Как улучшить звучание дешёвого микрофона?
“Домашняя звукозапись возможна, только если у тебя есть специальное оборудование” – говорили эксперты в области звукорежиссуры, однако согласитесь со мной, что для любительской и демонстрационной записи вовсе не обязательно иметь в своём распоряжении дорогие составляющие для домашней студии! В первую очередь мы должны понимать то, что человеку, который находиться у истоков творчества, необходимо не только следовать заданному алгоритму, но и научиться самостоятельно чувствовать звук, и знать то, как можно его улучшить, исходя из уже имеющихся инструментов.
В данном контексте речь пойдет о таком инструменте как микрофон! Вам, наверное, знакома ситуация, когда записать свою первую песню уже невтерпеж, но денег хватает только на дешёвый микрофон из Поднебесной. И что же делать в таком случае? Ответ звучит следующим образом: “для начала нужно понять, какого качества звука мы хотим добиться и сколько у нас для этого есть денег”. Сейчас мы рассмотрим виды микрофонов для домашней звукозаписи и постараемся улучшить звучание дешёвого микрофона, потому что мы это можем!
Можно ли экономить на выборе микрофона?
– Да, можно, но с уменьшением цены, как правило, следует снижение уровня качества звука и надёжности микрофона.
Всё зависит от наших целей – хотим ли мы радовать друзей своим творчеством или быстро и доступно записать новую музыкальную идею дома – и от того, что именно мы будем делать с нашим микрофоном – записывать вокал/инструмент. Не лишним будет ответить себе: “экономлю ли я время или деньги?”, потому что оправдать ожидания неискушенного музыканта дешёвый микрофон, конечно, сможет, но стоит ли игра свеч?
На какой микрофон обратить внимание?
Итак, если мы пишем свой голос, то обращаем внимание на конденсаторные/электретные микрофоны, которые, в отличии от динамических, лучше передают детали вокала и тембровую окраску, однако стоит иметь в виду, что для работы с таким типом микрофонов вам также потребуется внешняя звуковая карта,фантомное питание и XLR коммутация. С другой стороны, отличной альтернативой конденсаторному/электретному микрофону может стать динамический микрофон, который в соотношении цена/качество показывает себя более честно. Ещё одним вариантом для рассмотрения могут стать так называемые USB микрофоны – конденсаторные микрофоны со встроенным предусилителем и АЦП ,которые помогают сэкономить на звуковой карте.
Инструментальные микрофоны не сильно отличаются от вокальных, но только в ситуации, когда речь идёт о дешёвом устройстве из Китая, поэтому используем для записи инструмента конденсаторный микрофон и не паримся!
Улучшаем звучание!
Самая главная проблема дешёвых микрофонов заключается в том, что они делают наш вокал пластмассовым, сжатым и неестественным в плане звучания. Как это можно исправить?
Для нас важно решить 4 главных задачи для того, чтобы улучшить качество записи: подключить микрофон к аудиоинтерфейсу через качественный XLR провод, выставить оптимальный уровень громкости/чувствительности микрофона, и в завершение провести детальную частотную обработку звука.
1. Подключение микрофона.

Провод для микрофона должен быть качественным, потому что именно через него на плату подаётся напряжение 48В и, если ограничится той коммутацией, что пришла вместе с микрофоном из Китая, то безопасность подключения будет под угрозой. Просто поверьте и купите для начала обычный XLR провод в музыкальном магазине – уже само его присутствие значительно снизит уровень фонового шума!
2. Звукоизоляция и поп-фильтр.

Стоит ли вообще упоминать о том, что место, в котором мы записываемся, должно быть без голых стен и лишних нагроможденных друг на друга вещей? Разумеется стоит!
Качество вашей записи напрямую зависит от акустики комнаты/помещения, и поэтому компенсировать “кошерность” дешёвого микрофона нам поможет вокальный экран или другая локальная изоляция пространства вокруг микрофона. Зачем это нужно? Дело в том, что от голых стен в микрофон возвращается отраженный сигнал, который делает запись хуже по качеству.
Решение данного вопроса подразумевает использование подручных материалов, будь то ковёр,плотное одеяло или поролоновые уплотнители, как звукопоглощающих элементов вокруг микрофона.
Ещё одним немаловажным приспособлением в вопросе звукоизоляции является поп-фильтр, который поглощает взрывные согласные и защищает микрофон от внешних факторов. В крайнем случае можно обойтись ветрозащитой – стоит она копейки и отлично справляется со своей задачей.
3. Уровень громкости/чувствительность микрофона

