Что такое модуляция в музыке – это довольно част происходящий элемент в песнях, который вы можете распознать, услышав, но не знаете, каким словом это описать. Это обозначение мы не слышим в повседневной жизни.
Чтобы выяснить, что же такое модуляция в музыке это, мы сначала должны понять, что такое ключ.
Что такое Ключ?
В музыке почти каждую песню или пьесу можно описать как написанную “в определенной тональности”
Например, песня “Rolling in the Deep” Адель звучит ”в тональности до минор”.
Тональность просто означает, что в песне используются ноты определенной гаммы – поэтому, если “Rolling in the Deep” написана до минор, в ней используются ноты до минорной гаммы – C, D, Eb, F, G, Ab и Bb.
Если песня написана в определенной тональности – с использованием нот из определенной гаммы – мы записываем ключевые знаки этой гаммы в начале музыки.
Например, в гамме ми мажор есть 4 диеза, поэтому в этой тональности будет четыре диеза, как показано здесь.

Определение модуляции
Теперь, когда мы знаем, что такое ключ, мы можем понять, что означает модуляция.
Модулировать в музыке – значит просто менять пьесу с одной тональности на другую.
Модуляция может сопровождаться изменением ключевых знаков, но не всегда.
Вот мелодия, которая начинается в тональности Ре мажор и переходит в тональность Си минор, без изменения ключевых знаков:

Поп-песня, известная своей модуляцией, – это песня Бейонсе “Love on Top” – в ней 4 ключевых изменения
С модуляцией песня должна оставаться в новой тональности некоторое время, а не только один или два такта.
Если песня модулируется, но только на некоторое время, это называется отклонением, и затем песня обычно возвращается к исходной тональности.
Типы модуляции
Существует много способов модуляции музыкального произведения.
Основными способами, которые он может модулировать, являются:
- Модуляция общих аккордов (и общего тона)
- Цепная модуляция
- Модуляция фразы
- Хроматическая модуляция
Давайте кратко рассмотрим каждый из них.
Модуляция общих аккордов
Модуляция общего аккорда – это когда пьеса модулируется с помощью общего аккорда, который является общим для оригинальной и новой тональности.
Этот аккорд известен как опорный аккорд.
Этот поворотный аккорд действует как точка, которую исходная тональность модулирует в новую тональность.
Допустим, вы играете до мажор и хотите модулировать до ре мажор – есть два общих аккорда для обеих клавиш: Ми минор (III ступень в до мажоре, II в ре мажоре) и соль мажор (V в до мажоре, IV в ре мажоре).
Поэтому вы можете использовать любой из этих аккордов для перехода от До мажора до ре мажора.
Вот записанная последовательность аккордов, использующая эту идею.

Центральным аккордом в этой последовательности аккордов является Ми минор в такте 4, потому что с него начинается прогрессия в DMaj.
В “Прелюдии до минор” Шопена используется обычная аккордовая модуляция для модуляции между до минор и ля мажор.
Первый такт такта 2 – это аккорд AbMaj, который находится в обеих тональностях и который начинает прогрессию в Ab Maj, а затем тот же аккорд в такте 4 такта 2 затем модулируется обратно до минор.
Модуляция общего тона – это вариант общей идеи аккорда, но вместо опорного аккорда используется опорная нота.
Например, эта “Фантазия № 4 до минор” Моцарта модулирует от Си мажор до Ре мажор с помощью длительного F “, который является тоном.
Цепная модуляция
Цепная модуляция – это модуляция, которая проходит через кварто-квинтовый круг, чтобы перейти от одной тональности к другой.
Обычно это делается с доминант септ аккордами, потому что они наиболее сильно опираются на следующий аккорд по кругу, и это называется прогрессией по кругу.
Например ⇨ А7 ⇨ Д7 ⇨ G7 ⇨ С7 ⇨ F является прогрессией, и вы начали в Ля мажорной тональности и смодулировали в тональность фа мажор.
Эта последовательность аккордов часто встречается в рэгтайме и джазовой музыке, настолько часто, что ее иногда называют “прогрессией рэгтайма”.
Вот более ранний пример из классической фортепианной пьесы, “Liebestraum” № 3 Листа ля мажор.
Он начинается в Ab Maj, но затем такты 2-5 следуют за прогрессией C7 ⇨ F7 ⇨ Bb7 ⇨ Eb7, прежде чем, наконец, вернуться к Ab.
Модуляция фразы
Фразовая модуляция отличается от предыдущих типов модуляции тем, что в ней нет аккорда или ноты, на которые она модулируется.
Вместо этого он просто резко меняется с одной тональности на другую.
Обычно это лучше всего работает с близкими тональностями, такими как Ля-мин и до-мажор в этой пьесе Моцарта “Фортепианная соната № 11 ля-мажор”.
Фраза ля-минор в третьей части заканчивается на половине каденции в ля-миноре, но затем сразу же переходит в До мажор без аккорда или ноты, которые переходят от одного к следующему.
Хроматическая модуляция
Хроматическая модуляция находится где-то посередине между двумя предыдущими подходами.
Он более заметен и резок в музыкальном плане, чем обычная модуляция тона или аккорда, но он также не просто мгновенно меняет тональность, как модуляция фразы.
Этот вид модуляции использует хроматический проходящий тон – ноту, которая сохраняет свое буквенное название (например, C, D, E и т. Д.), Но добавляет встречные знаки, например, диез или бемоль.
Например, чтобы перейти от До мажора к ре минор (или ре мажор), мы можем взять аккорд До мажор – До, Ми, Соль – и добавить диез к До, чтобы он стал C #.
Если мы затем также добавим ноту A, это станет аккордом A7, который затем может быть преобразован в Ре минор или Ре мажор.
Вот этот пример, записанный на нотах:

Другой способ хроматической модуляции – добавление бемоля вместо диеза.
Если вы находитесь в тональности E min, основным аккордом будут E, G, B. Если на этот раз вы возьмете верхнюю ноту – B – и добавите бемоль, то этим аккордом будут E, G, Bb, которые являются тремя верхними нотами аккорда C7 (C,E, G, Bb).
Затем этот аккорд C7 преобразуется в фа минор или фа мажор, и таким образом вы можете модулировать между очень несвязанными тональностями, такими как Ми-минор и фа-мажор.
Вот пример хроматической модуляции в пьесе Баха под названием “Du grosser Schmerzensmann”.
Он содержит добавленный диез (на Ре), который модулирует пьесу от соль-мажора до ля-минора.
Модуляция находится в строке 5, в левом нижнем углу видео, и происходит в 0:33.
Модуляция в поп-музыке – шаг вперед
Вероятно, большинство из вас знакомы с модуляцией в поп-музыке.
Пример в начале этой статьи, “Love on Top” Бейонсе, является примером.
Это когда поп-песня просто переходит от одной тональности к тональности, не связанной с тональностью песни, на один, два или три полутона выше.
Обычно это делается в конце или в финальном припеве, просто чтобы придать песне немного дополнительной энергии.
Что такое модуляция в музыке
Модуляция – это действительно большое понятие в музыке, и есть много способов сделать это.
Особенно в действительно длинных произведениях, таких как симфонии или концерты, модуляция необходима для того, чтобы музыка была интересной и чтобы пьеса двигалась.
В этой статье много информации, поэтому, если у вас есть какие-либо комментарии или вопросы, не стесняйтесь оставлять их ниже!