Джон Фрэнсис Энтони “Джейко” Пасториус III ( 1 декабря 1951 – 21 сентября 1987) – американский джазовый музыкант, композитор, лидер биг-бэнда и электро бас-гитарист. Он наиболее известен своей работой с Weather Report с 1976 по 1981 год, а также работой с такими артистами, как Джони Митчелл, Пэт Метени и его собственными сольными проектами.
Как музыкант, он разработал влиятельный подход к игре на басу, который сочетал использование сложной гармонии с виртуозной техникой. Его фирменный подход включал в себя латиноамериканский фанк, лирические соло на безладовом басу, басовые аккорды и инновационное использование гармоник. В 1988 году он был включен в Зал славы джаза Down Beat, один из семи басистов, удостоенных такой чести (и единственный электрический басист).
Ранняя жизнь
Пасториус родился 1 декабря 1951 года в Норристауне, штат Пенсильвания, в семье Джека Пасториуса, вокалиста и барабанщика биг-бэнда, и Стефани Кэтрин Хаапала Пасториус. Он был первым из их троих детей. Его бабушкой была финка по имени Кайса Эриика Исоярви. Он был финского, саамского, немецкого, шведского и ирландского происхождения.
В 1960 году его семья переехала в Окленд-парк, штат Флорида, недалеко от Форт-Лодердейла. Пасториус ходил в католическую школу Святого Климента в Уилтон-Мэнорс, и он был алтарным служкой в соседней церкви. Он ходил в Северо-восточную среднюю школу в Окленд-Парке. Так же он был талантлив в футболе, баскетболе и бейсболе, и он начал заниматься музыкой в раннем возрасте. Он часто смотрел бейсбол со своим отцом. На его прозвище повлияла его любовь к спорту и судья Джоко Конлан. Он изменил написание с “Джоко” на “Жако” после того, как французский пианист Алекс Дарки допустил ошибку в примечании. Он предпочитал орфографическую ошибку. Его, казалось бы, бесконечная энергия привела к тому, что его младший брат Грегори назвал его Маугли в честь дикого мальчика из Книги джунглей.
Карьера

Пасториус играл на барабанах, пока в 13 лет не повредил запястье, играя в футбол. Повреждение его запястья было достаточно серьезным, чтобы потребовать хирургического вмешательства, и препятствовало его способности играть на барабанах. Он играл с местной группой Las Olas Brass. Когда басист группы Дэвид Нойбауэр уволился, Пасториус купил в местном ломбарде электрическую бас-гитару за пятнадцать долларов и начал учиться играть с барабанщиком Ричем Фрэнксом, став басистом группы.
К 1968-1969 годам, в возрасте 17 лет, Пасториус начал ценить джаз и скопил достаточно денег, чтобы купить бас-гитару. Его глубокий, мягкий тон понравился ему, хотя это напрягло его финансы. Ему было трудно поддерживать инструмент, что он объяснял влажностью во Флориде. Когда однажды он проснулся и обнаружил, что она треснула, он обменял ее на бас-гитару Fender Jazz 1962 года.
Его первый прорыв произошел, когда он стал басистом Уэйна Кокрана и C.C. Riders. В то время он также играл на различных местных R & B и джазовых записях, таких как Little Beaver и Ira Sullivan.
В 1973 году в возрасте 22 лет Пасториус преподавал бас-гитару в Университете Майами. Во время учебы в UM он познакомился со многими великими студентами-музыкантами, которые в то время проходили программу, в том числе с Пэтом Метени, который поступил в 1972 году, но был слишком продвинутым музыкантом, чтобы оставаться студентом, и также стал частью музыкального факультета UM в возрасте 18 лет.
В 1974 году Пасториус начал играть с Метени. Они записались вместе, сначала с Полом Блайем в качестве лидера и Брюсом Дитмасом на барабанах, на альбоме, позже названном “Jaco”, для пианиста Пола Блайя и лейбла импровизирующих артистов Кэрол Госс (это был дебютный альбом Metheny), затем с барабанщиком Бобом Мозесом на альбоме трио на лейбле ECM под названиемЯркая жизнь (1976).
Дебютный альбом
В 1975 году Пасториуса познакомили с барабанщиком Blood, Sweat & Tears Бобби Коломби, которого Columbia Records попросила найти “новых талантов” для их джазового подразделения. Первым альбомом Пасториуса, спродюсированным Коломби, был Jaco Pastorius (1976), прорывный альбом для электрического баса. Многие считают этот альбом лучшим из когда-либо записанных басовых альбомов; он получил высокую оценку критиков. На альбоме также присутствовал состав тяжеловесов джазового сообщества того времени, в том числе Херби Хэнкок, Уэйн Шортер, Дэвид Сэнборн, Ленни Уайт, Хьюберт Лоус, Дон Алиас и Майкл Брекер. Даже соул-певцы Сэм и Дэйв воссоединились, чтобы появиться на треке “Come On, Come Over”.
