Шуберт был одним из величайших композиторов эпохи раннего романтизма – исследуйте лучшие произведения Шуберта – топ 10 шедевров.
Описанный Листом как «самый поэтичный из композиторов», Шуберт (31 января 1797 – 19 ноября 1828) стал типичным композитором раннего романтического периода. Он много сочинял, сочинял музыку почти во всех основных жанрах, а его песни устанавливали стандарты, непревзойденные более века. У него была короткая блестящая жизнь, почти целиком проведенная в Вене. Его ранняя смерть в возрасте 31 года породила множество сентиментальных мифов. Образ беспечной богемы сохранился и в двадцатом веке. Правда была темнее и сложнее. При жизни Шуберт был известен своими песнями, партиями и короткими пьесами для фортепиано. Открытие его широкой работы началось в 1839 году, когда Роберт Шуман наткнулся на рукопись книги.«
Большая» симфония до мажор , тогда не исполнявшаяся. В 1860-х годах состоялись премьеры других оркестровых шедевров, таких как «Неоконченная» симфония и струнный квинтет до мажор Такие камерные произведения как «Траут» квинтет , октет и си – бемоль фортепианное трио, обаяние и сердечность, в миноре Sonata , Зимний путь и «Смерть и дева» ярко иллюстрируют склонность композитора к депрессии и отчаянию. В течение короткой жизни Шуберт дарил свою музыку только относительно небольшому кругу поклонников в Вене. Однако после его смерти, его произведения были поддержаны рядом выдающихся немецких и французских композиторов-романтиков, и он стал признанным одним из величайших композиторов западной классической музыки.
Лучшие произведения Шуберта: Топ 10 пьес
Фортепианный квинтет In A, D667 – Квинтет ‘Форель’
Шуберт находился в наиболее оживленном и восхитительном исполнении в своем квинтете «Форель» , одном из лучших своих произведений. Добавив контрабас в фортепианный квартет, он не только подкрепил свои ритмы, но и высвободил виолончель в качестве лирического тенора. Просторное вступление разворачивается в легкий дивертисмент, шелковые арпеджио и трели фортепьяно переходят в мелодию виолончели, за которой следует серенада, которая превращается в скерцо. Затем нас переносят в «невообразимо красивые пейзажи» Верхней Австрии (собственное описание Шуберта) для вариаций мелодии песни Die Forelle ( Форель ), которая отражается в сверкающих водах.
Симфония No.8 си минор, D759 – Симфония ‘Неоконченная’
Ранние симфонии Шуберта свежи и классичны, едва намекая на неизгладимый голос зрелого композитора. Однако в «Неоконченной» он как бы продолжает то, на чем остановился Бетховен в «Пасторальной» симфонии, открывая новые дальновидные перспективы, которые приведут к великим романтическим симфониям. Хотя остались только две законченные части (обе, как ни странно, трехчастные), они каким-то таинственным образом дополняют друг друга, а совершенство лирического написания обеспечило ей постоянное место в концертном репертуаре. Как сказал критик Эдуард Ханслик об «Аллегро»: это «сладкий поток мелодий… настолько кристально чистых, что можно увидеть каждый камешек на дне». И эта симфония несомненно вошла в список – лучшие произведения Шуберта.
Die Schöne Müllerin, D795 (Прекрасная мельничиха)
Цикл стихов поэта Вильгельма Мюллера о влюбленном подмастерье и красавице-служанке на мельнице, на первый взгляд, является традиционным рассказом о безответной любви. В этом цикле, в котором весенний оптимизм сливается с текущим потоком, ритмами токарного станка и бьющимся сердцем юного влюбленного, звучит музыка жизненной красоты. И все же Шуберт составил большую часть этого в больнице, когда ему только что поставили диагноз сифилис. Насколько невиновен и нестабилен наш мельник? На какие глубины он смотрит? Это произведение порождает бесконечное количество интерпретаций, от свежей наивности до безнадежного отчаяния.
Струнный квартет No 14 ре минор, D810 – ‘Смерть и дева’
Все квартеты Шуберта исключительны, от болезненно красивой Розамунде до коротких, резких, одночастных квартетов . Но, пожалуй, никто не достигнет абсолютного союза песни и камерной музыки, как Смерть и дева – произведение, которое начинается с убийственных ударов и никогда не прекращается. Душераздирающие вариации в его песенной установке этих леденящих кровь строк из стихотворения Матиаса Клавдия « Der Tod Und Das Mädchen» : «Ободрись! Я не жестокий, ты будешь спокойно спать в моих объятиях ». Музыка цепляется за один-единственный, пронзительный звук похоронного тона и почти не осмеливается сдвинуться с места. После демонического скерцо смерть уходит призрачным галопом. И это одно из лучших произведений Шуберта.
