В этом разделе мы более подробно поговорим о том, как играть легато на электрогитаре. Главное в этом приеме игры это ритмичность и четкость исполнения.
Легато состоит из чередований приемов хаммер-он и пулл-офф. Эту технику используют многие гитаристы, можно сказать, что практически все. Из них такие исполнители как Бретт Гарсед (Brett Garsed), Джо Сатриани (Joe Satriani), Гатри Гован (Guthrie Govan), Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) и другие.
Постановка левой руки при игре легатной техникой
Для легатной техники важно правильное положение левой руки. Спрячьте большой палец за гриф. Если он будет выглядывать – это может усложнить исполнение легато, тем более на нижних струнах. Исполнение легато должно быть максимально легким, без лишнего напряжения. Поэтому держите пальцы как можно ближе к грифу и не поднимайте их высоко. Все должно быть компактно, ведь легато предполагает быстрые темпы. Фаланги пальцев должны быть под углом и не выгибаться в обратную сторону.
Движения правой руки при использовании легато
Хоть при игре легато используется в основном левая рука, правая тоже в этом приеме участвует и играет большое значение. В правой руке важно вовремя и четко извлечь первую ноту в легатной связке. Важна координация левой и правой руки. Атака правой рукой должна быть мягкой, незаметной, в противном случае ноты извлекающиеся правой рукой будут выделяться, что нарушит плавность пассажей. Все ноты должны звучать одинаково.
Глушение струн при игре легато
Это важнейший нюанс в исполнении легато. Если не использовать глушение, все что вы будете играть превратится в кашеобразное месиво, что будет мягко говоря неприятно слушать. Если вы играете на верхних струнах, глушите ненужные открытые струны ладонью правой руки, как при игре пиццикато. Когда вы переходите на нижние струны, начинайте глушить не нужные звуки указательным пальцем левой руки. Перейдем к практике.
Упражнения на технику легато
Упр. 1 — это несложное упражнение поможет добиться выносливости и улучшит координацию. Играя его старайтесь не потерять сильную долю, все должно быть в рамках метра.
Упр. 2 Несмотря на всю простоту этого упражнения – оно не такое простое, как может показаться, поэтому начинайте с медленных темпов. Попробуйте играть это упражнение на всех струнах, и самый важный момент здесь – это переход на другую струну. Его не должно быть слышно.
Упр. 3 Здесь чередование восходящего и нисходящего пассажа, который играется секстолями.
Упр. 4 — Перед тем, как начать играть это упражнение, обратите внимание на обозначения. Во-первых сверху показан штрих. При движении вверх, удары медиатора будут вниз и наоборот, при движении вниз, удары медиатора вверх. Также обратите внимание на аппликатуру (цифры над нотами), важно соблюдать все эти обо
значения, тогда от упражнений будет толк.
Упр. 5 Здесь мы будем играть гаммообразные пассажи по схеме «три ноты на струну». Эта схема очень часто используется при игре быстрых пассажей. При восходящих движениях необходимо следить за тем, чтобы первый удар при переходе на следующую струну начинался ударом вниз. На изображении ниже показан штрих. А в движении обратно первую ноту при переходе со струны на струну можно играть хаммер-оном. Грэг Хоу называет такой прием – “из ниоткуда”.(Greg Howe)
Упр. 6 аналогично играется схемой «три ноты на струну». Здесь присутствует секстольный ритм и обыгрывается G-дорийский лад (G-A-Bb-C-D-E-F).
Легатная техника в соло
Это были упражнения для отработки основ исполнения легато, после того, как вы отработаете их, перейдем к фразам, которые можно использовать в настоях соло. Упр. 7 это фраза, которая встречается у гитариста Ричи Котцена. Она состоит из А-эолийского лада (A-B-C-D-E-F-G).
Упр. 8 Эта фраза также заимствована у Котцена, здесь звучит Е-эолийским лад (E-F#-G-A-B-C-D).
Упр. 9 это фраза из композиции “Flying in a Blue Dream” Джо Сатриани. Здесь звучит С-лидийского лад (C-D-E-F#-G-A-B).
Упр. 10 — это стиль Джона Петруччи (John Petrucci), играется Е-эолийский лад. Обратите внимание на то, что здесь несколько смен позиций. Смены позиций не должны быть слышны, это очень важный момент.
Упр. 11 — Здесь мы видим совмещение арпеджио и пентатоники А минор. Играю эту фразу вы столкнетесь сширокой растяжкой. Но сыграв ее четко и в темпе, фраза будет звучать эффектно!
Упр 12. фраза из арсенала Бретта Гарседа. Исполняем А-эолийский лад.
Данное упражнение это комбинация легато с приемом игры слайд.