Когда я только начинал играть на басу, я с первого дня хотел выучить аккорды для бас гитары. Это было в основном потому, что я пару раз видел, как это делает мой друг, и подумал, что это самая крутая вещь на свете.
Однако я быстро понял, что играть даже самые простые басовые аккорды не так просто, как я думал. Это было потому, что они обычно звучали невнятно и приносили моему звучанию больше вреда, чем пользы.
После 15 лет игры на басу я кое-что понял об аккордах. Поэтому я составил этот список простых басовых аккордов, которые могут использовать басисты любого уровня квалификации.
Таким образом, читая эту статью, вы избежите тех же ошибок, что и я, когда начинал. Вы также узнаете о различных способах игры аккордов басистами, какие аккорды лучше всего звучат при бренчании и какие аккорды лучше звучат в арпеджио.
В результате вы узнаете, как использовать басовые аккорды в нужных ситуациях, чтобы ваши басовые партии звучали более интересно и уникально.
Аккорды против диад: Исторически для того, чтобы аккорд назывался аккордом, требовались 3 разные высоты звука. Однако стало обычным делом называть аккордом также гармонии, состоящие всего из 2 нот. Хотя технически они называются диадами, в этой статье я, как и большинство музыкантов в реальном мире, буду называть их аккордами.
1. Пауэр аккорды
Мощные басовые аккорды являются одними из наиболее часто исполняемых аккордов среди 4-струнников.
Это потому, что мощные аккорды обычно состоят только из основной ноты и идеальной пятой. Иногда вариации аккорда включают также высокую октаву.
Это придает аккорду гармоничный и безобидный характер. В то же время мощные аккорды отлично подходят для придания басовому звучанию сходства с гитарным и придания песне резкости при игре на них.
Более того, хотя басовые аккорды звучат нечетко в нижних регистрах, мощные аккорды можно сыграть глубже, чем большинство других аккордов. Это связано с ограничением низкого интервала, из-за которого другие аккорды труднее различить на более низких высотах, чем упрощенный силовой аккорд.
В результате, пауэр-аккорды на сегодняшний день являются наиболее часто используемым аккордом басистов. В частности, вы обнаружите, что они довольно часто используются в роке и панке.
Мне нравится использовать их для придания песням пикантности во время припева или крещендо. Их также можно использовать как часть басового риффа, который часто используется в басовых партиях Леса Клейпула в Primus. Мощные басовые аккорды также можно воспроизводить в виде полной последовательности аккордов; обычно это делает Марк Хоппус в Blink-182.
Несколько примеров того, как различные басисты использовали мощные аккорды, смотрите в этих песнях:
- Motörhead – Туз пик
- Primus – Джон Рыбак
- Red Hot Chili Peppers – Snow (Hey Oh)
2. Обращение пауэер аккорды
Менее распространенным, но не менее базовым басовым аккордом является перевернутый силовой аккорд. Этот аккорд состоит из тех же нот, что и силовой аккорд. Однако идеальная пятая часть аккорда исполняется ниже основной ноты, а не над ней.
Это придает силовому аккорду другой тембровый характер. Сам по себе он может звучать несколько однотонно, но при прослушивании в последовательности аккордов он приобретает теплый и мрачный характер.
Перевернутые пауэр-аккорды хорошо работают в последовательности аккордов и как часть риффов. Последовательность аккордов на басу, состоящая исключительно из пауэр-аккордов, может звучать довольно устало. Таким образом, добавление одного или двух инвертированных силовых аккордов в микс – это быстрый способ сделать его более интересным.
В качестве альтернативы, перевернутый силовой аккорд можно рассматривать как аккорд Sus4. В этом случае самая глубокая нота будет считаться корневой, а нота над ней будет считаться идеальной четвертой. Это менее распространенный и менее применимый способ использования этого озвучивания.
Примеры песен, в которых используются инвертированные силовые аккорды, смотрите ниже:
- Blink-182 – Всегда
- Joy Division – Атмосфера
- Инструмент – Schism
3. Мажорные и минорные терции
Последний пример аккорда из 2 нот представлен в виде мажорных и минорных аккордов с пропущенной пятой ступенью.
