Изучение джазовых гитарных фраз и пополнение джазового словаря – важная часть обучения игре на джазовой гитаре. Такие исполнители, как Чарли Паркер, Чарли Кристиан и Диззи Гиллеспи, привнесли новый уровень в свои соло, открыв новую эру джазовой импровизации. В этом уроке вы выучите 50 Bebop фраз для джазовой гитары, а также познакомитесь с важными концепциями, лежащими в основе каждой фразы. Таким образом, вы пополните свой словарный запас и одновременно расширите свои теоретические знания.
Хотя эра бибопа длилась менее десяти лет, она оказала сильное влияние на современную джазовую гитару. Последующие поколения джазовых импровизаторов и гитаристов, таких как Барни Кессель, Джо Пасс, Джордж Бенсон, Курт Розенвинкель и Джим Холл, находились под сильным влиянием бибопа.
Хотя многие гитаристы влюбляются в звук бибопа, обучение игре в стиле бибоп может показаться пугающим, но это не обязательно так. Изучая джазовые фразы и концепции, которые используются для построения этих линий, вы привнесете атмосферу бибопа в свои собственные джазовые соло.
Практические советы по игре на джазовой гитаре
Вот несколько советов по упражнениям, которые вы можете использовать, чтобы усвоить каждую фразу и добавить больше слов в свою импровизацию на джазовой гитаре.
- Медленно отрабатывайте каждую фразу под метроном. Хотя сначала важно работать медленно, многие мелодии джаза и бибопа исполняются в быстром темпе, поэтому начинайте увеличивать скорость каждой фразы, когда вы можете играть ее чисто в медленном темпе. Медленный и точный старт может творить чудеса с вашим гитарным соло.
- Играйте каждую фразу в паре тональностей и как минимум в двух разных позициях на грифе. Большинство уроков игры на гитаре советуют вам практиковаться в 12 тональностях, но я советую вам сосредоточиться на самых популярных, таких как до мажор, ми мажор, ля минор, ми минор, си-блюз, фа-блюз,….
- Используйте минусовки или Band in a Box, чтобы ваши уши узнали, как эта джазовая гитара звучит в музыкальном контексте.
- Разберитесь в концепциях и методах, на которых построено каждое слово. Многие уроки джазовой игры на гитаре дают вам серию фраз без объяснения строительных блоков, используемых вашими любимыми джазовыми гитаристами.
- Создавайте свои собственные фрагменты, используя те же методы и концепции.
- Изучите джазовые стандарты, такие как «Осенние листья», и импровизируйте свои собственные партии, используя фрагменты каждой фразы в своем джазовом гитарном соло. Это лучший способ пополнить свой словарный запас в соло на джазовой гитаре, избегая при этом топорного использования фраз
- Пойте каждую фразу, играя на гитаре.
Bebop Фраза для джазовой гитары # 1
Эта первая фраза выполнена в стиле Уэса Монтгомери, одного из величайших джазовых гитаристов всех времен. В этой фразе используется сочетание гамм и арпеджио, которые будут объяснены далее в этом уроке.
Фраза для джазовой гитары # 1 – II VI III7 соль мажор

Bebop Фраза для джазовой гитары # 2
Эта фраза начинается с арпеджио минорного аккорда II, а затем переходит к расширенному трезвучию C поверх аккорда D7, типичного устройства бибопа для получения звука №11.
Трезвучие | C | E | G# |
поверх D7 | b7 | 9 | #11 |
В последних трех тактах фразы используется блюзовая гамма соль мажор, в конце которой повторяется блюзовая нота b3, чтобы получить блюзовый звук.
Фраза для джазовой гитары # 2 – II VI соль мажор

Мажор II V I
Аккордовая последовательность 2-5-1 – одна из самых популярных в бибопе и джазе в целом.
Из-за его популярности важно, чтобы вы могли хорошо ориентироваться в этих изменениях.
Следующие 24 отрывка дадут вам несколько вариантов и столь необходимые вариации для прохождения этапов II VI.
Фраза 1
Эта фраза бибопа начинается с простого прогона и продолжается фразой вокруг Abm (add9), нот знаменитого мотива Cry Me A River.