Экспромт, Op.90, D899 и Op.142, D935
Эти восхитительные фортепианные произведения станут хорошей первой встречей с Шубертом. Безупречные пропорции, блестящие характеристики и контрасты, они кажутся легким проявлением чистого гения. От первого меланхолического марша до минор, переходящего в песню, до неотразимого moto perpetuo в ми-бемоль и мрачных танцев фа минор (D935) – успокаивающего гимна, который приводит Аллегретто в ля-бемоль к взрывной ярости Аллегро. Scherzando – каждое произведение исследует свои темы с явно свободной спонтанностью, маскирующей мастерство мастера.
Лучшие произведения Шуберта – Симфония No.9, D944 – ‘Великая’
Если Шуберт открыл новые горизонты в своей «Неоконченной» симфонии, то в почти часовой «Великой» он создал масштабную симфонию устойчивой силы. Невероятно, но она обнаружилась только в 1839 году, когда его брат Фердинанд Шуберт передал её Шуману, который тут же отвез её обратно в Лейпциг, где Мендельсон дирижировал первым представлением – и даже тогда исполнителям потребовались годы, чтобы понять эту музыку. Это величественное произведение, открывающееся звуками валторны и обширными хоралами, которые, кажется, являются прообразом позднего Брамса , и заканчивающееся накалом по силе, достойным Брукнера. Это произведение подтверждает, что Шуберт является одним из великих симфонистов.
Струнный квинтет до мажор, D956
Этот квинтет был сыгран чаще, чем все другие произведения камерной музыки, возможно, потому, что он кажется квинтэссенцией того, что значит быть человеком. Написанный в последние месяцы жизни Шуберта, он плавно возникает, как если бы он всегда был здесь, посланным небесами. Едва разворачивается его сияющая двойная мелодия виолончели, как падает тень: до мажор когда-либо выражал такую тоску? Время почти остановилось в массивном медленном движении, которое, кажется, колеблется между жизнью и смертью. Прыгающее скерцо вселяет надежду, а резкий танцевальный финал открывает веселое дружелюбие; но Шуберт меняет настроение в последний раз на последних тактах.
Фортепианное трио No.2 ми-бемоль мажор, Op.100, D929
Это стало одним из самых любимых камерных произведений Шуберта с его чрезвычайно красивыми медленными движениями и чувством бетховенского величия и веса. Он открывается эпосом «Анданте», в котором задумчивый, песенный вопрос превращается в ответ в мажоре. Медленная часть включает знаменитую долгую шведскую народную песню See, The Sun is Sinking, которую слышат поверх гипнотических повторяющихся аккордов. Его трогательно использовали во многих фильмах, от Барри Линдона Стэнли Кубрика до Багрового прилива и Учителя фортепиано . Трижды украшенный финал кажется почти комическим «правильным» величественным рондо в танце, но он прерывается диковинными вспышками виртуозности. Шведская песня возвращается, как будто приоткрылось окно в память о невиновности.
Соната для фортепиано No.21 си-бемоль мажор, D960
Шуберт так и не дожил до исполнения своей последней фортепианной сонаты, но мы не должны забывать, что он написал эту небесную медитацию, когда ему было 30 лет, не зная, насколько он был близок к смерти (от брюшного тифа и, возможно, от последствий сифилиса). Именно Шуман признал, что «небесная длина» этих поздних произведений не была слабостью композиции, а была, скорее, ключом к их силе. Соната открывается интроспективной первой частью, в которой тихо переплетаются три чувственно лирические темы. Сердце Сонаты заключается в ее чрезвычайно медленной части. Остроумное балетное скерцо самым восхитительным образом разрушает чары, приводя к мощному танцевальному финалу рондо с венгерскими нотками.
Винтеррайз, D911
Шуберт создавал свое необычное зимнее путешествие на смертном одре. И какое это путешествие. «Странник» поэта Мюллера – современный человек, замкнутый в ледяной изоляции и терзаемый воспоминаниями о любви, и перед ним нет ничего, кроме смерти или потери разума. Друг Шуберта Йозеф фон Спаун вспоминал, как Шуберт представил их: «Я спою вам цикл леденящих кровь песен… Они повлияли на меня больше, чем какие-либо другие песни». От нежной ностальгии по «Липе» до горя «Весеннего сна» и до гипнотического и душераздирающего «Человека-шарманщика», несомненно, это лучший шедевр Шуберта.
Это был список – Лучшие произведения Шуберта. Делитесь статьями в соцсетях!