Прогноз погоды

За некоторое время до сессий для своего дебютного альбома он посетил концерт в Майами джазовой группы Weather Report. После концерта он подошел к клавишнику Джо Завинулу, который был фронтменом группы. По словам Завинула, Пасториус подошел к нему после концерта и рассказал о выступлении, сказав, что все в порядке, но он ожидал большего. Затем он представился, добавив, что он “величайший басист в мире”. Невеселый Завинул сначала сказал ему “убирайся отсюда нахрен”. По словам Завинула (цитируется в книге Милковского), Пасториус упорствовал, и во время их разговора австриец обнаружил, что напоминает самого себя в молодости, “дерзкого молодого человека” из группы Кэннонболла Аддерли.
Поведение Пасториуса в тот вечер заставило Завинула в конце концов восхититься неизвестным молодым басистом; он попросил демо-кассету, которую получил в своем гостиничном номере на следующий день. Завинул прослушал часть записи и сразу понял, что молодой человек обладает значительными техническими навыками и реальным потенциалом. Он дал ему адрес, чтобы связаться с ним по почте, и таким образом между ними началась переписка. Со временем Пасториус отправил Завинулу ранний черновик своего сольного альбома.
Пасториус присоединился к Weather Report во время сессий записи Black Market (1976) и стал жизненно важной частью группы благодаря уникальным качествам своей игры на басу, своим навыкам композитора (и, со временем, аранжировщика) и своему буйному мастерству на сцене.
Выступления гостей
Пасториус был гостем на многих альбомах других исполнителей, как, например, в 1976 году с Иэном Хантером из Mott the Hoople fame, на All American Alien Boy, в котором снова участвовали Дэвид Сэнборн и Эйнсли Данбар. Другие записи включали альбомы Mingus и Hejira Джони Митчелла и сольный альбом Эла Ди Меолы, оба выпущенные в 1976 году. Вскоре после этого басист Weather Report Альфонсо Джонсон ушел, чтобы основать свою собственную группу. Завинул пригласил Пасториуса присоединиться к группе, где он играл вместе с Завинулом и Шортером до 1981 года. Во время работы в Weather Report Пасториус оставил свой след в джазе, в частности, благодаря участию в номинации “Тяжелая погода” на премию Грэмми (1977).).Мало того, что этот альбом продемонстрировал игру Пасториуса на басу и сочинение песен, он также получил кредит на совместное продюсирование с Завинулом и даже сыграл на барабанах в своем собственном “Teen Town”. Песня была записана Маркусом Миллером на его (1993) студийном альбоме The Sun Don’t Lie, а также написана песня “Mr. Pastorius” на том же альбоме, в память о его друге и коллеге.
В ходе своей музыкальной карьеры Пасториус играл на десятках сессий записи для других музыкантов, как в джазовых кругах, так и за их пределами. Он также сотрудничал с джазовыми деятелями Флорой Пурим и Айрто Морейрой. Пасториуса можно услышать на альбоме Морейры 1977 года I’m Fine, How Are You?Его фирменное звучание заметно на альбоме Purim 1978 Everyday Everyday Night, на котором он сыграл басовую мелодию для композиции Мишеля Коломбье под названием “Надежда”, а также исполнил партию баса и вокала в одной из своих собственных композиций под названием “Las Olas”.
Ближе к концу своей карьеры он был гостем на скромных релизах джазовых исполнителей, включая гитариста Майка Стерна, гитариста Бирели Лагрена и барабанщика Брайана Мелвина. В 1985 году он записал обучающее видео “Modern Electric Bass“, ведущим которого был басист Джерри Джеммотт.
Сольные проекты
Пасториус покинул Weather Report в конце 1981 года, когда начал проявлять интерес к созданию сольного проекта биг-бэнда под названием “Сарафанное радио”, который дебютировал на слух на его втором сольном релизе “Сарафанное радио”. В этом альбоме 1981 года также приняли участие несколько приглашенных джазовых музыкантов: Херби Хэнкок, Уэйн Шортер, Питер Эрскин, гармонист Тутс Тилеманс и Хьюберт Лоус. Альбом продемонстрировал композиторский талант Пасториуса наряду с акцентом на его инструментальном исполнении.
Это также продемонстрировало его навыки в продюсировании и его способность справляться со студийной логистикой проекта, который был записан не только на обоих побережьях Соединенных Штатов, но и за рубежом: он записал вклад Тилеманса в Бельгии. Однако, по словам Милковски и босса компании Брюса Лундвалла, сессии и продюсирование стали болезненно дорогими, а вышедший альбом был очень продвинутым для прослушивания и не привлекал широкую джазовую аудиторию в то время.