Фраза 2
Следующие две партии джазовой гитары начинаются с простого арпеджио Dm7, типичного для бибопа.
В этом первом варианте используется арпеджио Abm (add9) поверх измененного аккорда G7.

Фраза 3
Эта джазовая фраза начинается с той же модели арпеджио Dm7 поверх минорного аккорда. Вместо арпеджио Abm (add9) на G7, в этой фразе используется арпеджио Dbmaj7, другой способ играть на доминирующих аккордах.

Фраза 4
Эта джазовая гитарная фраза начинается с мелодической минорной гаммы D и продолжается арпеджио Dm7 на G7.
Не играть на V (G7), а оставаться на ii (Dm7) – это то, что часто встречается в бибопе.
Это называется миноризацией, концепция, которую часто используют Чарли Паркер, Пэт Мартино и Уэс Монтгомери.

Фраза 5
Следующая фраза использует уменьшенную гамму с доминантой G над II V, переходя к трезвучию G в третьем такте.

Фраза 6
Эта джазовая фраза начинается с дорийского лада и продолжается доминирующей фригийской гаммой G над аккордом G7.
Доминирующая фригийская гамма (G) – пятая ступень гармонической минорной гаммы (C).

Фраза 7
Эта фраза бибопа в стиле Тала Фарлоу использует ряд хроматических нот, чтобы выделить основные изменения аккорда II-VI.
- В такте 1 вы видите группировку G-Gb-FE, которая происходит от шкалы G-бибопа, опережая G7 на два удара до того, как она достигнет второго такта.
- В такте 2 (Ab-Cb-Ebb-Gbb) есть арпеджио Abdim7, обрисовывающее в общих чертах звук G7b9.
- Это приводит к другому набору хроматических нот от Ab до E, 3-го Cmaj7.

Фраза 8
Следующие 4 фразы начинаются с того же паттерна минорного бибопа в такте 1 с вариациями G7 во втором такте.
Это дает вам несколько примеров того, что вы можете сыграть поверх доминирующего аккорда в прогрессии II VI.
В этом первом варианте используются ноты хроматического подхода, нацеленные на 5 и 3 G7.

Фраза 9
Во второй вариации аккордовые тоны Abm (add9) используются поверх G7.
Это обычная замена доминирующих аккордов бибопом.

Фраза 10
Здесь второй такт начинается с хроматического пробега, за которым следует арпеджио Dm7.
Игра минорного арпеджио поверх доминирующего аккорда называется миноризацией, та же концепция, что используется в четвертой части.

Фраза 11
В этой последней вариации доминирующая фраза формируется вокруг голоса, ведущего от 13 до b13.

Фраза 12
В этой фразе используется строковое клише в первом такте, типичный голос, ведущий хроматически от d к c # до c к b.
Во втором такте я играю арпеджио с уменьшенным аббревиатурой поверх G7, обычную замену аккордов в бибопе.
В третьем такте играется серия интервалов, чтобы закончить фразу.

Фраза 13
В этой фразе используется мелодичный минорный звук при воспроизведении арпеджио Fmaj7 # 5 (FAC # -E) поверх Dm7.
В начале второго такта (AA # -B) есть хороший хроматический подход к 3-й части G7, которая ведет слушателя к следующему аккорду.

Фраза 14
Следующая фраза начинается с арпеджио Dm7 и полностью диатоническая.
Играя поверх мелодий бибопа, вам не всегда нужно использовать хроматические ноты, чтобы обрисовать изменения. Иногда диатонический ход, такой как этот, – это именно то, что нужно мелодии в данный момент времени.
Наличие нескольких диатонических линий в вашем словаре гарантирует, что вы сможете комфортно смешивать их с хроматическими линиями в вашем репертуаре.

Фраза 15
Эта фраза начинается с мотива Groovin ‘High, названного в честь джазового стандарта, написанного трубачом Диззи Гиллеспи.

