Здесь мы раскроем секреты выразительной мелодической игры на гитаре. Отточите свои навыки артикуляции нот и выработайте свой фирменный стиль с помощью этого урока по фразировке легато и стаккато, слайдам, приглушению струн, бендингу и вибрато.
Подобно мазку кисти художника или авторскому обороту речи, у каждого великого гитариста есть фирменный штрих, который представляет собой слияние многих факторов, от музыкальных влияний и выбора оборудования до всех аспектов техники. Но на самом детальном уровне чьей-либо игры вы найдете один важный элемент: их уникальные подходы к артикуляции нот.
Как добиться выразительной мелодической игры на гитаре
Артикуляция — это музыкальный термин, обозначающий то, как вы атакуете отдельную ноту или аккорд, а также то, как вы соединяете одну ноту с другой. Примеры гитарной артикуляции включают чередование ударов вниз или вверх (каждый из которых звучит немного по-разному), перебор пальцами, приглушение ладонью, стаккато (укорочение длительности ноты) и приемы легато, такие как хаммер или пул, подтягивание. выключить и коснуться.
Для развития хорошего инстинкта в этой форме искусства могут потребоваться годы усердной практики, и может быть сложно понять, с чего начать, но это основа любой игры. Этот урок поможет вам отточить свои навыки выразительной мелодической игры на гитаре и выработать свой фирменный стиль игры.
Динамика
К сожалению, важность динамики часто игнорируется, хотя на самом деле она, возможно, так же важна, как и другие четыре элемента музыки — мелодия, ритм, гармония и тембр (тон). Динамика относится к колебаниям громкости или интенсивности вашей игры на протяжении всего музыкального произведения.
Что касается артикуляции, то она включает в себя акцентирование определенных нот, что означает исполнять их с большей силой, чем обычно, придавая им больший акцент, чтобы они выделялись. Использование акцентов придает мелодии живость. Чтобы продемонстрировать это, давайте сначала посмотрим на цепочку повторяющихся, чередующихся нот до в упр. 1а.
Без каких-либо акцентов или вариаций высоты тона или артикуляции мы имеем монотонный, гудящий поток нот. Добавьте акценты на каждую сильную долю, взяв первую 16-ю ноту сильнее, чем обычно, как в упр. 1б, и вдруг это начинает звучать как музыка.

Но самое интересное начинается, когда вы начинаете менять расстановку акцентов так, чтобы они ложились и на некоторые из долей, как показано в упр. 1с.
Перемещая некоторые акценты на вторую, третью или четвертую 16-ю ноту доли, мы развиваем в музыке ощущение синкопы, создавая глубину и наращивая импульс там, где его раньше не было. И это только с одной повторяющейся нотой, сравнимой с тем, как барабанщик использует динамические акценты в непрерывном потоке 16-х нот малого барабана.
Основываясь на предыдущем примере, упр. 1d добавляет приглушение ладонью (PM), которое заключается в том, чтобы класть край вашей ладони на струны прямо перед бриджем, когда вы выбираете.
Это гасит или приглушает колебания струн, создавая более приглушенную и «корявую» атаку и более быстрое затухание ноты или более короткую продолжительность (меньше сустейна). Как показывает этот пример, выполнение этого действия для большинства нот без ударения преувеличивает контрасты между ними и нотами без приглушения с акцентом, еще больше увеличивая динамический диапазон фразы и ее музыкальную привлекательность.

Другие основные артикуляции
Легко представить, что вашу ковыряющую руку можно сравнить с кувалдой или скальпелем: либо вы без разбора бьете по аккордам, либо деликатно извлекаете отдельные ноты. На самом деле ваши руки являются многогранным механизмом, которым можно владеть с элегантностью, силой или любым мыслимым сочетанием двух прикосновений.
Упр. 2a представляет собой двухоктавную соль мажорную гамму (G, A, B, C, D, E, F#), играемую на всех шести струнах переменным штрихом, с использованием трех нот на струну. В следующих нескольких примерах мы будем модифицировать это упражнение, чтобы продемонстрировать различные способы использования медиатора для получения более тонкого эффекта.

В упр. 2b, вы увидите маленькую точку над каждой нотой. Это следы стаккато. Стаккато — это музыкальный термин, обозначающий «короткий по продолжительности», в частности, 50 процентов от нормального значения ноты. Точка стаккато говорит вам замолчать ноту вскоре после ее удара, с короткой «дырой тишины» перед воспроизведением следующей ноты, как если бы между нотами была пауза.

Вы можете эффективно обрезать каждую ноту, на мгновение ослабив хватку пальца на струне после игры, но не отпуская струну. Движение небольшое и едва заметное. Когда вы будете играть стаккато-версию этой гаммы соль мажор, вы услышите, что она звучит гораздо более «заостренно» и «прерывисто», чем раньше.
Упр. 2c смешивает и сочетает эти подходы с маркировкой tenuto (тире над определенными нотами), которая напоминает вам удерживать эти ноты в течение их нормальной полной длительности. Может быть сложно переключаться между артикуляциями тенуто и стаккато, поэтому сначала выполняйте это упражнение медленно и, как всегда, с метрономом.

