Это урок – 20 упражнений легато для гитары. Легато – отличный способ увеличить количество нот, которые вы играете, но без необходимости исполнять каждую отдельную ноту. Многие герои shred guitar, такие как Ричи Котцен и Джо Сатриани, клянутся, что легато заставит их грифы сиять нотами.
Легато – это термин, с которым гитаристы должны быть знакомы. Слово Legato происходит от итальянского термина, означающего “связанное вместе”, применительно к гитаре это означает, что мы берем ноты и буквально связываем их вместе различными техниками, которые вписываются в семейство legato.
Три техники, которые мы рассмотрим в этом уроке как часть нашей тренировки на легато, – это hammer (хаммер), pull (пул) и сдайд. Каждая из этих техник – это способ соединить ноты без повторного извлечения струны. По ходу урока мы рассмотрим комбинирование этих техник в более длинных фразах.
Этот урок будет работать над силой и координацией ваших рук при фреттинге, но обязательно хорошенько разогрейтесь, прежде чем приступать к некоторым из более сложных упражнений на легато, поскольку они могут быть довольно интенсивными для мышц рук при фреттинге.
20 упражнений легато для гитары
Упражнение 1
В легато главное – ритм и постоянство. Давайте начнем с небольшой разминки, выполнив несколько ударов молотком в качестве четвертных нот между 5-м и 8-м ладом струны Ми. Начальная выбранная нота должна звучать в первом такте, при этом мизинец должен ударять по 8-му ладу во втором такте.
Если вы новичок, возможно, вам придется приложить немного больше усилий к мизинцу, чтобы вторая нота звучала четко. Не волнуйтесь, это станет менее напряженным, когда вы разовьете некоторую силу в этом пальце.
При выполнении ударов необходимо, чтобы нота, которую вы исполняете мизинцем, была такой же громкости (или как можно ближе), как выбранная вами. Это дает вам одинаковую громкость для обеих нот.
Упражнение 2
Обратная сторона удара – пул. Отрыв включает в себя постановку обоих пальцев на место и переход от более высокой ноты к более низкой. Если вы просто уберете палец прямо с ноты, вы заметите что этот прием не работает.
Как и в случае с хаммером, вам нужно, чтобы вторая нота была равной громкости. Чтобы добиться этого с помощью pull off, вы должны стремиться слегка подцепить струну вниз пальцем, находящимся на более высоких нотах. Когда он отрывается, это небольшое движение вниз создаст тот же эффект, что и при переборе струн, и придаст струне достаточно энергии, чтобы вторая нота прозвучала чисто.
Упражнение 3
Еще одним представителем семейства легато является слайд. Если вы никогда раньше не играли на слайде, вам нужно поместить палец на ноту и выбрать ее, прежде чем перейти к более высокой (или более низкой) ноте, не ослабляя нажима. При работе со слайдами самое сложное – поддерживать постоянное давление, чтобы не потерять ноту при движении, но при этом не слишком сильно давить, чтобы нота тянулась вдоль грифа.
Это упражнение представляет собой простое скольжение с 5-го на 8-й лад на струне B, за которым следует струна E. Во время выполнения скольжения необходимо расслаблять ладовую руку, чтобы движение по ладам было плавным. Если вы будете слишком сильно нажимать, вы услышите каждый лад, когда будете проходить по нему. Вы всегда должны стремиться к тому, чтобы ваши слайды звучали плавно и без усилий.
Упражнение 4
В этом упражнении на основе слайдов используются те же ноты, что и в предыдущих упражнениях, но в обратном порядке. Обычно при воспроизведении гамм вы играете более высокие ноты каждой струны безымянным пальцем или мизинцем. При выполнении этого упражнения вы можете использовать первый палец в качестве скользящего пальца, просто чтобы почувствовать обратные скольжения, но при более реальном подходе вы могли бы попробовать это и другими пальцами.
Это позволит смоделировать, как вы могли бы обращаться с подобными слайдами в середине соло-гитарного пассажа.
Упражнение 5
Используя технику как хаммер так и пул, вы можете создавать более длинные пассажи легато. Этот шаблон из 8 нот включает в себя перебор струн только один раз. Вы должны выбрать 5-й лад на струне E, прежде чем нажимать на 8-й лад. После нажатия вы снова перейдете на 5-й лад. Затем это повторяется.
