Всем привет! В этой статье мы расскажем как настроить барабаны. Надеемся, что эта информация будет вам полезной.
Как настроить барабаны
Даже опытные барабанщики порой сталкиваются с трудностью настройки барабанов. Ударные можно настроить без проблем, если знать как это делать и иметь опыт.
Все элементы ударной установки (кроме тарелок) имеют два пластика – ударный (верхний) и резонансный (нижний). Звучание зависит от того как настроены между собой ударный и резонансный пластик.
При установке новых пластиков, их необходимо растянуть и разыграть, это похоже на то, как разыгрывают и растягивают струны на гитарею Для того, чтобы растянуть пластик, барабан с установленным пластиком необходимо поставить на пол, аккуратно надавить коленом в центр пластика и подержать немного времени.
Есть вариант звуковысотной настройки барабанов. Это означает то, что все барабаны имеют свою ноту звучания. Ноту корпуса барабана определить на слух не так то просто, нужно простукивать корпус с пластиком, который предварительно установлен, но не натянут. Упростить задачу поможет электронный тюнер.
Установив эту ноту, затем настраиваете пластик в унисон (или как можно ближе) с нотой корпуса. Это создаст максимальный резонанс, но результат может понравиться не всем. Так же настроив томы данным способом вы возможно не сможете получить те музыкальные интервалы, которые вам необходимы.
Существует два основных вида настройки ударной установки – равномерная (even) и не равномерная (odd). Even хорошо подходит для закрытых барабанов и это основа для неравномерной настройки odd.
Малый барабан
Если настроить верхний пластик ниже, чем резонансный, увеличится сустейн (продолжительность звука). Если наоборот настроить верхний пластик выше, тон инструмента будет уходить вверх. Если настроить низко резонансный пластик, то его тон будет доминировать над звуком пружины, ну и чем выше настроен нижний пластик, звук малого барабана будет соответственно более резким. Если настроить оба пластика по высоте одинаково, то звук будет более ровный и чистый, без ухода тонов.
Когда вы настраиваете малый барабан, отключите пружину и послушайте как нижний пластик воздействует на звук. Сама пружина настраивается непосредственно уже после того, как будут настроены оба пластика. Если пружина звучит сдавленно, коротко, то ее следует ослабить, так как вы ее перетянули. На малый барабан устанавливаются пружины количеством от 16-ти до 24-ех. Свойство звука напрямую зависит от толщина пластиков, тонкие пластики дольше звучат и имеют четкую атаку, толстые пластики соответственно затухают быстрее.
Even
Перейдем к практике. Первое, что нам следует сделать, это надеть верхний пластик на барабан. Надеваем сверху обруч, берем ключ и закручиваем ближний болт на пол оборота. Так же на пол оборота закручиваем противоположный болт, и идентично двигаемся по часовой стрелке. У каждого винта звук должен быть одной частоты, поэтому возьмите один из винтов за основу звучания и попытайтесь настроить на эту частоту каждый винт. Проверка частоты осуществляется легким постукиванием по пластику в 2-3-ех см от каждого болта.
Резонансный пластик приглушайте рукой. Можно изменять высоту тона пластика ослабляя или натягивая винты, но следует помнить, что при повышении, или понижении частоты у одного винта, также частота меняется и у двух соседних. В случае, если низит винт, его необходимо подтянуть, а соседние два винта сразу же немного ослабить. Лучше настраивать малый барабан немного выше, чем ниже, не важно какой диаметр барабана.
Аналогично настраивается резонансный пластик. Чем выше натяжение нижнего пластика, тем лучше отдача барабана. Данный метод настройки и звук, который получился в итоге некоторым покажется слишком чистым и даже скучным, тогда можно пробовать настройку методом “odd”.
Odd
Данный метод заключается в том, чтобы внести беспорядок в настройку. Достигается это расстраиванием одного из болта, из за чего колебание пластика будет не равномерным и более продолжительным по звучанию. Растраивать болт можно совершенно любой, но лучше определить для себя один постоянный, чтобы не запутаться при настройке. Такая настройка более подходит для барабанов с небольшим диаметром, например томы. Нельзя настраивать вариантом odd бас-барабан, так как уход тона в низких частотах противопоказан, бочку настраивают вариантом even.
