Теория и основные приемы игры на гитаре – это то, что должен знать каждый гитарист. Эти знания помогают быстрее понять инструмент, шире охватить его возможности. Помогает постигнуть музыку в целом, стать универсальным музыкантом, что очень важно. Хорошая техника еще не означает, что вы достигли вершины исполнительского мастерства, а вот знание, как использовать вашу технику, в каком направлении двигаться, фразировка, и многие другие знания делают то, что вы исполняете осмысленным и особенным.
В теоретический курс для гитары войдет изучение нотной грамоты, изучение гамм, арпеджио, познакомимся с различными ладами, приемами игры и штрихами.
Желаю Вам успеха!
![Нотная грамота](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/notes.png)
1(ми)-номер и название струны
0 1 3 5-номер лада
ми фа соль ля-название ноты
Знаки альтерации
♯-диез. Повышает ноту на пол тона.(1/2 тона это соседние две ноты,на гитаре это два близжайших лада.)
♭-бемоль. Понижает ноту на пол тона.
♮-бекар. Отменяет действие знаков диез и бемоль.
Штрихи
Переменный штрих-это основной штрих игры на гитаре. Принцип его заключается в последовательных ударах медиатором по струне “вниз вверх,вниз вверх”.Очень важно соблюдать очередность ударов. А именно,если пропускается звук, не пропускать движение медиатора, чтобы не получилось 2 удара “вниз вниз” или “вверх вверх”. Это важно,особенно в быстрых темпах. Соблюдение штриха позволит вам играть пассажи не задумываясь,”на автомате”,принесет порядок в игру и избавит от хаоса в движениях.В очень быстрых темпах переменный штрих называют тремоло.
П – удар вверх.
V – удар вниз.
Длительность звука (счет)
Для того,чтобы сосчитать ноту,нужно извлечь звук и одновременно начать счет.
![целая нота](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/1.gif)
![Теория и основные приемы игры на гитаре](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/2.gif)
![Четвертная нота](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/3.gif)
![восьмая нота](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/4.gif)
![16-я нота](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/5.gif)
![32-я нота](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/6.gif)
– Целая нота. Самая длинная нота в музыке. (Есть длине, нота Бревиса,но она используется редко.) Считается: раз и два и три и четыре и.
– половинная нота. В два раза короче целой ноты. Считается: раз и два и.
– четвертная нота. В два раза короче половинной ноты. Считается: раз и .
– восьмая нота. В два раза короче четвертной ноты. Считается: раз.
– шестнадцатая нота. В два раза короче восьмой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается два удара.
– тридцать вторая нота. В два раза короче шестнадцатой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается четыре удара.
Что бы было понятней изучите этот пример.
![Длительности нот](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/rhytm.jpg)
Приемы игры
Легато-это приём, при котором несколько нот в пассаже звучат слитно, плавно перетекая одна в другую. Между нотами не должно быть пауз. Приём легато исполняется на многих инструментах, но в гитарном исполнении он получил самое широкое применение.
Различают два вида легато- Pull off и Hammer on.
Hammer on получил свое название от английского слова hammer-молоток. Прием исполняется пальцами левой руки. Гитарист ударяет по струнам, извлекая звуки без использования правой руки. Удар пальца должен происходить с размаха, используется только палец, но не рука. Пальцы приземляются ну нужные лады, как будто маленькие молотки.
![hammer](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/hammer2.jpg)
Pull off – это срывы пальцев левой руки со струны. Срыв происходит с прижатой пальцами к нужному ладу струны, совершив небольшой подцеп.
![pull of](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/pull2.jpg)
При совмещении Pull и Hammer можно добиться исполнения эффектных,технических пассажей. Практически в каждом гитарном соло присутствует этот прием игры.
Трель
Если быстро совместить pull и hammer ,получится прием,который называется трель.
![трель](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/trell.jpg)
Упрощенный вариант записи трели выглядит так
![Теория и основные приемы игры на гитаре](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/trell_2.jpg)
Тремоло
Тремоло можно получить,если играть одну ноту максимально быстро.
![тремоло](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/tremolo.jpg)
Упрощенный вариант записи тремоло выглядит так
![Теория и основные приемы игры на гитаре](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/tremolo_2.jpg)
Band – в простонародии подтяжка. Это очень яркое средство выразительности и один из самых распространенных технических приемов. Исполняется этот прием в основном средним и безымянным пальцами. Во время игры пальцы левой руки тянут струну вниз или вверх,в ходе чего звуковысотность повышается. Различают полутоновый бэнд – 1/2 и целотоновый бэнд – full. Реже используют полуторатоновый бэнд или даже бэнд на два тона.
