Здесь вы узнаете что такое фуга. Контрапунктическая музыка – это именно так; несколько музыкальных строк исполняются одновременно с некоторым напряжением между ними, создавая текстуру. Фуга является одной из основных структур контрапунктической музыки.
Тем не менее, фуга имеет репутацию одной из самых пугающих и сложных музыкальных композиций. В какой-то степени это имеет смысл, потому что, помимо текстуры, сочинение фуги иногда требует точных расчетов и архитектурных схем.
В этой статье мы намерены развенчать тайну фуги; мы поговорим об определениях, анатомии, истории и технике!
Итак, что такое фуга?
Проще говоря, фуга – это композиция, которая основывается на имитации определенной музыкальной темы в одновременном звучании мелодических линий. В более формальных терминах, это композиционная техника контрапунктической музыки, которая основывается на контрапункте между несколькими голосами.
Фуга обычно строится на определенной теме, называемой субъектом, и основывается на систематической имитации этой темы с помощью определенной структуры. Фуга происходит от латинских словfugere и fugare, означающих убегать и преследовать соответственно. Музыкальная композиция состоит из битов, которые начинаются, и других, которые преследуют их или убегают от них.
Контекст
Контрапунктические мелодии – это те, которые включают в себя несколько музыкальных строк, исполняемых одновременно во время так называемого контрапункта. Простые жанры, такие как кантри, например, предполагают больший вес основного тона, сопровождаемый тонкой гармонической текстурой более легкого веса. С другой стороны, контрапунктические композиции включают множество мелодий, которые одинаково важны с эквивалентным весом.
Хотя музыкальные линии независимы, они должны быть гармоничными или каким-то образом связанными. Таким образом, композиция должна быть написана мастером музыки. Подумайте о музыкантах эпохи барокко.
Контрапунктические мелодии являются частью более широкой музыкальной структуры, называемой полифонией. Это любая структура с несколькими музыкальными линиями, которые гармонично совпадают, создавая текстуру.
“Поли” в переводе с греческого означает “много”, тогда как “фальшивый” или “фонический” относится к звуку или голосу. Таким образом, полифония переводится в множество голосов.
Рассматривая вещи в перспективе, фуга – это форма полифонии, контрапунктическая полифония, если можно так выразиться. Музыка барокко и ренессанса, особенно творчество Баха, являются воплощением фуги. Его “Маленькая” фуга соль минор является хорошим примером этого.
Анатомия фуги
В чистом виде фуга состоит из серии экспозиций и разработок, повторяющихся несколько раз. Более формальным способом вы можете разделить фугу на изложение, развитие и заключительное вступление или возвращение к теме.
Изложение
Фуга начинается с того, что раскрывается ее центральная мелодия в том, что называется экспозицией. Это начинается с того, что один голос представляет тему фуги, которая называется the subject. Когда первый голос продолжает, к нему присоединяется другой голос в качестве ответа, который мы называем answer, транспонированный в тональность доминанты.
Голоса продолжают представлять темы и ответы по ходу изложения. Как только все голоса представят темы или ответы, изложение заканчивается. Обычно у нас есть трехголосные фуги, состоящие из темы, ответа, subject, и четырехголосные фуги с темой, ответом, subject, answer.
Тема
Вы можете думать о предмете как о основном мотиве всей фуги, о мелодии, которая задает тему и будет повторяться на протяжении всего произведения, формируя шаблон для других мелодий. Впервые она представлена в своем первоначальном виде в тонической тональности, которая является основной тональностью, в которой написано произведение.
Тема обычно состоит из одного или двух тактов, но иногда она длиннее до четырех тактов. Например, в струнном квартете тему могут играть виолончель, скрипки или альт.
Ответ
Ответы представляют собой подклассы предметов, которые немедленно следуют за ними и имитируют их другим голосом, который обычно на пятую ступень выше. Другими словами, ответ – это тема, сыгранная в доминирующей или субдоминирующей тональности.Так, например, если тема написана до мажор, то ответ предпочел бы сыграть в фа или соль мажор.
