Музыкальная импровизация может быть не только приятной, но и пугающей. Даже самые опытные исполнители могут нервничать во время импровизационной сессии. Новичку может показаться почти невозможным составить музыку из гамм и аккордов. Вот 5 советов по развитию навыков музыкальной импровизации.
Советы по развитию музыкальных навыков импровизации
- Думайте наоборот.
- Используйте схему вопрос – ответ.
- Слушайте.
- Думайте вверх, вниз и вокруг инструмента.
- Рискуйте.
1. Думайте противоположным образом
Во время импровизации можно легко выбрать по умолчанию наиболее знакомые и часто используемые фразы и ритмические паттерны. Нарушить этот шаблон проще, чем вы думаете. Хороший способ начать – думать наоборот.
Если вы обнаружите, что повторяете нисходящую схему, попробуйте ее по возрастанию. Если вы играете одну ноту на долю, попробуйте сыграть две. Если у вас хорошая мелодия, попробуйте сыграть ее задом наперед. Этот простой трюк может во многом освежить вашу игру.
2. Используйте вопрос – ответ
Еще один способ развить импровизацию – музыкальный мусоропровод. Другими словами, пролетают ноты и фразы без какой-либо реальной мелодии или смысла. Хороший способ избежать этого – использовать так называемый вопрос и ответ. Он получил это название из-за его сходства с разговором. Когда кто-то задает вопрос, он обычно сильно перегибается и остается без решения.
В музыке мы можем имитировать это, играя фразу, которая заканчивается на интервале, который не разрешает фразу. Затем за этим интервалом следует пауза, словно висящий вопрос. Ответ – это когда вы играете другую фразу после той паузы тишины, которая все же разрешается.
Это создает слуховое впечатление, что на вопрос дан ответ. Самый простой способ сделать это, если вы играете джем ля минор блюза, – сначала сыграть фразу, которая заканчивается на C.
В тональности ля минор до – третья, что обеспечивает неразрешенное напряжение в конце фразы на ней. После паузы сыграйте еще одну фразу, переходящую в ноту A. A – это тоника, поэтому она обеспечивает разрешение. Вопрос и ответ – всегда верный способ оживить ситуацию.

3. Слушайте
Слушание – одна из самых важных и сложных задач при импровизации. Когда все в центре внимания, трудно не думать, что все дело в тебе.
Однако, если вы сможете на секунду замедлиться и обратить внимание, вы сможете усвоить некоторую ключевую информацию.
Чем занимаются другие музыканты? Пианисту нужно что-то, что вы можете включить в свою игру? Обыгрывает ли бас-гитарист аккорды, которые вы можете акцентировать? Барабанщик играет ритм, за которым вы можете следовать?
Не только музыканты, но и что делает толпа? Они реагируют на то, что вы играете, или не обращают внимания? Вопрос и ответ могут быть хорошим способом снова привлечь внимание людей, поскольку поощряют активное слушание.

4. Думайте вверх, вниз и вокруг
Возникли проблемы с импровизацией? Вы, вероятно, думаете только в одном направлении. Можно легко выключить мозг и проигрывать только линейные фразы.
Слышать близкие друг к другу интервалы может быть довольно скучно, поэтому попробуйте разнести их! Арпеджио – отличный способ вырваться из линейности. Выделение аккордов может заставить вас мыслить нестандартно.
Однако не играйте просто прямые арпеджио, попробуйте увеличить интервалы как можно шире. Если арпеджио устарели, позвольте нотам звучать! Звук двух или трех нот вместо полных аккордов может добавить серьезный оттенок в вашу фразировку. Если вы чувствуете себя уверенно, вы можете попробовать сдвинуть среднюю фразу вниз на октаву или наоборот.
Октавы могут быть еще одним способом разнообразить звук. Они также могут добавить силы вашим мелодиям. После нескольких фраз арпеджио, двойных нот и октав более линейные паттерны снова будут звучать свежими.

5. Рискуйте
Лучший способ вырваться из зоны комфорта – полностью отказаться от нее. В конце концов, ваша фразировка не может расширяться за счет воспроизведения одних и тех же вещей. Во время практики ищите сложные и уникальные минусовки в тональности, к которой вы не привыкли.
Не беспокойтесь о том, чтобы звучать идеально с первого раза, это о том, чтобы попробовать что-то новое. Это также может применяться во время живых выступлений. Есть идея, но не слишком уверены, что она сработает, дерзайте! Слушателю может быть приятно услышать, как музыкант тянется к чему-то, пытаясь выйти за пределы своих возможностей. Неправильная нота здесь и там не будет иметь большого значения.
Вместо этого постарайтесь звучать иначе, чем когда-либо. Многие музыканты создадут свою библиотеку песен и будут придерживаться ее до самой смерти. Что ж, если заранее знать все, что собираешься сыграть, это перестает быть настоящей импровизацией. Спонтанная композиция в истинном виде несовершенна, но говорит о многом. Даже неправильные ноты могут передать эмоции.
На этом все. Это были 5 советов по развитию навыков музыкальной импровизации. Пишите в комментариях свои советы по развитию импровизации. Мы обязательно сделаем подборку из ваших рекомендаций. Успехов!