Slide– в переводе с английского означает скольжение. Еще этот прием называется глиссандо. Это переход от ноты к ноте, исполняется указательным, средним или безымянным пальцами левой руки. Прижав ноту на определенном ладу, следует произвести движение руки не поднимая пальца со струны, и двигаться до нужной ноты.
![slide](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/slide.jpg)
Вибрато-очень важный прием. Игра без вибрато сделает вышу музыку скучной и не выразительной. Почти в каждой мелодии,в каждом соло используется этот прием. Можно сказать что это множество мелких бендов. Вибрато исполняется указательным,средним и безымянным пальцами. Прижатая струна “вибрируется” в стороны от грифа-это легкое не выраженное вибрато, либо вверх и вниз по грифу. Такое вибрато более ярко выраженное. Размашистое вибрато придает этому приему агрессивное звучание.
Флажолет-этот прием интересен своим тембром. Он похож на звучание флейты. И название происходит от слова flageol-флейта. Существует два вида флажолетов-натуральные и искусственные. Натуральный флажолет прост в исполнении. Для извлечения натурального флажолета следует СЛЕГКА коснуться струны над определенным ладом (только 12ый,7ой и 5ый лад) ,прямо над металлической перегородкой,а не в промежутке,и извлечь звук.
Искусственный флажолет исполняется гораздо сложнее. Этот прием можно исполнять совершенно на любом ладу. Для его исполнения нужно зажать струну на нужном N ладу, средним пальцами правой руки слегка прикоснуться к N+12, N+7 или N+5 ладу и медиатором извлечь звук. Можно извлекать флажолеты и на других ладах, но они будут тихими и довольно сложными в исполнении.
Медиаторный флажолет исполняется при помощи медиатора и эффективнее всего звучит на перегрузе, то есть с использованием гитарного эффекта distortion. Исполняется прием следующим образом:извлекаем медиатором звук(легче, на мой взгляд на 3-ей струне),и сразу же касаемся струны боковой стороной большого пальца. Это нужно делать ближе к держателю струн, там отсутствуют лады,в этом сложность этого приема,потому что извлекать медиаторные флажолеты придется на глаз и на слух. Этот прием требует усилий и практики, но на слушателей он производит огромное впечатление.
Пиццикато-это прием игры,исполняемый путем незначительного приглушения струн ребром ладони у бриджа (струнодержателя). Ребро ладони следует положить на бридж и извлечь нужные звуки.Следует найти оптимальное положение ладони на бридже,таким образом,чтобы звук не был слишком приглушен и в то же время не был слишком открыт. Прием пиццикато используется в гитарных рифах(ритмических рисунках), соло, и во многих других направлениях. В табулатуре этот прием обозначается “P.M.”
РЫЧАГ – электрогитары, или как его еще называют рычаг тремоло, позволяет изменить натяжение струн, за счет чего изменяется их высота. На основе этого можно выполнить массу технических приемов.
![Теория и основные приемы игры на гитаре](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/richag_1.jpg)
Глубокое погружение.Играется без удара медиатором приемом пул к открытой струне с любого лада, чтобы зазвучала струна. Пальцами левой руки необходимо заглушить остальные струны и надавить на рычаг, затем вернуть рычаг в исходное положение.
![Рычаг гитары](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2017/10/richag_2.jpg)
Интервалы
Интервал – это расстояние между двумя звуками. Хочу отметить, что интервалами называются именно два звука, потому что 3 и более звуков, это уже аккорд.
Таблица основных интервалов
Название интервала | Колличество тонов | Колличество ступеней | Пример |
---|---|---|---|
Чистая прима | 0 тонов (одна и та же нота) | 1 ступень | ![]() |
Малая секунда | 1/2 тона (полутон) | 2 ступени | ![]() |
Большая секунда | 1 тон | 2 ступени | ![]() |
Малая терция | 1.5 тона | 3 ступени | ![]() |
Большая терция | 2 тона | 3 ступени | ![]() |
Чистая кварта | 2.5 тона | 4 ступени | ![]() |
Увеличенная кварта | 3 тона | 4 ступени | ![]() |
Уменьшённая квинта | Также 3 тона | 5 ступеней | ![]() |
Чистая квинта | 3.5 тона | 5 ступеней | ![]() |
Малая секста | 4 тона | 6 ступеней | ![]() |
Большая секста | 4.5 тона | 6 ступеней | ![]() |
Малая септима | 5 тонов | 7 ступеней | ![]() |
Большая септима | 5.5 тонов | 7 ступеней | ![]() |
Чистая октава | 6 тонов | 8 ступеней | ![]() |