Всем привет! В этой статье мы расскажем о том, как записать барабаны. Прежде чем приступить к записи ударных, нужно выполнить ряд действий, которые сделают звук вашего инструмента максимально живым, динамичным, объемным и чистым.
При записи ударных можно использовать виртуальный инструмент (VST) или записывать живой звук. Мы будем рассматривать запись живых барабанов.
Итак, давайте по пунктам разберем, что нужно сделать перед записью.
Настройте инструмент

Любой инструмент перед записью должен быть настроен и барабаны не исключение. Полное руководство по настройке ударной установки смотрите здесь
Избегай лишних призвуков

При неправильной настройке, установке некачественного пластика или по каким то другим причинам, элементы установки могут звучать не так как нужно: гудеть, издавать неприятные обертона, иметь слишком длительный сустейн. Избежать этого поможет использование демпферов (кольца, липучки). Подробная статья по выбору пластика здесь
Звук комнаты очень важен

Чтобы добавить объема и более атмосферного звучания ударных можно использовать реверберацию. Это действенный способ, но самый лучший саунд может получиться лишь в том случае, если вы добавите к звуку ударных записанный трек комнаты. Для этих целей используется два или четыре микрофона, которые располагаются по краям комнаты (или
в других местах).
Подготовьте микрофоны

Любой звукорежиссер должен знать как происходит запись ударных, какие микрофоны должны использоваться и в каком количестве. Эту тему мы обсудим в этой статье отдельно.
Проверяйте уровень сигнала

Неопытные звукорежиссеры зачастую во время настройки звука устанавливают уровни сигнала в максимальные значения, что может привести записанный материал в негодность. Также барабанщик на саундчеке может играть тише, чем на самой записи. Поэтому настройке уровня необходимо уделить особое внимание.
При записи не должно быть никаких пиковых значений и индикации в красной зоне. Ошибочно полагать, что потом такой трек можно исправить при помощи специальных программ. Поэтому необходим запас уровня от 8-ми до 12-ти dB. Это должен знать не только звукорежисер, но и сам барабанщик.
Перейдем непосредственно к самой записи барабанов.
Записывать барабаны можно тремя способами: 2-мя, 3-мя или более трех микрофонами. Первые два варианта не столь популярны и качество записи оставляет желать лучшего. Мы рассмотрим третий вариант.
Ниже на схеме показано сколько микрофонов должно быть и как они могут располагаться.

Практически каждый элемент установки имеет свой микрофон. Обратим внимание, что звук малого барабана снимается двумя микрофонами: ударный пластик и подструнник. На схеме показаны два оверхеда и два микрофона, которые снимают комнату. Иногда бочку снимают двумя или тремя микрофонами: внутренним, наружным и еще используют саб кик (subkick).

Бас барабан
Как правило бочка снимается двумя микрофонами – внутри и снаружи. Чтобы в звуке присутствовал щелчек, внутренний микрофон (например Sennheiser PZM или Shure SM57) необходимо расположить близко к ударному пластику. Микрофон, который находится снаружи (например AKG D112) располагаем в центре резонаторного отверстия.
Малый барабан
Звук малого барабана очень часто снимают микрофоном Shure SM57. Более лучшим и интересным по звучанию будет использование микрофона AKG 414 с широкой диафрагмой. Если установить его в гиперкардиоидный режим, то можно свести к минимум снятие звука хай-хета, так как в этом режиме микрофон не улавливает звуки с обратной стороны.
Подструнник можно снимать AKG C391, направлять его необходимо именно на пружину. малый двумя микрофонами, один сверху, другой снизу, могут возникнуть проблемы с фазой, что приведет к скудному и безжизненному звучанию нижнего микрофона. Поэтому необходимо будет инвертировать фазу.
Хай хет
Для записи хета лучше всего подойдут конденсаторные микрофоны с маленькой мембраной. Они очень хорошо снимают верхние частоты. Можно использовать Neumann KM84, Shure SM81 или Audio-Technica 403.
Подбирайте положение микрофона, таким образом можно достичь более четкого и чистого звучания. Опять же необходимо минимизировать лишние звуки, например от малого барабана, поскольку он находится в непосредственной близости.
Томы
Здесь нет ничего необычного, микрофоны направляются в центр пластика и устанавливаются под углом 45°, в таком положении хорошо снимается атака. Предпочтительно использовать динамические микрофоны, так же популярны Sennheiser 421, Shure SM57, SM98, Neumann U 87.
Верхние микрофоны (Overhead)
Верхние микрофоны предназначены для записи всей установки или отдельно тарелок, поэтому вам необходимо определиться, каким способом будет происходить запись. Если вам нужны только тарелки, то хорошо подойдут конденсаторные микрофоны с небольшой мембраной, а микрофоны с большой диафрагмой позволяют записать только тарелки, практически не захватывая звучание всей установки. Например AKG C12, Neumann U87, но это дорогие микрофоны, вариант подешевле – AKG C414 TL II. Микрофоны должны располагаться на значительном расстоянии друг от друга.
Если вы решили записывать верхними микрофонами всю установку целиком, то угол их наклона по отношению друг к другу должен составлять 75-135°. Избегайте сдвига фазы, и если это произошло, измените угол установки.
Запись комнаты
Комната должна быть хорошо зондируемой. Используются большие конденсаторные микрофоны или микрофоны с круговой диаграммой направленности, если желаете большего контроля над звуком, используйте микрофоны с кардиоидной диаграммой.
P. s. Так же при записи ударной установки можно использовать акустические триггеры, которые подключаются к MIDI-преобразователю и через сэмплер генерируется звучание того или иного элемента ударной установки. Это дает возможность изменить звучание ваших барабанов и делает настройку более гибкой. О триггерах читайте наших следующих статьях.