Существует два типа ответов: реальный и тональный. Настоящий ответ – это когда ответ идентичен теме, но просто воспроизводится в другой тональности с интервалами, идентичными первому утверждению.
Если ответ изменен с учетом новой тональности, мы называем это тональным ответом. Это происходит, когда тема начинается с заметной ноты в начале или очень близка к ней.
Учитывая предыдущий пример, если тема до мажор была чем-то вроде CDCBC, то ее тональным ответом было бы GAGFG, в то время как реальный ответ был бы GAGF # G.
Контрапункт
Обычно ответ сопровождается контрапунктом или полифонией другого голоса. Если этот контрапункт сопровождает ответ на протяжении всей фуги, то такое сопряжение называется контрсубъектом.
У некоторых фуг есть свободные контрапункты, которые не повторяются. Таким образом, у них нет встречных объектов. Однако, когда присутствует контрсубъект, он должен быть обратимым, потому что субъект и контрсубъект должны хорошо сочетаться в разных голосах.
У большинства фуг есть один контрапункт, но другие могут пойти дальше и иметь два или три.
Эпизод
Темы будут повторяться несколько раз на протяжении всей фуги. Они разделены музыкальными отрывками, называемыми эпизодами.
Цель эпизода – модулировать между разными тональностями, переходя к следующему вступлению темы в новой тональности. После эпизода в фуге вы ожидаете другого упоминания темы и так далее.
Вы можете думать об эпизоде как о серии имитаций фрагментированного сюжета.
Разработка
На протяжении всей фуги будет происходить многократное включение темы. Затем вы услышите повторения темы и ответа в сочетании с изложениями, новыми контрпредметами и некоторыми свободными контрпредметами.
Средние тона звучат с другими тонами, чем начальные, обычно в относительных доминирующих и субдоминирующих тональностях. В процессе развития сюжеты возникают многократно в нескольких вариациях, где ими манипулируют посредством увеличения, ретроградности, уменьшения или инверсии.
Заключительная музыкальная часть в фуге называется coda, которая обычно включает в себя stretto – мы вернемся к этому немного позже – чтобы усилить драматизм ближе к концу. С помощью кода пьеса приближается к завершению.
Элементы фуги
Во время средней и заключительной частей фуги может быть использовано несколько техник. Вот четыре устройства для фуги, с которыми вы столкнетесь при прослушивании фуги.
Обратите внимание, что эти устройства не являются уникальными для фуги.
Stretto
Стретто – важнейший элемент фуги. Проще говоря, это определяется как наложение двух сюжетов во времени. Формальное изложение темы требует ожидания полного завершения одной темы, прежде чем начинать новый вокал.
Проблема с этой прежней традицией заключается в том, что она должна создавать иллюзию драмы за счет повышенного напряжения, в то время как на самом деле этого не происходит. Вот когда пригодится stretto, музыканты тщательно накладывают темы друг на друга, чтобы создать драматический эффект, поэтому вторая тема начинается до того, как заканчивается первая.
Таким образом, стретто достигает желаемого текстурного эффекта и ускоряет течение времени. По сравнению с классической экспозицией, stretto сокращает время звучания всех голосов, увеличивая драматическую плотность.
Опять же, музыка Баха является ярким примером использования стретто, как и творчество Шостаковича, где они обычно используют его в конце своих произведений, достигая кульминации в драматическом финале.
Дополнение
Усиление темы происходит, когда она появляется в нотах большей ценности. В большинстве случаев эти ноты вдвое превышают первоначальное значение.
Обычно аугментация используется для того, чтобы выделить музыкальную линию на фоне сильного контрапункта. Это особенно верно в случаях двойных сюжетов, где обе линии должны каким-то образом конкурировать.
