Послушав трек,все мы с легкостью можем определить, любительская это запись или профессиональная. В этой статье мы разберем, какие ошибочные действия приводят к тому,что ваш трек начинает звучать как “любительский”.
Не обязательно партии в вашем треке должны быть точными и качественными. Мы знаем кучу примеров,когда исходный файл был записан плохо,неточно и с искажениями. Но опытные специалисты творят чудеса и в конечном счете трек звучал просто шикарно. А иногда даже саунд продюссеры умеренно делают искажение или Lo-Fi, чем придают записи особое звучание. И так,разберем по-порядку основные ошибки,которые мы можем допустить при сведении.
Какие могут быть признаки любительской записи:
Избыточное количество баса
Новички зачастую сводят свои треки в наушниках или на недорогих колонках,которые не могут воспроизвести нижние частоты должным образом. И, конечно, начинающие звукоинженеры добавляют бас в свой трек. Это приводит к тому,что на качественной аппаратуре такую запись слушать не возможно. Если это все-таки произошло и ваш трек “бубнит” при прослушивании на более качественной аппаратуре, проанализируйте свои действия при сведении,попытайтесь устранить дефект, сравнивая уровни низких частот с коммерческими записями в жанре той музыки,которую вы пишете.
НЕ качественно записанные барабаны
Барабаны – это самый сложный инструмент для записи. Чтобы записать ударную установку используются высококачественные микрофоны, количество которых может достигать 10 и более штук. Так же очень важна комната, где происходит запись,качество инструмента, ну и конечно уровень владения инструментом самого барабанщика. Время для настройки записи исчисляется днями а иногда и неделями. Любители как правило настраивают ударные не таким тщательным образом, и в записи используют микрофоны не надлежащего качества,а зачастую и совершенно не подходящие для записи ударных (например вокальные микрофоны).
Записать более менее нормально ударные можно, даже если у вас нет микрофонов за 50 000 $. Конечно,возможно вы не получите профессиональный студийный звук, но хотя бы у вас будут нужные уровни сигнала. Что нужно сделать:
Включите любой коммерческий, студийный трек, который по жанру, звуку похож на тот трек, который вы создаете, и постепенно делайте громкость меньше. Когда громкость будет приближаться к нулю, послушайте, проанализируйте, какие инструменты будут исчезать в последнюю очередь. В той музыке, что создают сейчас, как правило – это малый барабан, бочка и lead вокал. Затем постарайтесь повторить эти уровни, звучание в своем собственном миксе.
Переизбыток инструментов
Когда вы сочиняете музыку,партии начинающих музыкантов могут быть тембрально недостаточны и однообразны,примитивны в музыкальном плане. Исходя из этого,чтобы компенсировать этот недостаток, при создании музыки, добавляется большое количество дорожек с различными инструментами. В треке может звучать 5 гитар, 6 синтов, а кто-то может даже додуматься прописать и 2 баса)).
Если вы слышите, что ваша песня звучит неразборчиво, послушайте ее внимательно, проанализируйте вашу аранжировку. Подумайте над партиями,которые вы исполняете, а в своем треке уберите все лишнее. Если вы добавите больше пространства, то ваш трек будет лучше дышать.
Неровная вокальная динамика
Конечно, эта тема по большей части относится к вокалистам. Но звукоинженер должен следить за правильной записью вокала. В наше время самое важное качество,на мой взгляд, это не вокальные данные (я думаю, что вы и сами понимаете,что множество современных звезд либо поют плохо,либо вообще не умеют петь), а это умение управлять динамикой. Этот навык просто необходим в студийной записи. Если вы слышите вокал с неровной динамикой, то это неопытный вокалист,”любитель”, либо неразборчиво бормочет, стоя за пол метра от микрофона, либо орет, проглотив микрофон.
Чтобы избежать неровной динамики вокала, поработайте с вокалистом,убедитесь, что он знает все динамические изменения в треке и знает в каких местах нужно брать дыхание. И следите сами за положением вокалиста у микрофона.
Избыточность реверберации
Начинающие звукоинженеры зачастую не знают, как пользоваться реверберацией, и вставляют ее куда только можно. Ведь, как им кажется при реверберации создается объем и трек начинает звучать лучше. Но эти убеждения зачастую ошибочны. Во-первых, применять реверберацию нужно аккуратно, она должна быть не заметной, просто как текстура звука, если, конечно, в треке не подразумевается явное применение ощутимой реверберации. Опять же послушайте коммерческие записи. Послушайте как в них применяется реверберация, если вы сможете ее там расслышать.