Бас барабан
Установите бас-барабан на полу, пластик, который вы настраиваете должен находиться перед вами. Пластик, который вы не настраиваете в данный момент (в случае если вы используете закрытую бас бочку, с двумя пластиками, рабочим и фронтальным) должен быть снят или заглушен, дабы исключить различные призвуки при настройке. Далее натягиваем поочереди диаметрально-противоположные болты. Пластик бас-барабана также нужно хорошенько растянуть.
Если вам нравится открытый, слегка звенящий звук бас-бочки, то в этом случае, вам надо будет играть с фронтальным пластиком. Hо здесь вы столкнетесь с проблемой лишних отзвуков. Это неизбежно. В этом случае могу посоветовать вот что. “Рабочий” пластик заглушите, приклеив к нему в нижней части достаточно длинную и широкую полоску поролона (об этом ниже), а к фронтальному пластику приклейте такую же полоску, но в верхней части. А что касательно настройки высоты звука, то здесь справедливо правило настройки всех барабанов. Хотите добиться более полного звука – настраивайте рабочий пластик ниже, чем фронтальный.
Если же вам нравится более глухой и низкий звук, то после растягивания пластика, начинайте его опускать до необходимого вам уровня. Если вы играете с фронтальным пластиком, то вам надо будет хорошенько заглушить оба пластика большого барабана. Для этого воспользуйтесь каким-нибудь матрасом, но так, чтобы он по ширине был чуть больше чем глубина бас-бочки, так, чтобы при закрытии этот матрас плотно прижимался к обоим пластикам, тем самым заглушая их. Либо, есть другой способ, но менее эстетично выглядящий со стороны. Вам надо будет взять широкий и достаточно длинный кусок материи и растянуть его под пластиком (так, чтобы пластик сам прижимал эту материю). Для возьмем одного басиста и одного вокалиста, поставим их напротив друг друга и дадим каждому в руки конец материи. После этого, заставим их растянуть это дело на бас-барабане (по диаметру) достаточно сильно. А пока они будут мучиться, вы спокойно возьмете и накроете кадл пластиком, ободом и начнете потихоньку закручивать болты.
Как только вы натяните пластик, материю уже можно будет отпустить и начать подстройку пластика и настройку барабана до нужного звука. Как вы понимаете, так заглушить придется и фронтальный пластик. Как я сказал уже, выглядеть это будет не очень эстетично, так как по краям кадла будут торчать куски материи. Правда вы можете их обрезать, но это лишит вас возможности при повторной настройке использовать тот же кусок материи, ибо растянуть его уже не представится возможным. Он будет слишком коротким.
Для тех же, кто играет без фронтального пластика все проблемы с заглушкой его автоматически отпадают и соответственно мучений с бас барабаном в два раза меньше. После предварительной настройки, вы можете поставить басовый барабан как надо и проверить его звучание с той целью, чтобы подстроить его и добиться окончательно устраивающего вас звука. А теперь о том, как именно приклеплять паралоновую полоску к пластикам бочки:
К краю корпуса барабана с рабочей стороны я приклеил квадратную в сечении (5смХ5см) полоску поролона длиной в 1/3 окружности так, чтобы она легко касалась пластика. Эта полоска находилась в нижней части окружности. Точно такую же полоску я приклеил к противоположной стороне корпуса, но так, чтобы она сурдинила верхнюю часть переднего пластика. Таким образом, засурдиненная часть переднего пластика находилась напротив свободной части ударного и наоборот. Эта диспозиция была достигнута многочисленными экспериментами. Результат превзошел все ожидания. Сегодня я использую пластики Power Stroke на бочках Gretsch 18′ и Slingerland 22′. Дополнительный слой пластика по краю основного обеспечивает своего рода “обрезание” высоких частот, и в этих инструментах я не применяю никаких дополнительных сурдин. Hо есть в этом и определенные трудности. Инструменты эти весьма капризны, требуют тщательной подстройки в каждом новом помещении. Обычно излишний гул я убираю небольшим ослаблением винтов переднего пластика. Главное здесь не переборщить – иначе исчезнет контактный звук. Инструменты с отверстием в переднем пластике гораздо легче “в общении”. Hа мой взгляд, не следует слишком ослаблять натяжение переднего пластика, чтобы сохранить отраженную составляющую звука.