Начните с этого медленно и работайте над сохранением ритма. Думайте об этом упражнении как о прямых восьмых нотах, 5-й лад звучит в каждом такте, а 8-й лад – в “&” между каждым тактом. Паттерн представляет собой повторяющийся удар молотком, поэтому он полностью зависит от силы ваших пальцев, чтобы поддерживать громкость ноты.
Как и при выполнении отдельных ударов, чем сильнее вы ударяете, тем больше энергии вы вкладываете обратно в струну. Поначалу может показаться, что выполнение этого упражнения с более длинной струной заставляет вас переутомлять руку, но при безопасном повторении рука разовьет силу.
Упражнение 6
Это упражнение следует той же форме, что и предыдущее, за исключением того, что теперь мы начинаем с пула в первом такте, а между каждым тактом появляется более низкая нота. Дополнительной задачей здесь является поддержание постоянной громкости нот во всех вариантах исполнения.
Как и в случае с одиночными отрывами, небольшой щелчок струны при отрыве придаст ей достаточно дополнительной энергии, чтобы зазвенеть немного громче, чем если бы вы просто подняли палец вверх от струны.
Упражнение 7
Мы можем применить идею единственного хаммер на нескольких струнах, чтобы сделать это отличным упражнением как для навыков легато, так и для координации, но это также станет отличным дополнением к любому гитарному соло.
Это упражнение выполняется ровными восьмыми нотами, при этом каждый пятый лад приходится на один из тактов. Ваш первый палец будет руководить всеми изменениями струн в этом упражнении, поэтому начинайте медленно, чтобы убедиться, что вы достигаете необходимой точности, прежде чем пытаться ускорить это. Вы хотите, чтобы каждая пара нот попадала в ритм и звучала четко.
Упражнение 8
Рисунок, показывающий, как извлекать восьмую ноту, чередуя струны Си и Ми, используя пентатоническую гамму Ля минор
Точно так же, как восходящие удары молотком могут великолепно звучать во время брейка соло-гитары, нисходящие отрывы также будут звучать впечатляюще, особенно по мере того, как эта скорость развивается с течением времени.
Это упражнение также состоит из прямых восьмых, но на этот раз вы начнете с оттягивания с 8-го по 5-й лад на струне E, прежде чем перейти к струне B и проделать то же самое. На этот раз смена струн осуществляется пальцем, играющим на более высоких нотах, поэтому, если вы выполняете это оттягивание мизинцем, что я бы рекомендовал, это может показаться немного медленнее, чем вариация с молотком.
Требуется некоторое время, чтобы развить скорость мизинца, особенно когда вы используете его для произнесения фразы, подобной этой.
Упражнение 9
Это ритмичное скользящее упражнение лучше всего подойдет для громкого усилителя с большим количеством сустейна, оно может немного теряться на чистом канале и, конечно, не оправдает ожиданий с акустической гитарой, но играть на нем с перегруженным усилителем забавно.
Как и в версиях hammer on и pull off, вы будете скользить между 5-м и 8-м ладами, взяв только первую ноту. Этот тип упражнений склонен к очень быстрому снижению сустейна, поэтому не бойтесь сделать свои скользящие движения немного более агрессивными, чем обычно, просто чтобы добавить немного больше энергии обратно в струну по мере ее поддержания.
Помните, что это должно быть ритмичным и придерживаться ритма. Это может быть действительно интересным эффектом для использования в брейке.
Упражнение 10
В этом упражнении используются слайды как в восходящей, так и в нисходящей группах. Первые два такта вы будете скользить с 5-го на 8-й лады, а на третьем и четвертом тактах вы будете скользить обратно с 8-го на 5-й лады.
Это упражнение может стать отличным способом тренировки силы различных пальцев. Вы можете подходить к рисункам пальцев в этом упражнении различными способами. Два основных из них – использование указательного пальца для каждого слайда или использование первого певца для восходящих слайдов и мизинца для нисходящих слайдов.
Упражнение 11
Это упражнение представляет собой комбинацию ударов молотком по пентатонической шкале ля минор от низкого E до высокого E. Каждая нота длится четверть такта, поэтому вы будете перебирать каждую струну только один раз на первом и третьем тактах, а удары молотком заполняют промежутки на втором и четвертом тактах.
Упражнение 12
Это упражнение эквивалентно предыдущему паттерну, основанному на ударе молотком. Это нисхождение по пентатонической шкале ля минор с серией отрывов. Вы будете играть отрывание мизинцем с 8-го по 5-й лад, но это хорошая возможность использовать безымянный палец для любых струн, где вы играете пул на 7-м ладу.
