтобы изогнутая часть “L” была обращена от вас. Теперь крепко возьмитесь за край закругленного конца указательным и большим пальцами, как на втором рисунке. Не допускайте, чтобы он соскользнул или сдвинулся с места, поэтому прикладывайте примерно такое же усилие, как если бы вы ущипнули кого-то.
Убедитесь, что никакая часть вашей руки или пальцев не касается тонкого металлического элемента в центре, потому что он должен свободно вибрировать.
2. Положение рта


Поместите верхние зубы на верхнюю планку варгана, а нижние зубы на нижнюю планку. Ваши зубы и руки не должны препятствовать звучанию центрального элемента инструмента. Если варган будет скользить вверх или вниз, когда вы играете, вибрирующая средняя часть может удариться о зубы, и это может оказаться достаточно больно.
Теперь поместите зубы ближе к открытому концу планок, чтобы между уголком рта и концом перекладины оставалось пространство. Это сделает звук намного громче.
Теперь крепко прижмите варган к зубам. Это важно, потому что, когда вы извлекаете звук, пластина в центре вибрирует, и если инструмент не плотно прилегает к зубам, это может повредить ваши зубы.
3. Звукоизвлечение

Звук формируется вследствие вибрации пластины в центре варгана, которую исполнитель заставляет вибрировать при помощи пальцев руки. Звук можно извлекать одним вытянутым пальцем, Перемещаясь вперед и назад, можно воспроизводить мелодии с быстрыми ритмическими паттернами, как в примере 1.
Аудио 1
Повторение, тройное извлечение
Если ладонь играющей руки повернута ко рту, а верхняя часть руки удерживается горизонтально, локоть на уровне плеча, то указательный, средний и безымянный пальцы могут играть поочередно и в быстрой последовательности, в некоторой степени так же, как гитарист-фламенко играет на гитаре. Эффект можно услышать в аудио примере 2 . Эта техника требует практики, прежде чем звук станет четким. Чтобы рука оставалась неподвижной и двигались только пальцы, большой палец может поддерживать руку на скуле.
Аудио 2
Артикуляция дыханием
Помимо того, что вы держите рамку инструмента и щипаете трость, почти все в игре на варгане происходит у вас во рту и в горле или делается диафрагмой, дыханием: отдельные, артикулированные тона можно воспроизводить с помощью коротких вдохов. При вдохе и выдохе воздушный поток усиливает основную ноту. В аудио примере 3 это хорошо демонстрируется. При дыхании между щипками раздаются вибрирующие звуки.
Артикуляция языком
Последовательность тонов может быть «произнесена» вашим языком, как артикуляция на блокфлейте или флейте. При воспроизведении язычок прерывает воздушный поток. С варганом воздушный поток не нужен. В этом случае язык открывает и закрывает полость рта, открывая и прерывая резонанс. С воздушным потоком или без него техника очень похожа. Для медленных мелодий я предлагаю открывать и закрывать полость языком сразу за верхними резцами, как при произнесении de de de . Для быстрой смены тонов вы можете произнести дудл дудл дудл , покачивая языком по нёбу. Это можно услышать в примере 4. Между отрывками артикуляция осуществляется выражением де де, дудл дудл дудл . Эта техника проста и может использоваться очень быстро. Тем не менее, это редко можно услышать на записях где звучит варган.
Аудио 4
Звуковые эффекты
Многие техники игры производят звуковые эффекты, влияющие как на мелодию, так и на ритм. Количество возможных звуковых эффектов может быть неограниченным. Стоит просто попробовать и открыть для себя все новые и новые эффекты. Особенно язык – очень талантливый орган.
Интересный эффект, который можно использовать для артикуляции, исходит от голосовых связок. В закрытом состоянии резонанс изменяется таким образом, что в дополнение к «нормальным» обертонам усиливаются более глубокие обертоны. Два обертона можно услышать одновременно, и на них можно влиять независимо друг от друга. Для этого необходимо закрыть голосовые связки. Это то же действие, которое используется при произнесении гласной. При кашле сдерживается и внезапно выдыхается голосовой щелчок. В звуковом фрагменте 5 слышна мелодия. Затем связки закрываются и слышны дополнительные тона измененного резонанса.
Аудио 5
Носовая и ротовая полость – важные резонансные элементы при игре на варгане. Движения в этих полостях напрямую влияют на его звук. Носовая полость может быть закрыта мягким небом относительно резонаторных камер бронхов и грудной клетки. Именно это «закрытие» носа можно использовать, это звучит как будто вы простудились. Также полость рта может быть закрыта. Это делается при произнесении «ng», молчаливое произнесение «ing ing ing ing» во время игры на варгане приводит к интересному эффекту, который слышен в первой части аудио примера 6.
Аудио 6
Вторая часть иллюстрирует эффект языка: средняя часть языка прилегает к верхним коренным зубам, кончик касается нёба и покидает его, как будто вы говорите ne ne ne.
4. Защита ваших зубов
Почти все варганы, выполненные в форме лука прижимаются к зубам для игры. Таким образом, игрок может фиксировать инструмент в своем рту , чтобы пластина могла равномерно вибрировать.
Однако не стоит бояться, так как это не вредит зубам. Бесчисленное количество игроков предпочитают Bow-образные варганы из-за их полного звука – и, насколько нам известно, ни один из них никогда не ломал передние зубы в процессе игры.
Тем не менее, игра на варгане в течение длительного времени может быть очень утомительной для зубов. Точно так же быстрое переключение между несколькими варганами во время игры один за другим, например, в случае соло. У менее опытных или чувствительных исполнителей может возникнуть зубная боль.
Однако есть простые способы защитить ваши зубы: лучшее решение – использование искусственных накладок. Каждый стоматолог сможет сделать это для вас. Щиток сделан из дуропласта, и его обычно делают для детей и взрослых, чтобы они не скрипели зубами по ночам. Щиток изготавливается из слепка ваших зубов, поэтому он точно вам подойдет. Вам понадобится одна накладка для верхних зубов и одна для нижних. Резиновые накладки незаметны, просты в обращении и наиболее эффективны – кроме того, они не оказывают негативного влияния на звук и возможности игры на варгане!
На этом все, теперь вы узнали как играть на варгане. Успехов!