Например, аккорд до мажор будет состоять из До, Ми и G. Однако мы можем сыграть только До и Ми, опустив G. В результате получается аккорд Cmaj-5.
Эти типы аккордов реже встречаются в басовых линиях, чем пауэр-аккорды, но все равно находят достойное применение. Подобно пауэр-аккордам и инвертированным пауэр-аккордам, мажорные и минорные терции хорошо подходят для того, чтобы наигрывать на бас-гитаре.
Однако будьте осторожны при игре на басу – 5 аккордов слишком глубоко. Несмотря на то, что бас состоит всего из 2 нот, интервал малой терции и мажорной терции различить сложнее, чем идеальную квинту. Таким образом, при воспроизведении на басу эти аккорды могут звучать более грязно, чем пауэр-аккорды.
С учетом сказанного, эти аккорды действительно хорошо работают, когда их периодически используют в низких или средних диапазонах. С другой стороны, они могут звучать потрясающе, когда их используют для воспроизведения последовательности аккордов и риффов на высоких басовых частотах.
Примеры минорных и мажорных -5 аккордов в басовых партиях смотрите в этих песнях:
- Rush – Vapor Trails
- NOFX – Бросается в глаза
- Pearl Jam – Джереми
4. Трезвучия
Переходя к аккордам, состоящим из 3 разных нот, давайте начнем с базовых трезвучий. Трезвучия получили свое название из-за того, что представляют собой набор из 3 нот, разделенных минорным или мажорным третьим интервалом.
Два типа трезвучий, с которыми вы столкнетесь чаще всего, – это мажорные и минорные трезвучия. По сравнению с пауэр-аккордами и терциями, басовые трезвучия играют редко.
В то время как пары, состоящие из двух нот, звучат четче, басовые аккорды (если их играть в нижнем регистре) начнут звучать мутно, как только мы начнем привносить в них больше гармонии. Поскольку минорная и мажорная терции придают аккорду много гармонического характера, их обычно играют по одной ноте за раз на более низких частотах.
С учетом сказанного, бренчащие трезвучия могут красиво звучать в верхней части грифа бас-гитары. Их также можно играть глубоко, чтобы басовая линия звучала нечетко. Чтобы получить наглядный пример именно этого, ознакомьтесь с работой Клиффа Бертона над “Orion” Metallica.
Чтобы посмотреть пример исполнения трезвучий по одной ноте за раз, послушайте вместо этого Guns of Brixton из The Clash. В этой песне одно из самых культовых басовых вступлений всех времен, несмотря на то, что это всего лишь минорное трезвучие, исполняемое вверх и вниз.
5. Трезвучия – 1-е и 2-е обращение
Поскольку трезвучия состоят из 3 нот, их можно воспроизводить множеством способов.
Самый распространенный способ сделать это – изменить самую глубокую ноту трезвучия. Это означает, что вместо того, чтобы играть основную ноту в нижней части аккорда, мы играем третью или пятую.
Аккорды такого рода называются косыми аккордами. Когда третья звучит как самая глубокая нота, мы называем это 1-е обращение трезвучия.
Когда вместо этого исполняется пятая ступень, мы называем это 2-е обращение трезвучия.
Изменение способа исполнения трезвучия может внести разнообразие, изменить мелодический характер или сделать басовую партию менее громоздкой в исполнении.
Например, при воспроизведении последовательности аккордов, состоящей исключительно из минорных и мажорных трезвучий без каких-либо инверсий, мои руки быстро устают и начинают болеть. Однако, заменив одно из этих трезвучий на первую или вторую инверсию, мне может стать значительно легче играть партию.
Аналогичным образом, изменение трезвучия на его 1-ю или 2-ю инверсию может сделать его звучание намного интереснее. Слепой отказ от воспроизведения неперевернутых трезвучий может сделать ваши басовые партии более универсальными и менее важными.
