Минорная пентатоническая гамма довольно известна, и я думаю, что многие из вас использовали ее в своей игре. Тем не менее, я считаю, что многие музыканты думают об использовании этой гаммы с ограниченной точки зрения.
Зачастую это рассматривается в блюзовом контексте. Но если вы посмотрите глубже, вы обнаружите, что пентатоническая гамма может предложить гораздо больше!
Теперь, прежде чем я приступлю к уроку, позвольте мне в общих чертах изложить для чего нужны гаммы: они могут предложить нам способ осмысления музыки и помочь нам лучше изучить наш инструмент. Но они не музыкальны сами по себе.
Гаммы могут помочь нам функционально сгруппировать ноты и теоретически понять музыку, но это зависит от музыканта, который использует эти знания для создания реальных музыкальных идей.
В случае, если вы не знакомы с минорной пентатонической шкалой, вот нотация минорной пентатоники, которую мы будем использовать в качестве ориентира для этого урока:

Вы заметите, что я добавил 9-ю (С) верхнюю ноту и записал две октавы, что, я считаю, очень важно. Теперь давайте начнем проверять несколько разных способов применения минорной пенатонической гаммы к разным видам аккордов.
Основные минорные аккорды
Основная ступень аккорда будет основной ступенью гаммы. Таким образом, вы можете сыграть минорную пентатонику над аккордом Amin7 (или просто Am). Посмотрите, а затем послушайте:

Минор в мажоре
Точно так же минорную пентатонику можно сыграть через аккорд А7. Это чаще всего применяется в блюзовых фразах. В этом варианте вместо 3-ей ступени в A7 (C #) играется чистая До (C). В этой ступени и определяется разница между минорным и мажорными аккордами.

Так же в пентатонических гаммах существует одна особенность: для каждого минорного аккорда существует параллельный мажор, и наоборот.
Например, ля минорный аккорд (который соответствует нашей минорной пентатонической гамме) относится к До мажорному. Чтобы найти этот аккорд необходимо подняться на малую терцию от тоники – основной ступени гаммы. (С интервалами можно познакомиться здесь.) Или, если вы начинаете с мажорного аккорда, поднимитесь на большую сексту (нота ля), и это будет параллельный минор.
Теперь мы находимся в тональности до мажор. Какие аккорды относятся к До мажору? Вот они:
I: Cmaj7
II: Dmin7
III: Emin7
IV: Fmaj7
V: G7
VI: Amin7 (Параллельный минор)
VII: Bmin7(b5)
Почти во всех из них вы можете сыграть минорную пентатонику, хотя некоторые я бы посоветовал играть иначе. Давайте рассмотрим это:
Параллельный мажор
Минорная пентатоническая гамма на самом деле такая же, как и мажорная пентатоническая, только начинающаяся с ноты Ля. То, с какой ноты вы начинаете играть, не имеет большого значения. Это всего лишь способ осмыслить это.

Мажорный IV аккорд параллельного мажора (F).
Если мы находимся в тональности до мажор, то IV аккорд будет фа мажор 7 – F7. Шестая нота мажорной гаммы F играется в минорной пентатонике, поэтому, если вы хотите быть более конкретным, вы можете сыграть аккорд Fmaj13.

Минорный II аккорд параллельного мажора.
В этом случае мы будем играть пентатоническую гамму A минор над D минор 7. Точнее, вы можете играть в Dmin9 или Dmin11, поскольку оба этих расширения будут в рамках пентатоники A минор.
Конечно, вы также можете просто сыграть ре минор в пентатонике над аккордом Dmin7.

Аккорд V sus4 параллельного мажора.
В данном случае это G7sus. Вы можете просто сыграть обычный V-доминантный аккорд, но так как параллельная минорная пентатоника подчеркивает sus4, было бы уместно взять именно этот аккорд. На самом деле, было бы точнее сыграть аккорд G13sus.

Как я уже сказал, вы можете сыграть минорную пентатонику над любым аккордом в ключевом центре до мажор, но для некоторых есть лучшие варианты. Самый очевидный – сыграть ми минор в пентатонике над аккордом III (Emin7).
Но аккорд, который заслуживает большего внимания, – это полууменьшенный аккорд (Bmin7b5).
Этот аккорд часто рассматривается как второй аккорд в параллельном миноре (A минор), но в минорной пентатонике не выделяется самая важная нота в этом аккорде: кварта (F).
II минорная пентатоника над VIII аккордом.
Данный аккорд лучше обыгрывать D минорной пентатоникой, т.к. в нем присутствует b5 ступень.

Минорная пентатоника, полутон от аккорда мажор 7 (b5).
Конечно вы использовали этот аккорд в своей игре, но возможно не знали, как его обыграть. Это отличный вариант для организации группы нот для обыгрывания этого аккорда.
В этом конкретном случае мы играем минорную пентатоническую гамму над аккордом Bbmaj7 (b5). Зачем? Потому что гамма начинается с 7-ой ступени Bb major, а пентатоника выделяет самую важную ноту в этом аккорде: ноту ми.

Применение минорной пентатоники к II-V-I

Здесь появляется пентатоника A # над аккордом G7alt. Вы можете думать об этом как о том, что вы просто играете минорную пентатонику на малую терцию выше от основного тона доминантного аккорда. По сути, вы попадаете на все возможные изменения в доминантсепт аккорде (# 9, b9, # 11, # 5).
Это может звучать немного «вне», но когда вы переходите к Cmaj7 (b5), все довольно хорошо звучит.
Надеюсь, этот материал оказался для вас полезным. Удачи! И успехов в занятиях!