Уменьшение
Уменьшение – это противоположность увеличению; это когда тема фуги появляется в нотах меньшего значения, обычно наполовину. Это приводит к более быстрой части и общему сокращению времени для ввода темы.
Поскольку это делает мелодическую линию короче и быстрее, уменьшение незаметно. Поэтому ее нелегко обнаружить и она не часто используется.
Инверсия
Наконец, у нас есть инверсия, которая переворачивает мелодическую линию с ног на голову, чтобы преобразовать тему.
В отличие от увеличения и уменьшения, инверсия не изменяет скорость движения или длину вступления темы. Она скорее сохраняет ритм предмета, но переворачивает его с ног на голову. Вы можете думать об инверсии как о зеркальной версии оригинала.
Одна из прекрасных реализаций инверсии – это когда она образует контрапункт с оригиналом, где они появляются вместе в симметричном противоположном движении.
История фуги
Фуга прошла долгий путь, начиная с 13-го по 19-й век. То, что начиналось как способ придать музыке текстуру, превратилось в основу классической музыки барокко, затем было заново открыто Бетховеном и использовано как метод педагогики.
Вот основные моменты на временной шкале музыкальной фуги.
Все началось с канона
Канон – это самая ранняя форма имитации в западной полифонии, где мелодия воспроизводится и повторяетсяре последовательно сменяющим друг друга голосом. Самый ранний канон, “Шумер – это икумена” в, появился в 13 веке, когда четыре голоса пели подражательный канон, основанный на одной мелодии.
Затем появилась фуга
Следуя традиционному канону, ее эволюция появилась и получила название Фуга в 14 веке, но только в 16 веке фуги начали принимать ту форму, которую мы знаем сегодня. Это произошло в эпоху ренессанса, в частности, благодаря работам Яна Питерсзуна Свелинка, Джованни Пьерлуиджи да Палестрины и Дитериха Букстехуде.
Барокко было пиком
Только в эпоху барокко композиторы приняли фугу в качестве важнейшей формы контрапунктических композиций, на которую они в значительной степени опираются в своих сочинениях. Как мы упоминали, И.С. Бах был тем, кто возглавил это движение. Его прелюдия ми-бемоль мажор сочетает в себе грибные и негрибковые пассажи так, как никогда раньше не исполнялось.
Еще одно примечательное произведение эпохи барокко, которое воплощает в себе подражательное поведение фуги, – это Яна Питерсзона Свелинка, в основе которой лежит имитация одного тона с доминированием быстро движущегося мелодического контрапункта.
К тому времени фуга была реализована как законченное сочинение, и она появилась в известных клавишных работах в Германии и Италии. Работы Дитриха Букстехуде и Антонио Вивальди служат тому примером.
Закат симфонической эры
Мы знаем, что за пиком в конечном итоге последует неизбежный спад, и именно это произошло с пиком фуги в эпоху барокко. Фуга начала постепенно вытесняться из классической музыки в середине 18 века.Затем, к концу 1700-х годов, она редко появлялась в музыке и скорее использовалась как старая священная традиция.
Вместо этого соната и симфония взяли верх, сформировав симфоническую эпоху, которая опиралась на аккордовые текстуры, а не на контрапунктические.
Заново открываем фугу
Хотя популярность фуги снизилась, она по-прежнему соответствовала высоким стандартам как музыкальное произведение. Бетховен был тем, кто заново изобрел фугу в своем струнном квартете до минор, опус 18, № 4, где он начинает вторую часть обширными пассажами-фугато.
Похоже, Бетховену нравилось играть на фугах и манипулировать ими. В своих поздних работах он использовал фуги в множественном стретто, аугментации и мелодической инверсии. И не только это, но он также использовал структуру под названием “cancrizans”, в которой сюжеты фуги написаны задом наперед.
Также в 19 веке некоторые музыканты, находившиеся под влиянием произведений Баха, восприняли фугу как возвращающуюся форму. Прелюдия, хорал и фуга для фортепиано Сезара Франка – отличный пример этого.