Таким образом, я настоятельно рекомендую экспериментировать с инверсиями при воспроизведении басовых аккордов. Я упоминаю это специально для трезвучий, поскольку это аккорды, подходящие для начинающих, которые не становятся чрезмерно сложными при инверсии.
6. Минорные и мажорные септ аккорды
Минорные и мажорные септ аккорды отлично подходят для придания напряженности и характера басовым линиям.
Распространенность септ аккордов сильно варьируется от жанра к жанру. Например, они являются обычным явлением в джазе, и наиболее распространенные гаммы джазовых басов часто исполняются поверх этих аккордов. С другой стороны, они редки в роке и поп-музыке и вряд ли когда-либо встречаются в таких жанрах, как панк.
Минорные и мажорные септаккорды состоят из 1ой 3-ей и 7-ой ступени.
Подобно трезвучиям, септ аккорды обычно не наигрываются, хотя могут быть. Просто имейте в виду, что играющие септ аккорды будут занимать много места в плане гармонии, будут очень слышны и звучать интенсивно. По этой причине используйте их экономно, если собираетесь играть их при игре с оркестром или в ансамбле.
Играть мажорные и минорные септ аккорды на басу лучше всего ближе к концу последовательности аккордов. В этом месте седьмая добавляет дополнительное напряжение в последовательность, особенно когда это обеспечивается басом.
Чтобы ознакомиться с примерами использования этого аккорда в арпеджио, послушайте “Overjoyed” Виктора Вутена или “Давай, заходи” Яко Пасториуса. Чтобы получить наглядный пример использования этого аккорда, ознакомьтесь с Power Маркуса Миллера.
7. Доминант септ аккорды
Другим типом аккорда, который отлично подходит для создания напряжения, является доминирующий седьмой лад (пониженная седьмая ступень).
Мне нравится думать о доминант септ аккорде как о гибриде минорного септ и мажорного септ аккордов. Это происходит потому, что доминантседьмой аккорд состоит из мажорной терции и минорной седьмой.
Точно так же, как предыдущие аккорды, о которых я упоминал, доминант 7 аккорды могут звучать слишком навязчиво. Таким образом, я рекомендую использовать их экономно, особенно при игре в нижней части грифа.
Чтобы увидеть, насколько хорошо могут звучать доминирующие 7-е аккорды при игре, послушайте День сурка от Primus. В качестве альтернативы, для примера того, как звучит аккорд на басу, когда ноты берутся по отдельности, послушайте Crossfire Стиви Рэя Воана.
Заключительные слова
В некотором смысле, не существует такого понятия, как базовые басовые аккорды. Одновременное воспроизведение двух нот на 4-струнном инструменте уже занимает много места в звуковом плане и вообще может рассматриваться как прерывистая техника.
С учетом сказанного, есть некоторые басовые аккорды, которые играть легче, чем другие. Что еще более важно, также легче найти места, где их можно воспроизводить в песнях и при сочинении оригинальных басовых партий.
Я рекомендую начинать с пауэр-аккордов и инвертированных пауэр-аккордов. Затем, когда вы освоитесь с ними, переходите к мажорным и минорным аккордам, где вы опускаете пятый. После этого вы можете начать экспериментировать с аккордами из 3 нот. На данном этапе я рекомендую сосредоточиться исключительно на трезвучиях и обращениях трезвучий.
Наконец, переходите к септ и доминант септ аккордам. Их немного сложнее включить в ваши партии, но они придадут им гораздо больше характера, когда вы сможете включить их естественным образом.
Двигаясь дальше, всегда есть несколько новых аккордов, которые нужно выучить. Следующие шаги могут включать аккорды Sus2 и Sus4 или уменьшенные и дополненные аккорды.
Я также рекомендую слушать как можно больше басистов, которые используют аккорды в своей игре. В частности, книга Виктора Вутена “You Can’t Hold No Groove” представляет собой мастер-класс по игре басовых аккордов. Среди других известных исполнителей, у которых можно черпать вдохновение, – Жако Пасториус, Лес Клейпул и Джастин Чэнселлор.