Здесь собраны лучшие произведения Баха – 10 шедевров, в том числе Бранденбургские концерты, Страсти по Матфею и Хорошо темперированный клавир.
Иоганн Себастьян Бах (31 марта 1685 – 28 июля 1750), один из величайших композиторов – возможно величайший композитор – всех времен. В свое время он славился в основном своими навыками игры на клавишных, и большую часть своего времени он тратил на сочинение для церквей, где работал. Тем не менее, что касается качества его работы, он произвел больше количество музыкальных драгоценностей. Вот десять из лучших произведений Баха всех времен, в которых представлен невероятный диапазон композитора.
Лучшие произведения Баха: 10 основных пьес великого композитора
Бранденбургские концерты
Многие композиторы эпохи барокко написали десятки или даже сотни концертов, но Бах сумел суммировать весь жанр всего шестью, в каждом из которых был состав солистов с широким диапазоном и даже структур (тогда концерты должны были иметь три формы темпа: быстро-медленно-быстро). Таким образом, мы прыгаем с головокружительных высот невероятно сложной игры на трубе, которая украшает второй Бранденбургский концерт, который приобретает свои темные оттенки из-за отсутствия скрипок. А для чистой виртуозности послушайте великолепную № 5, в которой флейта, скрипка и клавесин привлекают всеобщее внимание.
Четыре оркестровые сюиты
Помимо концерта, во времена Баха модным жанром была оркестровая сюита (или «увертюра», как он ее называл). В то время как концерт возник по итальянской традиции, сюита по своему происхождению представляла собой последовательность французских танцев. В то время как все четверо Баха обладают чем-то вроде придворного благородства за пределами этого, они очень сильно различаются: от изящной последовательности танцев в Первой сюите; через запоминающуюся “Badinerie” для флейты, завершающую Вторую; к трубно-барабанному открытию Третей сюиты; и, наконец, пьянящее величие Четвертой, несомненно, одного из лучших произведений Баха, соперничающего с самыми роскошными творениями Генделя с точки зрения чистой пышности.
Страсти по Матфею
Страсти по Матфею – это масштабные хоровые произведения, повествующие о страданиях и смерти Христа из которых можно выделить: святой Иоанн и святой Матфей. Последняя – одна из величайших икон музыки, но после смерти Баха она не исполнялась почти 80 лет, пока молодой Феликс Мендельсон не представил ее миру. Сочетание масштаба, торжественности и трогательной человечности (воплощенное в глубоко скорбной арии «Erbarme Dich» для альта и скрипки) придает ей не проходящую привлекательность, пленяющую как верующих, так и неверующих.
Кантата № 21
Кантаты Баха (сохранилось почти 200 духовных и немало светских) тем более примечательны, т.к. они выпускались для церковных служб каждую неделю. Это означало, что они должны были быть исполнены без особых репетиций; так что либо прихожане переживали довольно странную игру, либо музыканты Баха были необычайно одаренными и терпиливыми. Кантата № 21 – одна из самых красивых. Его текст – популярный сюжет лютеранской традиции: «Неужели Бог оставил меня? Оно необычайно масштабно и среди лучших произведений Баха демонстрирует, что никто не выражает тоску лучше, чем Бах.
Органная фантазия и фуга соль минор , BWV542
Баха особенно восхищали его навыки игры на клавиатуре, не в последнюю очередь его умение импровизировать; Большая часть его органной музыки, вероятно, зародилась именно так – каракули превратились в нечто мощное. Не говоря уже о самом известном органном произведении, Токкате и Фуге ре минор (что, по некоторым сомнениям, вообще не принадлежит Баху), одним из самых блестящих произведений является его Фантазия и Фуга соль минор . Свободная Fantasia имеет угловатую красоту и мрачное настроение, которое происходит от пристрастия Баха к хрустящему диссонансу, в то время как Fugue – это сила, которая приближается к потрясающей кульминации.
Хорошо темперированный клавир – 48
Бах был не просто одним из величайших композиторов-гениев в истории; он также был преданным семьянином и часто писал клавишные в качестве учебного пособия для своих многочисленных детей. Хорошо темперированный клавир – это набор прелюдий и фуг во всех 24 мажорных и минорных тональностях (всего 48 работ). Если это звучит суховато, просто помните, что мы говорим о Бахе. А учитывая, что эта музыка никогда не предназначалась для публики, неудивительно, что даже в самых обширных и грандиозных произведениях чувствуется интимность.
Вариации Гольдберга
В конце концов, с Бахом вы можете либо потратить целую вечность, пытаясь проанализировать, почему его музыка так бесконечно убедительна, либо, как с Вариациями Гольдберга (якобы написанными для того, чтобы усыпить бессонницу аристократа), вы можете просто наслаждаться ею. Созданный для клавесина, но с таким же энтузиазмом востребованный пианистами, он состоит из лирической темы с 30 вариациями, продолжительностью около часа. Бах пропускает тему через мириады перестановок настроения и скорости, и когда тема возвращается без украшений в конце, ощущение важного путешествия завершается.
Шесть сюит для виолончели
Сольные сюиты Баха для виолончели чрезвычайно трудны, не в последнюю очередь потому, что он решил сделать инструмент самодостаточным. На долгие годы они исчезли из репертуара, но были вновь открыты и впоследствии отмечены, когда великий каталонский виолончелист Пабло Казальс начал их играть, доказав, что они не были, как ранее думали некоторые, просто этюдами. С тех пор они пугают исполнителей и восхищают публику. Они превращают виолончель в настоящий оркестр и варьируются от великолепно утвердительной № 1 через самоанализ № 2 до блестящей, высокопарной Шестой сюиты.
Сонаты и партиты для скрипки
Скрипачам незачем завидовать Сюитам для виолончели , так как Бах оставил им равноценное сольное произведение: Сонаты и Партиты . Самая известная из них – Партита ре минор с ее дьявольским и эпическим финалом «Чакона», в которой простая тема варьируется не менее 64 раз, вызывая необычайный эмоциональный эффект. Не менее эффективна Партита ми-мажор, которая танцует с неудержимым духом, которому редко угрожают в остальных частях. Слушатель никогда не ждет аккомпанемента ни к одному из этих произведений, поскольку скрипка так неотразимо находится в центре внимания. И это несомненно лучшие произведения Баха.
Концерт ре минор для двух скрипок
Бах не оставил много сольных концертов, но этот – настоящая жемчужина, легко стоящая на одном уровне с лучшими произведениями Баха всех времен. Он состоит из двух скрипачей с простым струнно-клавесиновым аккомпанементом и особенно популярен за его восторженные медленные движения (бесстыдно разграбленные мириадами режиссеров в моменты сильных эмоций), в которых два солиста доверительно переплетаются друг с другом, больше походя на певцов, чем на инструменталистов. Это контрастирует с энергичными внешними движениями, в которых два игрока блестяще зажигают друг друга. Неудивительно, что великие скрипачи на протяжении всей истории создавали пары для этого неотразимого двойного действия.
На этом все, это были лучшие произведения Баха, 10 основных работ великого композитора.
Крутая статья!