Фраза 16
Здесь играется арпеджио Fmaj7 поверх Dm7, обычной замены аккордов.
Fmaj7 арпеджио | F | А | C | E |
поверх Dm7 | b3 | 5 | b7 | 9 |
Фраза продолжается серией интервалов с пропуском струн в гармонической гамме до минор.

Фраза 17
В следующей фразе также используется гармоническая минорная гамма C (= G фригийская доминантная гамма).

Фраза 18
Здесь звучит знаменитый мотив Honeysuckle Rose, названный в честь джазового стандарта, написанного пианистом Фэтсом Уоллером.
Мелодия продолжается гармонической гаммой до минор на G7 и завершается паттерном 1235 в третьем такте.

Фраза 19
Эта фраза заканчивается арпеджио Cmaj9 перед тем, как перейти к # 11 Cmaj7.

Фраза 20
Здесь играется гамма G поверх G7, пятую разновидность гаммы C мелодического минора.

Фраза 21
Эта фраза начинается с прогона Dm (add9), прежде чем он перейдет в альтерированную гамму G во втором такте.

Фраза 22
Следующая партия (фа мажор) начинается с арпеджио Gm11 и заканчивается арпеджио Am7 поверх Fmaj7.

Фраза 23
В этой бибоп-фразе в стиле Джо Пасс используется тритоновая замена (F # 7 на C7), чтобы выделить аккорд V7 во втором такте фразы.
Когда вы исполняете соло поверх изменений II VI в стиле бибоп, вы можете использовать прогрессию II bII7 I, чтобы внести в свои соло звук тритонового усиления.
При этом вы создадите дополнительное напряжение в аккорде V7, которое вы разрешите в следующем такте фразы. Если вы позволите этому напряжению висеть, это будет казаться ошибкой, но если вы правильно разрешите это натяжение, то такой подход может стать эффективным импровизационным инструментом.

Фраза 24
В этой фразе, вдохновленной Диззи Гиллеспи, вы видите отсроченное разрешение аккорда Imaj7 в третьем такте фразы.
Аккорд C7b9 исполняется на первой доле третьего такта, прежде чем разрешиться на аккорд Fmaj7 на второй доле этого такта.

Мажор II V I короткие фразы
Помимо длинной формы прогрессии II VI, где II и V завершают один такт.
Фраза 25
Эту строчку исполнили бесчисленное количество джазовых музыкантов. Из-за своей популярности это еще один обязательный прием бибопа, который нужно добавить в свой словарный запас соло.
Фраза начинается с ведущего тона (C #) перед запуском арпеджио IIm7 и заканчивается паттерном из четырех нот.

Фраза 26
Следующая фраза начинается с шестого интервала и заканчивается арпеджио Em7 поверх Cmaj7, той же замены аккорда, которую мы использовали в фразе 16.

Фраза 27
Лик 27 полностью диатоничен и заканчивается типичным бибоп-паттерном, арпеджио Cmaj7.
Этот образец арпеджио иногда называют арпеджио бибоп. Он начинается 7-го числа, за ним следуют три другие ноты аккорда (1-3-5), сыгранные в триоли.

Фраза 28
Следующая фраза исходит от Джона Колтрейна и использует диатонические ноты и трезвучия в стиле бибоп.

Фраза 29

Минор II V I
Как и мажорная прогрессия II VI, минор II VI встречается почти в каждом джазовом стандарте, поэтому важно иметь некоторый запас слов, готовый для этой прогрессии.
Фраза 30
В этой первой минорной фразе II VI используется арпеджио Bbdim7 поверх A7 и увеличенный мажорный аккорд F, который выделяет мелодичный минорный звук поверх ре минор.
Арпеджио Fmaj7#5 | F | А | C # | E |
b3 | 5 | 7 | 9 |

Фраза 31
В этой фразе Клиффорда Брауна вы увидите доминантную фригийскую гамму (= гармоническая минорная гамма D), используемую поверх аккорда A7alt.
На самом деле гамма начинается во второй половине первого такта (на ноте A) и использует пятый режим гармонического минора для создания типичного бибопа, проходящего через следующие 6 ударов. При соло в стиле бибоп доминирующая фригийская гамма является звуком первого выбора при импровизации с аккордами V7.

