В джазовой музыке очень часто встречается такое понятие, как тритоновая замена, не важно, играете ли вы соло, или аккомпанемент. Но зачастую значение этого термина многим не понятно.
Изучив данную статью вы научитесь в аккордовой прогрессии ii V I применять арпеджио 7 и 7#11 с тритоновой заменой . Это расширит словарный музыкальный запас ваших фраз, качественно улучшит вашу фразировку.
Что означает тритоновая замена?
Давайте сначала посмотрим, как это будет выглядеть на бумаге, ознакомимся визуально, а затем перенесем знания на гриф. Попробуем сказать проще. Допустим в последовательности аккордов имеется септаккорд V7 (доминанта, пятая ступень) , в нашем случае (пример ниже) это D7, и заменяем его аккордом bII7 (септаккорд пониженной второй ступени), и на нашем примере это Ab7.
Этот прием можно использовать и он отлично звучит, т.к. у этих аккордов идентичные третья и седьмая ступени. Третья и седьмая ступени аккордов D7, F# и C имеют такие же ноты вседьмой и третей ступени аккордов Ab7, Gb(F#) и C. Поэтому эти аккорды могут заменять друг друга либо в аккомпанементе, либо в соло.
Сыграйте пример, показанный ниже. Вы услышите, что обе эти последовательности аккордов звучат одинаково, но получается немного другое ощущение.
Мы немного познакомились с тритоновой заменой и теперь попробуем использовать этот прием в деле. Для начала необходимо выучить арпеджио всех применяемых аккордов, начиная с bII7.
Для более лучшего ориентирования на грифе отработайте арпеджио во всех двенадцати тональностях. Затем включайте минусовку последовательности ii V I, (минусовка ниже) и тренеруйте соло, используя арпеджио ii bII I .
Когда вы начнете уверенно использовать эти арпеджио, пробуйте играть данный прием в позициях, в любом месте грифа и от любой ступени.
Но согласитесь, играть арпеджио в чистом виде – не очень хорошая идея. А вот музыкальная мысль, фраза, построенная на основе арпеджио – совсем другое дело. И чтобы вам помочь с построением фраз, мы привели несколько примеров. Они написаны в той же прогрессии ii V I. Начните тренировать эти фразы в тональности G, далее пробуйте играть их во всех тональностях и в любом месте грифа.
Отработав все упражнения, пробуйте придумывать свои собственные фразы, используя тот же принцип игры, о котором мы говорили выше. Продолжайте играть свои фразы под минусовку.
Тритоновая замена в арпеджио 7#11
Для тритоновой замены в последовательности аккордов ii V I, во втором такте также можно использовать и аккорд 7#11. Как показано ниже в примере.
В данном случае тоника V7, это повышенная 11-я ступень аккорда bII, поэтому это арпеджио bII7#11 лучше всего звучит поверх аккорда V7.
Если взять любое 7-е арпеджио и понизить 3-юи 5-ю ступень, то получится арпеджио 7#11. Таким образом это легко можно применять в своей игре. Благодаря этому приему, ваша музыка станет более насыщенной и свежей. Изменив всего одну ноты, превратив 7 в 7#11, вы можете создать новое звучание исходя из старых знаний.
Занимайся с данным арпеджио по аналогии с предыдущим. Ниже представлена минусовка и фраза с аккордом 7#11. Успехов!