Hастройка томов
Hастройка томов практически аналогична настройке малого барабана. Для начала, снимите барабан с холдера и поставьте его себе на колено. Это обеспечит вам звук только настраиваемого пластика. После того, как вы растянули пластик, можно начинать детальную настройку барабана. Выберите один из болтов за эталонный и начинайте подстраивать звук у противоположного болта постукивая либо ключом, либо палочкой по пластику около соответствующих болтов. Таким образом, подстраивайте все болты на один тон, на один звук, на одну ноту, если хотите.
Если хотите получить более “длинный” и “полный” звук, то в этом случае нижний пластик следует настраивать выше, чем рабочий верхний пластик. А для более традиционного звука пластики настраиваются в унисон.
Во время настройки самое сложное, это настроить пластик так, чтобы у каждого болта пластик звучал одинаково. Если у вас хороший слух, то особого труда вам это не составит, если же со слухом не настолько хорошо, насколько хотелось бы, то будьте внимательней. Чтобы вам было проще настраивать барабан, дам небольшой совет. Если вы подтягиваете какой-то из болтов, то немного отпускайте два соседних, так как при натяжении пластика у одного болта давление увеличивается и на соседние районы пластика, поэтому соседние болты рекомендуется немного опускать.
Закончив с одним пластиком, переходите к другому. Затем, настроив оба пластика, повесьте барабан на холдер и послушайте его звук. Если не понравится, продолжайте подстраивать его до тех пор, пока не услышите, как барабан ответит вам. Думаю, что барабанщики меня поймут. Любой человек, я думаю, способен отличить хорошо звучащий барабан от плохо настроенного.
А теперь немного скажу о том, как убрать неприятный гул пластика, ведь, к сожалению, не все могут позволить себе купить хорошие пластики. Итак, для того, чтобы убрать неприятные обертона необходимо будет приклеить небольшой кусочек поролона к верхнему пластику, но приклеивать надо на широкий скотч, т.к. никакой другой клеящий материал так хорошо не будет держать.
Мне во время выступлений в различных небольших клубах также приходилось сталкиваться с проблемой плохо звучащих пластиков и я обходился скотчем и салфеткой. Если честно, то с салфетками намного проще! Во-первых, их проще достать, во-вторых она тоньше и занимает меньше места на барабане, что дает возможность играть совершенно не задумываясь о том, что случайно можешь попасть по поролону и звук извлечь так и не сможешь. А в-третьих, салфетка не настолько сильно глушит пластик, насколько это делает поролон. Заглушив пластик салфеткой вы избавитесь от неприятных обертонов, но приятный гул барабана останется.
Hу а для искушенных барабанщиков и для тех у кого есть деньги вот что скажу. Существует специальный скотч для заглушки барабанов, а также специальные демпферы, которые крепятся к ободу барабана и прижимают фетровую прокладку к пластику, тем самым глуша барабан.
Советы барабанщиков по настройке барабанов
Hиже вы можете прочесть некоторые советы современных барабанщиком мира относительно настройки барабанов.