Использование приемов для выразительной игры
Техника легато
Легато — это музыкальный термин, обозначающий плавное соединение нот мелодии. Для гитаристов это означает воспроизведение двух или более последовательных нот на данной струне после исполнения только первой ноты.
В нотной записи фразировка легато представляет собой изогнутую линию, идущую от одной ноты к другой. Это указывает на то, что берется только первая нота, где начинается дуга.
Есть три способа достичь артикуляции легато на гитаре: 1) Игра приемом хаммер: переход от открытой или прижатой ноты к более высокой ноте на той же струне, достаточно резко опуская палец на струну и удерживая его там, пока не придет время сыграть следующую ноту, как показано в упр. 3а.
2) Прием пул: переход к более низкой ноте на той же струне путем сброса пальца с более высокой ноты, чтобы открыть более низкую ноту, как показано в упр. 3b.
Чтобы струна продолжала вибрировать и чтобы нижняя нота звучала с достаточной громкостью, палец, выполняющий срыв, должен слегка подцеплять струну в сторону, по направлению к ладони, когда он покидает струну, а не просто поднимать палец прямо вверх. Важно не допустить натяжения струны, чтобы не изменить ее звуковысотность
3) Скольжение: перемещение одного пальца вверх или вниз по струне от одной ноты к другой, сдвигая палец, удерживая его прижатым к струне, как показано в упр. 3b.

При скольжении поддерживайте достаточное давление пальца на струну, чтобы она продолжала звучать. Но вам не нужно нажимать сильнее, так как это только создаст чрезмерное трение о гриф, делая скользящее движение излишне трудным для исполнения.
В трех предыдущих примерах вы соединяете только две ноты, C и D. Но вы также можете связать вместе различные артикуляции легато, чтобы четко исполнить несколько нот на одной струне без необходимости брать ее более одного раза.
Упр. 4 основана на гамме до мажор (C, D, E, F, G, A, B) и включает в себя использование двойных хаммер-он, двойных пулл-офф и двунаправленных скольжений пальцев для создания плавного звучания.

Бенды
Во многих стилях самый классный и самый выразительный способ артикулировать ноту на гитаре — это то, что называется ритмическим бендом.
Техника и искусство игры на струнах — и приведение их к отточенному звучанию — требуют большого контроля и практики, чтобы овладеть ими, требуя хорошо натренированных мышц левой руки, которые «запрограммированы» и постоянно контролируются слухом.
Бенд может быть выполнен любым пальцем — хотя мизинец (4) самый слабый и трудный для контроля, и его не рекомендуется использовать.
При подтягивании верхней струны ми единственный вариант — подтолкнуть ее к средней струне, так как если потянуть ее вниз, она сорвется с грифа. Точно так же, подтягивая нижнюю струну E, вы можете тянуть ее только вниз по той же причине.
Для любого бенда более чем на полтона, полезно использовать усиленную аппликатуру, используя два или более пальцев, для дополнительной силы и контроля высоты тона.
Безымянный палец (3) обычно лучше всего работает в качестве пальца для бенда, а средний палец (2) служит в качестве усиливающего пальца, расположенного на один лад ниже на той же струне. Для бендов, превышающих целый тон, полезно дополнительно заручиться помощью указательного пальца (1).
Используя постепенно расширяющиеся интервалы, упр. Упражнение № 5 предназначено для оттачивания вашего слуха и техники точного исполнения бенда, причем каждое последующее сгибание становится все более сложным в исполнении. В каждом такте вы начинаете с выбора открытой верхней струны ми, которая будет служить вашей эталонной «целевой высотой тона» для каждого последующего пуш-бенда на струне соль.

Вы начнете с полутонового бенда от D# до E на 8-м ладу, затем хроматически сдвинете бенд вниз (по одному ладу за раз), увеличивая расстояние или ширину бенда с шагом в полтона, пока вы не достигаете ноты «до» на 5-м ладу, которая поднимается вверх на колоссальные два целых тона.
Этот последний бенд трудно исполнить, так что не расстраивайтесь, если сначала вы не можете подтянуть ноту полностью до ми. С практикой вы станете лучше в этом. Главное здесь — точность высоты тона, поэтому убедитесь, что каждый изгиб точно соответствует высоте открытой высокой ноты E и не выходит за ее пределы.
Упр. 6 демонстрирует некоторые из многих вещей, которые вы можете сделать с помощью однонотного бенда, начиная с G на 8-м ладу струны B. Вы будете неоднократно подтягивать ноту на целый тон вверх, до ля, но каждый бенд будет приобретать другую форму или «наклон» и характер.