Для нас интересно то, что уровень выходного сигнала микрофона напрямую зависит от уровня gain на усилителе/звуковой карте, который мы можем регулировать в зависимости от того, какую динамическую подачу обеспечивает вокал. Выставляем уровень громкости не слишком большим, но в то же время и не очень тихим. Для качественной записи на дешёвый микрофон уровень громкости должен не превышать -18 или -6 dB на входном уровне . Следим за “клиппингом” и вовремя убираем gain, чтобы избежать брака в записи.
Представьте, что микрофон, в который вы поёте, это ухо слушателя. Опираясь на это следует помнить о том, что в моменты сильной динамической подачи вокала будет не лишним немного удалиться от микрофона, тем самым подавляя лишний резонанс в динамике. Точно также это правило работает и в моменты “интимного шёпота”. И помните,что результат дальнейшей обработки напрямую зависит от качества записи исходника, поэтому можно сказать, что 80% успеха для нас является чистая в динамическом смысле запись!
4. Эквализация.

Вот мы и подобрались к самому интересному пункту пост-обработки звука нашего микрофона. Как мы уже сказали, главная проблема дешёвых записывающих устройств заключается в неравномерной АЧХ (амплитудно-частотная характеристика), из-за которой голос на записи получается пластмассовым и не живым.
Как можно улучшить качество звука с помощью эквализации?
Пост-обработка подразумевает наличие у вас VST-плагинов, которые отлично справляются с этой задачей. Для этих целей подойдет любой графический или параметрический эквалайзер.Во-первых, стоит обрезать суб-низы, чтобы избавить вокал от лишнего низкочастотного гула. Самое главное не переусердствовать и не вырезать полезные частоты в низком спектре – до 100-150 Гц у мужского голоса и до 300-350 Гц у женского

Во-вторых, мы должны понимать, что корректирование частотного диапазона вокала, записанного на дешёвый микрофон, начинается с поиска и выделения полезных частот. Как это сделать?
Для того чтобы понять, какие изменения нужно делать, разобьем диапазон вокала на 3 части: низкие( от 100 до 500 Гц) , средние ( от 500 Гц до 2КГц) и высокие частоты ( от 2КГц до 20 КГц). На мой взгляд, самые проблемные места у дешёвых конденсаторных микрофонов находятся в области средних частот – они то и делают наш звук пластмассовым. На примере графического эквалайзера рассмотрим первый этап улучшения звука :

Что мы сделали? Выставили “V”- образную форму в графическом эквалайзере, тем самым добавив недостающие низкие частоты, то есть тело вокалу, и повысили так называемую разборчивость в диапазоне высоких частот. Будьте внимательны и слушайте, когда повышаете/понижаете уровень той или иной частоты, потому что можно пережать вокал или наоборот лишить его полезных частот. Усиления или ослабления на 3.5 – 5 dB будет достаточно в нашем случае.
Но и это ещё не всё!
Пассивная эквализация “V”-образной формы всё ещё требует доработки, а именно понижения уровня громкости диссонансов по всему спектру звука. Это избавит нас от всех шипящих и гудящих ненужных частот. Как это сделать?

Графический эквалайзер в этом плане окажется намного эффективнее параметрического, потому что с его помощью мы видим, какие именно участки вызывают диссонансы. Итак, для поиска “свистов” и “писков” значение Q (отношение центральной частоты выбранного нами диапазона к его ширине) должно быть минимальным. Теперь мы можем искать неприятные для нас звуки и понижать их уровень gain, но делать это стоит лучше с помощью динамического эквалайзера, чтобы, когда выбранные частоты не резонировали, голос не терял свою естественную краску.
Теперь наш вокал, записанный на дешёвый микрофон, звучит намного лучше и готов для дальнейшей обработки различными плагинами и другими инструментами для сведения!
Таким образом, мы можем сделать вывод, что даже с микрофоном низкого ценового сегмента можно добиться приличного звука для реализации вашего творчества!
Спасибо за внимание! Теперь вы знаете как улучшить звучание дешёвого микрофона. Следите за нашими новостями!