Губная гармоника, также известная как губная гармошка, насчитывает 2500 лет. Другое название инструмента – саксофон из Миссисипи, что многое говорит о том, где он был наиболее популярен.
Изобретение губной гармоники
«Шэн» был инструментом в Древнем Китае с бамбуковым тростником. Он работал так же, как и современная губная гармошка, но без прямого спуска. Принцип прост. Плоская металлическая полоса (трость) закреплена на одном и свободна на другом. Когда воздух проходит над тростью, она вибрирует и издает звук.
Сегодняшний инструмент обязан своей жизнью берлинскому изобретателю и музыканту Фридриху Баушманну. В 1822 году он возился с материалами, пока не создал то, что он назвал «аурой». У него было 15 язычков, и он был предназначен для использования в качестве дудки для настройки фортепиано, а не как музыкальный инструмент.
Именно Кристиан Месснер, часовщик, изменил ауру и вывел ее на рынок в качестве губной гармошки. Его продавали на карнавалах и ярмарках по всей Германии, где он оказался популярным. Вскоре племянник Месснера, Кристиан Вайс, начал изготавливать и губные гармошки. Двое мужчин тщательно охраняли свои производственные процессы.
Бренд Hohner
Здесь мы встречаем Матиаса Хонера, имя, знакомое большинству из нас. Он был человеком, воспитанным в благочестивой ветви лютеранства, которая подчеркивала важность правильного поведения. Так что, конечно, он не стеснялся украсть производственные секреты Вайса и Месснера.
В 1857 году Хонер начал производить гармоники, используя методы массового производства, и быстро занял первое место на рынке. Была причина для спешки в ускорении выпуска продукции на заводе Hohner.
По словам Хартмута Бергхофа из Немецкого исторического института, Хонер «оплодотворил свою дальнюю кузину Анну Хонер (1836–1907), поэтому скорейший брак был необходим, чтобы она не превратилась в« падшую девушку ». ”
Закон требовал, чтобы будущий муж доказал свою финансовую способность содержать семью до того, как будет разрешен брак. Итак, производственная линия Hohner изобрела гармонику, точно так же, как Матиас и Анна продемонстрировали одинаковую динамику, выпуская 15 маленьких Hohner.
К концу девятнадцатого века фабрика Hohner выпускала более миллиона инструментов в год.

Гармоники в Америке
Маттиасу Хонеру нужно было удовлетворить все запросы, и ему нужно было найти новые рынки сбыта для своих инструментов; он нашел одного из немецких иммигрантов, которые в больших количествах поселялись в Соединенных Штатах. «Экс-патриоты будут ностальгировать по знакомым звукам старой страны», – рассуждал он; и он был прав.
К концу 1890-х годов продажи губных гармошек в Новом Свете были достаточно быстрыми, и Матиас отправил члена семьи Хонеров для управления делами. Ханс Хонер был отправлен разобраться с ситуацией. В значительной степени Ханс был выбран потому, что парень оплодотворил семейную служанку, и нужно было избежать темных пятен на имени Хохнера.
Здесь есть большая доля лицемерия, поскольку отец Хонер был набожным христианином. Но разве Матиас не поставил незамужнюю Ану в семейное положение двумя десятилетиями ранее? Матиас Хохнер правил своей семьей железным прутом, поэтому вряд ли у кого-то хватило смелости поднять эту тему.
Ханс Хонер построил американский бизнес, а другие, увидев потенциал, занялись торговлей губными гармошками.

Гармоника в блюзе
Инструмент стал популярным за пределами немецко-американского сообщества из-за своей простоты и невысокой стоимости.
Некоторое время в водевилях были в моде оркестры губных гармошек.
Но потом афроамериканцы овладели оловянным бутербродом, и музыка на губной гармошке уже никогда не была прежней. Творческая энергия чернокожих музыкантов нашла новые способы игры на инструменте. Они научились сгибать ноты, чтобы создать заунывный звук, идеально сочетающийся с блюзом. Они сложили ладони над инструментом, чтобы воспроизвести новые звуки и придать им текстуру вибрато.
Профессор Мэрилендского университета Барри Ли Пирсон является экспертом в области традиционной американской музыки. Он сказал, что «когда афроамериканцы взяли в руки этот инструмент в 20-м веке, они полностью превратили его в нечто такое, для чего на нем никогда не планировалось играть, как в Европе. Для меня это замечательная демонстрация силы традиции. Вы не просто берете инструмент и играете так, как он был создан для игры. Музыка внутри вас, вы берете этот инструмент и пытаетесь воссоздать то, как, по вашему мнению, следует играть музыку. Это то, что сделали афроамериканцы».
К 1920-м годам губная гармошка стала неотъемлемой частью блюза рядом с гитарой, не говоря уже о спутнике бесчисленных странников и исполнителей из рабочего класса.
Инструмент перекочевал в народную музыку и рок-н-ролл. Он даже проник в классические постановки. Ральф Воан Уильямс написал свой Романс для гармоники для виртуоза Ларри Адлера.
В то время как Адлер, Томми Рейли и другие вывели гармонику на концертную сцену, всегда найдется значительное количество людей, которые отвергнут его как новинку.
Инструмент перекочевал в народную музыку и рок-н-ролл. Он даже проник в классические постановки. Ральф Воан Уильямс написал свой Романс для гармоники для виртуоза Ларри Адлера.
В то время как Адлер, Томми Рейли и другие вывели губную гармошку на концертную сцену, всегда найдется значительное количество людей, которые отвергнут его как новинку.
Бонусные факты
- Центром производства гармоник в Германии является небольшой городок Троссинген на юго-западе страны. Именно здесь открыл магазин Матиас Хонер. Сегодня в нем 17 000 жителей, музей гармоник и три музыкальных колледжа.
- В декабре 1965 года астронавт НАСА Том Стаффорд на борту «Джемини-6» предупредил Центр управления полетами о том, что он видел странный НЛО с пилотом в красном костюме. В этот момент другой астронавт Уолли Ширра сыграл Jingle Bells на семинотной губной гармошке. Это была первая песня, которую сыграли в космосе.
- Между 1942 и 1944 годами Американская федерация музыкантов отказалась делать коммерческие записи, чтобы заставить радиостанции нанимать живых музыкантов, а не использовать «консервированную» музыку. Запрет включал саксофоны, пианино, скрипки и тому подобное, но не включал гармоники. В результате инструмент широко использовался в прямых трансляциях, что привело к росту его популярности.