Упражнение 13
Это упражнение – отличный способ начать работать над независимостью пальцев. Вы будете чередовать прием хаммер по 7-му и 8-му ладам струны E с пулом на 5-й лад между каждым из них.
Поскольку все эти ноты соединяются с ударными и оттягивающими, следует брать только первую ноту такта. Ударными и оттягивающими движениями струны будут генерировать энергию для звона.
Упражнение 14
Это упражнение развивает тот же тип независимости пальцев, что и предыдущее упражнение, но на этот раз основное внимание уделяется оттягиваниям, начиная с того, что мизинец играет приемпул от 8-го лада к 5-му ладу, а затем возвращается к 7-му перед выполнением следующего оттягивания.
Упражнение 15
Это упражнение разовьет силу вашего безымянного пальца и мизинцев, работающих вместе. Вы будете выполнять хаммер с 5-го по 7-й лад, прежде чем ударять мизинцем по 8-му ладу. Затем это превращается в оттягивание назад на 7-й лад.
Упражнение 16
Это легато на основе триолей отлично подходит для придания серьезной скорости вашим гитарным соло. Для нот на 5-м ладу вам понадобится указательный палец, а для последующих ударов вы будете использовать безымянный палец и мизинец. Вы будете выбирать по одному триплету в каждом такте.
Начинайте медленно, чтобы удары были ровными и чистыми, прежде чем начинать наращивать скорость. Этот паттерн в стиле трех нот на такт отлично подходит для работы с метрономом, и он позволит вам действительно добиться успеха.
Упражнение 17
Это упражнение немного чудовищно и сочетает в себе хаммер и слайды. На бумаге это выглядит намного более устрашающе, чем есть на самом деле. Здесь есть простая формула, которой мы будем следовать. Все ноты в нем взяты из первой и второй форм пентатонической гаммы ля минор.
Каждая фраза из четырех нот начинается с хаммера от 5-го лада до следующей ноты в гамме. Это будет либо 8-й, либо 7-й лад, в зависимости от того, с какой струны вы начинаете. После выполнения этого нажатия вы перейдете к следующей ноте на той же струне, начиная со второй формы гаммы. Достигнув целевой ноты на слайде, вы возвращаетесь к той ноте, которой закончили первую фигуру.
Это повторяется для каждой струны, но целевые ноты для ударов и слайдов меняются на каждой струне в зависимости от того, как расположен звукоряд в этой точке гитары.
Упражнение 18
Это восходящее движение работает в триольных группах, которые перемещаются вверх по грифу в разных формах. Это настоящая тренировка для пальцев, и для освоения потребуется некоторое время. Ноты в этом упражнении взяты из гаммы ми-минор вдоль струны Ре, ноты на струне Соль следуют тому же шаблону, но некоторые ноты выходят за пределы гаммы только для симметрии между струнами.
Упражнение 19
Это упражнение задействует все ваши навыки игры на легато в одном паттерне. Оно полно ударов, отрывов, скольжений, смен позиций, растяжек и восходящих и нисходящих триолей. Звучит устрашающе, не так ли?
Как и в предыдущем упражнении, потратьте время на изучение приведенной здесь формулы, это значительно упростит задачу, когда дело дойдет до увеличения темпа. Каждая пара триолей в одном и том же положении грифа имеет общую тему. Начальный триплет – это подъем с хаммером и скольжением. Второй триплет – это скольжение вниз с последующим отрывом.
Упражнение 20
Это заключительное упражнение – настоящая тренировка силы пальцев, потому что вы будете выполнять группы “длинный удар” и “отрыв”, а также вставлять слайд в середину. Формула для каждого такта одинакова, единственное, что меняется, – это нота, на которую наносят удар и до которой скользят вверх, это диктуется расположением гаммы.
Все ноты для этого взяты из пентатонической гаммы ля минор в ее первой и второй форме.
Краткие сведения
Это были 20 упражнений легато для гитары. Каждое из этих упражнений написано для того, чтобы помочь вашей дрожащей руке развить силу и ловкость при исполнении легато. Они также помогут развить скорость при использовании с метрономом. Начинайте медленно и сосредоточьтесь на правильной технике, легато – это техника, которая легко может стать неаккуратной, если ее выполнять в спешке.
Сосредоточьтесь на четких и ритмичных ударах, оттягиваниях и скольжениях и следите за тем, чтобы ваши руки были в хорошей форме при выполнении больших отрезков фраз, чтобы избежать риска получения травмы.