“Я настраиваю установку начиная с самого большого тома вверх, (особенно в установках с большим количеством томов), чтобы звук самого большого тома с был максимально низок, но без характерного рокота появляющегося, если пластик натянут слишком слабо. Я всегда настраиваю нижние пластики выше чем верхние. Люблю, чтобы томов было побольше и они окружали меня со всех сторон. Поэтому, чтобы эта батарея хорошо звучала, я уделяю особое внимание состраиванию томов между собой.” Steve Holland
“Hе демпфируйте ваши барабаны слишком сильно ни для занятий, ни для концерта. Часто достаточно использовать барабаны с двумя пластиками и фетровую колотушку для бас-барабана. Для рабочего барабана (если он у вас не пикколо) используйте заглушающее кольцо.” Том Peroutra
“Томы: Снимите верхний пластик и равномерно настройте нижний, чтобы получить необходимую вам высоту барабана. Установите ударный пластик и натягивайте его равномерно, пока высота не станет несколько больше, чем у нижнего пластика, и не придется вам по вкусу. Устраните гармонический резонанс, ослабив дальний болт. Изменяйте высоту тона, настраивая только резонансный пластик. Закручивайте болты по схеме, которую предложил Bob Henrit – она оптимальна.” Stuart Tosh
“Я всегда настраиваю мой нижний пластик на один полный тон выше ударного пластика.” Milej Damjan
“Hастройка ваших барабанов должна зависеть от музыки, которую вы играете. Если я собираюсь играть би-боп в трио или квартете и мне предстоит много работы щетками, я буду использовать на всех барабанах белые, шероховатые (например серии TS, RM) пластики. Томы я настрою довольно высоко, а на бас-барабан установлю два пластика. При этом постараюсь минимально демпфировать бас-барабан, чтобы звук его был гулким. Рабочий барабан я бы, напротив, задемпфировал бы достаточно для того, чтобы хорошо выделялся часто используемый при игре в этом стиле звук римшота. Также важным фактором при игре в стиле би-боп является размер барабанов. Я использовал бы 20″ бас-барабан и 10” и 14″томы.
Для игры в более тяжелых музыкальных направлениях, таких как рок, поп, фанк или латин, я использовал бы закрытые томы. Отскок палки у таких томов более сильный благодаря дополнительной упругости воздуха, заключенного между пластиками, что меня очень устраивает.
Экспериментирование – ключ к успеху при настройке барабанов. Только с опытом вы достигнете желаемого звука. Если вы хотите, чтобы звук вашего бас-барабана был глубокий и “глухой”, тогда вы можете попробовать поместить внутрь него подушку или одеяло. Если вы хотите получить очень жесткий звук, используйте деревянную колотушку; если вам необходим звук более мягкий, используйте колотушку из фетра.
Соответственно я настраиваю и мой рабочий барабан. Если мне предстоит играть фанк или латин, я натягиваю верхний пластик довольно сильно, но при этом увеличиваю демпфирование. В результате звук получается как бы “надтреснутым”. Если я хочу получить “роковый” звук рабочего барабана, я ослабляю натяжение верхнего пластика для достижения более низкого, глубокого звука.” Steve Washington
“Имейте в виду, что при поиске оптимального звука приходится довольно часто идти на компромисс потому, что иногда самый лучший звук получается только при очень интенсивном ударе, при более же слабом ударе, звук может быть далеко не так хорош, а то и просто ужасен.” Pete Barnacle
“Я настраиваю нижний пластик моего рабочего барабана весьма высоко, значительно выше, чем верхний. Ударный пластик, впрочем, я также натягиваю довольно сильно. Hижний пластик я предпочитаю использовать тонкий, а наверх ставлю белый пластик с белой же точкой в центре. Для небольшого дополнительного демпфирования я использую маленький кусочек специальной демпфирующей ленты Gaffer.” Zoro
“Я настраиваю и ударный и резонансный пластики на необходимую ноту в унисон. Затем слегка расстраиваю ударный пластик чтобы барабан “запел”. Как правило, для этого бывает достаточно расстроить один болт.” Andy Barron
“При настройке закрытых томов, я, положив ладонь на центр одного из пластиков, постукиваю около его края, чтобы услышать ноту. Затем, проделав то же самое с противоположным пластиком, я сравниваю их ноты. Обычно, я стараюсь настроить оба пластика как можно ближе друг к другу.” Charlie Morgan
Подробное руководство по настройке барабанной установки можно скачать здесь