В процесс сведения входит очень много пунктов, каждый из которых очень важен и ни один из них нельзя пропустить. А звукоинженер должен обладать не только художественным мышлением, но и знать все тонкости и нюансы сведения. Каждый звукоинженер действует по-своему и у каждого свой порядок действий, но если взять обобщенно, то есть основные этапы сведения трека, которые сформировывались годами. В этой статье именно об этих этапах мы и поговорим.
Подготовка к сведению
Определение оптимальной точки прослушивания – один из важнейших этапов. Есть такое определение – “sweet spot”, (англ. – сладкая точка). Определив такую точку, вы будете четко слышать средний канал, т.е. сигнал, который в панораме находится в центре. Контрольные мониторы и вы (ваша голова) должны образовывать равносторонний треугольник, как показано на изображении ниже.

Установка музыкального баланса
Как только вы определились с точкой прослушивания, следует приготовить свой проект к сведению. Первое, что нужно сделать – проверить весь проект и сбросить настройки. Это могут быть панорама, используемые плагины и эффекты, эквалайзер, громкость и т.д. Т.е. все значения должны быть установлены в “ноль”.
Затем должна произойти нормализация проекта, т.е. в микшере фейдеры устанавливаем на одном уровне. В этот момент мы уже должны знать звуковую картину и баланс инструментов в нашем миксе. Допустим какой-либо инструмент в миксе проваливается или выпирает, мы должны нормализовать громкость трека пока сигнал не пришел на микшер.

Уровни выходного сигнала устанавливаются при помощи аналоговой , либо цифровой консоли, как правило (особенно в цифр. консолях) уровень сигнала обозначается как Gain. Уровень громкости вы определяете на слух, не допускайте низкого уровня записи. Режим проекта должен быть 32-битным, это оптимальный режим для динамического диапазона.

Панорамирование
Все предыдущие манипуляции с проектом произведены, затем приступаем к следующему шагу – панорамированию инструментов. Звук, который мы слышим имеет 3 пространственные характеристики: высоту, удаленность а также направление. И как раз таки панорамированием называют установкой направления сигнала по отношению к центральному каналу.
Для чего нужно панорамирование:
- для достижения спецэффекта (передвижение сигнала, зацикливание панаромироваия)
- разделение инструментов или источников, которые звучат в одном частотном диапазоне. Это делается для того, чтобы похожие нструменты не перекрывали друг друга
- для установки равномерного звукового баланса в миксе;
В расположении инструментов в стерео-пространстве нет никаких ограничений. Но как правило бас-гитара, основной вокал и бочка всегда звучат по центру. Используйте также прием естественного расположения инструментов. Представьте ударную установку, посмотрите, где находится каждый инструмент – хет, бочка, том, тарелки и панорамируйте в проекте эти инструменты в соответствии с тем, как они расположены в жизни.

динамическая обработка и Эквализация
Перед тем, как приступить к эквализации, советуем подобрать две, три композиции, на которые вы будете ориентироваться и которые сводили профессиональные звукоинженеры. Послушайте их внимательно, копируйте все нюансы и детали сведения.
В эквализации тоже нет никаких правил. Самая часто встречающаяся задача в эквализации – это разделение инструментов по частотам. Например бас и бочка находятся в одном частотном диапазоне и мешают друг другу. Происходит конфликт частот. И эквализация решает эту проблему.
Перед использованием динамической обработки следует вырезать частоты, а после динамической обработки добавляем уровень. К каждой партии необходимо применить фильтр высоких частот. Срезать нужно как минимум 20Гц, это удалит все артефакты и грязь, на которые не реагирует компрессор.
Эквалайзер должен использоваться в основном для подчеркивания, а не для конкретных изменений звуковых характеристик. Усиление в 300-400Гц – вы подчеркнете плотность, 2-4кГц – подчеркнете присутствие, а 10-12кГц – вы добавите блеска и яркости. Это не правила, это просто общие принципы. Подробно об эквализации вы узнаете здесь

Компрессор корректирует атаку звука и динамический диапазон. Подробно о процессе динамической обработки читайте здесь.Затем используйте все эффекты по назначению. Хорус, ревер, дилей фейзер предназначены для создания окраски звука, иксайтер — обогащает звук обертонами.
Формирование акустического пространства
Ревербераторы и дилей(эффект задержки) могут отдалить источник звука. Для начала можно использовать пресеты ревера или дилея, а затем произвести более точную настройку, которая подойдет вам. Параметры Dry/Wet и задержка (Early Reflections Delay) отчечают за восприятие удаленности сигнала.

Артистическая обработка
После того как были выполнены все этапы наступет момент создания художественной уникальности композиции. Это самый долгий процесс, так как тут может возникнуть очень много нюансов. При артистической обработке используют различные эффекты, хорус, фленджер, дисторшн – для обработки звука гитары, для вокала – ревер, дилей. Конечный результат зависит только от фантазии звукоинженера.
Итак, мы узнали, что нюансов в сведении великое множество и легко можно запутаться во всех процессах. Поэтому необходимо весь процесс упорядочить и систематизировать. Здесь мы получили лишь общую информацию об основных этапах сведения. Более подробную информацию читайте в разделе звукорежиссура.
Надеемся, что статья была для вас полезной. Успехов в обучении!