В этом упражнении изображен стандартный бенд, когда вы подтягиваете струну и держите ноту, как в предыдущем упражнении; согнуть и отпустить, при котором вы сгибаете ноту, а затем отпускаете ее до исходной высоты; пребенд, для которого вы сначала струну, затем играете ее, затем отпускаете бенд; многоступенчатый бенд, состоящий из обычного бенда, добавленного поверх другого; и, наконец, отложенный бенд, для которого вы постепенно сгибаете струну после ее удара, так что вы попадаете в целевой тон через несколько долей, в данном случае две.
Теперь давайте воплотим эти идеи в мелодическом упражнении.
Упр. 7 основана на пентатонике ми минор (E, G, A, B, D), начинающейся с 12-й позиции. Здесь вы будете использовать все типы бендов, продемонстрированные в предыдущем упражнении, для всех шести струн, добавляя при этом новый, ранее не обсуждавшийся тип бенда — четвертьтоновый бенд.

Вибрато
Одним из самых отличительных элементов звука гитариста, или «голоса», является его вибрато. Вспомните порхающие трели указательного пальца Би Би Кинга, тонкие трель тремоло Дэвида Гилмора и широкие, похожие на скрипку ноты Ингви Мальмстина, дрожащие в конце стремительного звучания.
Вибрато каждого великого гитариста уникально и самобытно, и ключ в том, чтобы найти технический подход, который удобен для ваших рук и звучит подобно вокалу и приятно для ваших ушей. Существуют различные способы добиться музыкально привлекательного эффекта вибрато на гитаре, например, играя слайдом, но здесь мы ограничим наше обсуждение техникой пальцевого вибрато.
Имейте в виду, что из-за наличия ладов, каждый из которых останавливает струну в фиксированной точке, пальцевое вибрато лучше всего достигается не покачиванием пальца вперед-назад или в стороны, как это было бы у скрипача, виолончелиста, а скорее путем выполнения серии быстрых, равномерно расположенных «микробендов» — менее четверти шага — и отпусканий по мере удержания ноты.
Четверть тона более чем достаточны для создания ярко выраженного эффекта вибрато, хотя некоторые исполнители для большей самоуверенности предпочитают использовать более широкое вибрато, изменяя высоту звука на полтона или больше, для смелого, чрезмерного эффекта вибрато.
Важно! движение вибрато должно исходить от запястья, а не от пальцев. Просто держите ноту пальцем и тяните, толкайте или покачивайте запястьем вперед и назад, в зависимости от струны, на которой вы играете, и ваших личных предпочтений. Этот метод идеален, потому что запястье намного сильнее, чем любой отдельный палец, и может легко вращаться, в то время как палец удерживает ноту на месте и «сопровождается» движением запястья.
Упр. 8 заставляет нас переходить от одного пальца к другому, когда мы поднимаемся по струне G в полтона, начиная с C на 5-м ладу. Обратите внимание, что вибрато обозначается волнистой горизонтальной линией.

Важным фактором, который следует учитывать, является то, что характер или «ощущение» вибрато определяется двумя переменными: скоростью и шириной колебаний высоты тона.
Ширина вибрато относится к амплитуде модуляции высоты тона или к тому, насколько вы поднимаете или опускаете ноту вверх или вниз. Когда вы впервые играете Упр. 8, старайтесь поддерживать постоянную скорость и ширину вибрато каждым пальцем.
Давайте посмотрим на мелодический пример, в котором используется вибрато с использованием разных пальцев на всех шести струнах.
Упр. 9 — это джазовая мелодия в тональности ля минор, к которой вы примените вибрато с выбранной вами скоростью и шириной к любой ноте, удерживаемой в течение восьмой ноты или дольше.

Будьте очень осторожны при применении каждого из вибрато, контролируя пальцы ушами. Кроме того, попробуйте сыграть упражнение без вибрато, чтобы получить четкое представление об основной мелодии. Это поможет вам решить, какое «ощущение» вибрато лучше всего подходит для каждой продолжительной ноты.
Использование всех элементов артикуляции вместе
Давайте закончим музыкальным упражнением «грандиозный финал», в котором используются все изученные нами типы артикуляции, а также новое упражнение — бэнд-вибрато, для которого вы подтягиваете ноту вверх, а затем применяете к ней вибрато, частично отпуская бенд примерно на четверть тона, а затем быстро, ровно, повторяясь, восстанавливая его до целевой высоты тона.
Таким образом, в этом случае вы на самом деле опускаетесь ниже целевого тона, чтобы создать эффект вибрато, который может звучать наиболее вокально и приятно из всех вибрато.
Упр. 10 — это блюзовая мелодия, основанная на гамме натурального минора ре (ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до), которая включает в себя эту и все другие артикуляции, которые мы рассмотрели. Одна вещь, которую вы можете заметить в этом упражнении, это то, что не каждая нота имеет особую артикуляцию, и не слишком много примеров какой-либо одной артикуляции.

Как и в большинстве вещей в искусстве и жизни, здесь должен быть баланс. Вполне допустимо, что некоторые ноты играются просто — просто медиатором. Ключ в том, чтобы со вкусом решить, как и где применять специальные артикуляции.
На этом все, вот мы и раскрыли вам секреты выразительной мелодической игры на гитаре. Надеемся, что урок был вам полезен. Успехов!