Фраза 32

Фраза 33
Как и в первой части, в этой фразе используется мотив Cry Me A River, но на этот раз с наполовину уменьшенным аккордом.

Фраза 34

Фраза 35
В этой фразе арпеджио от 3 до b9 используется поверх доминирующего 7-го аккорда во втором такте.
Арпеджио от 3 до b9 – это арпеджио dim7, начинающееся на трети доминирующего аккорда.

Минор II V I короткие фразы
Следующая серия фраз – это короткая прогрессия II VI ре минор.
Фраза 36
Эта простая, но эффективная фраза использует арпеджио Em7b5 и гармонический минор D.

Фраза 37
В Lick 37 используется арпеджио Gm (add9) поверх Em7b5.

Фраза 38
Хотя арпеджио в основном используется в джазе для выделения аккордов, исполнители эпох свинга и бибопа часто использовали трезвучие 1-3-5 для выделения основного аккорда. Работая над соло, не забывайте потратить некоторое время на трезвучия, они пригодятся, когда вы будете использовать их поверх мелодий бибопа.

Фраза 39
Вот классический минор II VI в бибопе, в котором используется арпеджио Bbdim7 поверх аккорда A7alt.
Играя арпеджио dim7 из 3-го любого 7-го аккорда, вы наметите интервалы 3-5-b7-b9 этого аккорда. Это называется арпеджио от 3 до 9, и это важный урок для любого джазового гитариста.

Фраза 40
В примере 40 также есть арпеджио Bbdim7, выделяющее аккорд V7alt, а также мажорная 7, ведущая к тонике во втором такте.
Мажорная 7-я, либо в арпеджио, либо в мелодической минорной гамме, была более популярна по сравнению с минорными аккордами в эпоху бибопа.

Фраза 41

Джаз-блюз, гитарные фразы
Следующие партии джазовой гитары исполняются на первых четырех тактах последовательности аккордов джаз-блюза в F.
Фраза 42
При игре на доминантных аккордах в стиле бибоп-блюз, b7 доминирующего аккорда часто играется в последней части фразы, чтобы подчеркнуть переход к следующему аккорду.

Фраза 43
В четвертом такте прогрессии джаз-блюза здесь используется та же задержка, что и у b7.

Фраза 44
Пример 44 использует мотив Honeysuckle Rose (см. прим 18) дважды и завершается пентатоникой фа мажор.

Фраза 45
Эта фраза начинается с пентатоники фа мажор и заканчивается пентатоникой фа минор.

Фраза 46
Эта фраза бибопа из сборника песен Чарли Паркера – одна из самых популярных джазовых фраз всех времен.
В этой фразе используются ноты (b3 и b5). Эти ноты происходят из блюзовой гаммы и являются важным инструментом для джазового блюзового соло.

Изменение ритма партии джазовой гитары
Одна из наиболее распространенных последовательностей джазовых аккордов – последовательность смены ритма, названная в честь джазового стандарта I Got Rhythm, составленного Джорджем Гершвином.
Основа смены ритма – I VI II V, аккордовая прогрессия, которую должен знать каждый джазовый музыкант.
Фраза 47
В этой серии отрывков в течение первых восьми тактов смены ритма используется смесь арпеджио и паттернов, типичных для бибопа.

Фраза 48
Бибоп-фраза 48 – одна из наиболее часто используемых фраз.
Она имеет прыжок с 3 на b9 (на A7 и G7), типичный бибоп.

Фраза 49

Фраза 50
Эта фраза для джазовой гитары демонстрирует, как восходящие четырех нотные паттерны могут использоваться для навигации по гармонии 1-6-2-5.

Теперь, когда вы поработали над этими линиями отдельно, попрактикуйтесь в применении их к своему соло, играя на джазовых прогрессиях и джазовых стандартах.
Это были 50 Bebop фраз для джазовой гитары. Делитесь в комментариях своими мыслями, возможно даже собственными фразами. Это всем будет полезно. Приятного обучения!