Сегодня мы поговорим про 9 величайших саундтреков Джона Уильямса к фильмам. Джон Уильямс, без сомнения, один из известнейших кинокомпозиторов всех времен. Изобретатель волшебных музыкальных миров от Гарри Поттера до Звездных войн и некоторых из самых душераздирающих мелодий от Списка Шиндлера до Спасти рядового Райана, он самый номинированный на Оскар человек из ныне живущих – и не без оснований.
Он безраздельно правит звуковым ландшафтом киноэкрана более 50 лет, и у нас есть сотни часов великолепной музыки, за которые мы можем поблагодарить его.
Вот 9 величайших саундтреков из его выдающейся карьеры…
Звездные войны (1977)
Для фильма в жанре ‘космической оперы’ может быть достаточно только саундтрека оперных пропорций – и можно с уверенностью сказать, что Джон Уильямс выступил с полной отдачей. Благодаря вагнеровской приверженности музыкальным темам и мотивам, партитура Уильямса ко всей франшизе “Звездных войн” раскрывает все враждебные и романтические стороны, от межгалактических сражений до несчастных влюбленных.
Есть “Имперский марш” со вкусом Прокофьева, наиболее известная как “Марш Дарта Вейдера”, и даже любимая музыка Джона Уильямса: “Тема Йоды”. Он сказал: “Простота мелодии в сочетании с логикой интервалов, кажется, придает ей некоторую серьезность. Такое сочетание трудно создать, если оно слишком востребовано.”
Список Шиндлера (1994)
Трудно представить более совершенную партитуру к “Списку Шиндлера” Стивена Спилберга, чем та, которую написал Джон Уильямс, но даже у самого композитора были сомнения. Когда его впервые попросили написать партитуру, Уильямс сказал Спилбергу: “Для этого фильма вам нужен композитор лучше, чем я”.
“Я знаю”, – последовал ответ Спилберга. “Но они все мертвы!”
Партитура Уильямса вошла в историю как одна из лучших когда-либо написанных, самый точный музыкальный аналог фильма Спилберга.
Легендарный скрипач Ицхак Перлман исполнил партитуру с огромной страстью и интенсивностью, а душераздирающая простота главной темы принесла Уильямсу его пятый “Оскар”.
Инопланетянин (1982)
Как однажды сказал мудрый режиссер Стивен Спилберг: “Без Джона Уильямса велосипеды не летают” – и это именно та оценка, которая доказывает это.
Когда в 1982 году был выпущен “Инопланетянин “, главный персонаж инопланетянина был чудом аниматронных достижений. Но, несмотря на выразительные способности и искусную режиссуру Спилберга, потребовался совершенно особенный саундтрек, чтобы аудитория полюбила фильм.
Такая работа требует гениальности Джона Уильямса. Благодаря его особому волшебству саундтрека это пучеглазое инопланетное существо превращается в самого привлекательного члена актерского состава.
Спилберг был таким большим фанатом, что нарушил одно из золотых правил Голливуда и отредактировал финальную версию фильма так, чтобы она соответствовала музыке, а не наоборот.
Парк Юрского периода (1993)
Никто так не трепещет и не удивляется, как Джон Уильямс, и его главная тема для Парка Юрского периода не исключение. Вы не можете не ощутить великолепие и масштаб этих доисторических существ по его величественной музыке.
Но есть также неизбежный саспенс и драма, которые возникают, когда оказывается, что оживление динозавров было не такой уж отличной идеей. Хотя он никогда не достигает головокружительных высот Инопланетян или напыщенности Звездных войн, Парк юрского периода технически великолепен и дополняет действие фильма на всех уровнях.
Супермен (1978)
Под могучие фанфары темы, которая буквально кричит “СУПЕРМЕН!” во весь голос, Джон Уильямс – человек, благодаря которому ветер раздувает плащ одного из самых легендарных супергероев кинематографа.
Его партитура, номинированная на премию “Оскар”, отражает весь героизм и притягательную природу “Человека из стали” Кристофера Рива, и с тех пор главная тема фанфар вошла в репертуар оркестров по всему миру.
В поисках утраченного ковчега (1981)
Как раз в тот момент, когда вы думали, что у Джона Уильямса закончились темы высокооктановых приключений, связанных со штурмом амбаров, он снова появляется с музыкой для первого выхода Харрисона Форда в роли археолога в фетровой шляпе.
Гимн ‘Марш рейдеров’ теперь запечатлелся в нашем сознании как музыкальное воплощение великого киногероя – Индианы Джонса. Возьмите свои шляпы и послушайте это…
Челюсти (1975)
Двумя запоминающимися нотами Джон Уильямс возвещает о прибытии Брюса, Большой Белой акулы, которая зловеще скрывается в глубинах идиллических пляжей острова Эмити.
Заимствованный из триумфальной третьей части симфонии Дворжака “Новый мир”, этот угрожающий мотив акулы сыграл огромную роль в том, что фильм Спилберга стал хитом, а его автор также получил премию “Оскар”.
Уильямс описал тему как “терзающую вас, как это сделала бы акула, инстинктивную, безжалостную, неудержимую”.
И хотя Спилберг поначалу не был впечатлен идеей Уильямса, когда услышал ее на фортепиано, в конце концов он был покорен и даже позволил Уильямсу сыграть на кларнете на финальной записи!
Гарри Поттер и философский камень (2001)
В 2001 году Джон Уильямс совершил самый волшебный поступок, когда-либо совершенный магглом, со своей завораживающей партитурой к первому фильму о Гарри Поттере.
Переливчатые струнные, переливчатые деревянные духовые, мерцающая перкуссия и чарующие мелодичные прыжки заключают в себе все опасности и прелести чудесного волшебного мира с небольшой примесью фирменного волшебного музыкального штриха Уильямса.
Хотя другие композиторы взяли бы бразды правления в более поздних фильмах сериала, “Тема Хедвига” Джона Уильямса – единственное произведение, вошедшее во все восемь фильмов франшизы.
Капитан Крюк (1991)
Джон Уильямс на самом деле написал несколько музыкальных номеров для “Капитана Крюка” перед съемками, когда режиссер Стивен Спилберг все еще рассматривал возможность создания музыкального фильма.
В конечном итоге от этой идеи отказались, но то, что осталось, – это изысканная оркестровая партитура, полная юношеского оптимизма и героики Питера Пэна, опасностей капитана Крюка и его коварной левой руки, а также всех чудес Неверленда.