Чтобы применить в своих миксах ревер – аккуратно поднимите уровень реверберации, и как только ее почувствуете – остановитесь,далее понизьте уровень на одно деление. Не позволяйте себе применять в вокальных партиях глубокую реверберацию “Hall” и “Chamber”. Постоянно слушайте и анализируйте.
Дешевая реверберация
Дешевую реверберацию, встроенную в вашу рабочую станцию, слышно сразу даже обычному слушателю. Особенно если такой реверберацией обрабатывается lead вокал.
Если в вашем арсенале эффектов и плагинов не имеется качественного ревербератора, попробуйте полностью отказаться от этой обработки, или сведите ее к минимуму, в принципе, как говорилось пунктом выше.
Внимание. SIR – один из лучших плагинов реверберации абсолютно в свободном доступе и скачать его можно бесплатно. Поэтому вопрос о некачественной реверберации, думаю мы решили.
Не “живые” барабаны
Многие начинающие создатели музыки, в силу отсутствия возможности записать живые ударные инструменты, используют VST инструменты. И это нормально! Сейчас существует большое количество хороших программ, которые если не на 100%, но близко к этому могут передать звучание настоящего инструмента. Главный недостаток,который выдает, то что вы используете не живой инструмент – это одинаковая динамика инструментов барабанной установки. Особенно это чувствуется в малом барабане и райде. Если вы в треке,где звучат 8-е ноты в хете и особенно в райде пропишите (скопируете) одинаковые звуки, то звучание такого бита будет примитивным,машинным и выдаст ваш трек за любительский. Каждому удару,звуку необходимо прописать свою динамику. Как правило сильные доли звучат громче, чем слабые, а в партии малого могут иногда звучать еле слышные “ghost notes” звуки.
Неразборчивый, грязный вокал
Трек может звучать как “любительский” еще и по причине грязно записанного вокала. Одна из причин такой записи, это когда вокалист (ка) записывает свою партию слишком близко к микрофону,которые зачастую увеличивают низкую частоту близко записанных звуков. Что бы сделать звук более ясным попробуйте на несколько сантиметров отойти.
Так же запись вокала без поп-фильтра сделает ваш трек некачественным. Применяйте обязательно этот фильтр,он поможет избавиться от неприятных призвуков.
Применение плохого или совершенно неуместного эквалайзера. Начинающие звукорежиссеры в попытках сделать вокал более разборчивым повышают высокие частоты, что приводит к тому,что трек становится еще хуже, вокал становится резким, а согласные начинают “шипилявить”. Гораздо эффективнее сделать ваш вокальный трек более ясным, вырезав низкие частоты, все, что ниже 100 Hz. Еще при записи можно активировать высокочастотный фильтр “low-cut” на микрофоне.
Не подходящая для записи комната
В случае если вы не имеете подходящего помещения для записи с хорошим звуком, или запись происходит в не звукоизолированной, очень большой комнате, звук будет некачественным и плоским. Конечно существует много примеров,когда многие известные альбомы записывались в ненадлежащих помещениях. Однако опытные инженеры грамотно работали с таким звуком и альбом звучал хорошо.
Когда вы записываетесь, пытайтесь свести к минимуму звук комнаты, подзвучивая инструменты с близкой позиции. Выбирайте микрофоны узкой направленности, это уменьшит охват комнаты.
Партии,записанные ритмически не точно
Прежде,чем записать какую либо партию, необходимо четко знать то, что вы собираетесь играть и отработать это до совершенства. Тем самым вы сделаете трек более чистым и сократите время записи на студии. Но начинающие музыканты придумав партию, тут же записывают ее не продумав и не отработав, ссылаясь на то, что будут править все неточности при сведении. В итоге мы получаем кучу кривых, трудноредактируемых партий. Это делает ваш трек “любительским”.
Тренируйтесь, стремитесь к лучшему звучанию, если вы слышите неточности и недочеты, не оставляйте это, старайтесь исправить все ошибки. И звучание вашего трека станет более профессиональным. Успехов!