Кроме того, эта аудитория отходила от более свободного, импровизирующего и “камерного” джаза -рок-стили семидесятых в сторону звуков и стилей, которые подчеркивали сжатые мощные соло и более коммерческое и яркое звучание. Warner Bros подписали с Пасториусом очень выгодный контракт из-за его новаторской игры и его звездных качеств в то время, в конце семидесятых, но теперь у них на руках оказался очень трудно продаваемый второй альбом, и в следующем году они освободили Пасториуса от его контракта. Он не был подписан кем-либо еще в течение довольно долгого времени.
На свой 30-й день рождения, 1 декабря 1981 года, он устроил вечеринку в клубе в Форт-Лодердейле, пригласил нескольких артистов из своего проекта “Сарафанное радио” и других музыкантов, в том числе Дона Алиаса и Майкла Брекера. Событие было записано его другом и инженером Питером Янилосом, который задумал его как подарок на день рождения. Концерт оставался неизданным до 1995 года.
Пасториус гастролировал в 1982 году; его визит в Японию был самым ярким событием, и именно в это время впервые всплыли странные истории об ухудшающемся поведении Пасториуса. Он побрил голову, покрасил лицо в черный цвет и однажды выбросил свой бас в залив Хиросима. Эта запись тура была выпущена в Японии под названиями Twins I и Twins II, а позже была сокращена для американского релиза, который был известен как Invitation.
В 1982 году он записал третий сольный альбом, который дошел до нескольких неполированных демозаписей, релиз в стиле steelpans под названием Holiday for Pans, который еще раз продемонстрировал его как композитора и продюсера, а не исполнителя. Он не смог найти дистрибьютора для альбома, и альбом так и не был выпущен; однако с тех пор он широко распространялся бутлегом. В 2003 году отрывок из альбома Holiday for Pans под названием “Доброе утро, Аня” был включен в панк-джазовую антологию Rhino Records Pastorius.
Проблемы со здоровьем

В начале своей карьеры Пасториус избегал употребления алкоголя и наркотиков. С Weather Report он все чаще употреблял алкоголь и другие наркотики, злоупотребление которыми усугубляло его психические проблемы и приводило к все более непредсказуемому, а иногда и антисоциальному поведению.
У Пасториуса было диагностировано биполярное расстройство в конце 1982 года после его тура по Японии, во время которого его беспорядочное поведение становилось все более источником беспокойства для участников его группы. Отец барабанщика Питера Эрскина, доктор Фред Эрскин, предположил, что у Пасториуса появились признаки заболевания, и по возвращении из тура его жена Ингрид отправила Пасториуса в больницу Святого Креста в соответствии с Законом о психическом здоровье Флориды, где ему поставили диагноз и прописали литий для стабилизации настроения.
У Пасториуса были многочисленные признаки заболевания задолго до его первоначального диагноза, хотя в то время они были слишком незначительными, чтобы диагностировать их как психическое заболевание; вместо этого они рассматривались как эксцентричность или недостатки характера. Гипомания, психиатрический диагноз для более легкой формы мании, характеризующейся периодической гиперактивностью и повышенным настроением, ассоциируется с повышенной креативностью. По словам друзей и семьи, эти периоды, возможно, были движущей силой его создания музыки.
К 1986 году здоровье Пасториуса еще больше ухудшилось, и он начал жить на улице после того, как его выселили из его нью-йоркской квартиры. В июле 1986 года, после вмешательства его тогдашней бывшей жены Ингрид с помощью его брата Грегори, он был госпитализирован в больницу Бельвью в Нью-Йорке, где ему прописали карбамазепин вместо лития. В декабре того же года он вернулся в Форт-Лодердейл и снова неделями жил на улице.
Смерть
Пробравшись на сцену на концерте Карлоса Сантаны 11 сентября 1987 года и будучи изгнанным из помещения, Пасториус направился в клуб Midnight Bottle в Уилтон-Мэнорс, штат Флорида. После того, как, по сообщениям, ему отказали во входе в клуб, он вступил в жестокую конфронтацию с вышибалой клуба Люком Хэваном. Пасториус был госпитализирован с множественными переломами лица и травмами правого глаза и левой руки и впал в кому.
Первоначально были обнадеживающие признаки того, что он выйдет из комы и поправится, но вскоре они исчезли. Массивное кровоизлияние в мозг через несколько дней привело к смерти мозга. Пасториус умер 21 сентября 1987 года в возрасте 35 лет в Главном медицинском центре Броварда в Форт-Лодердейле и был похоронен на кладбище Богоматери Королевы Небесной в Северном Лодердейле.
После смерти Пасториуса Хэвану было предъявлено обвинение в убийстве второй степени, но позже он признал себя виновным в непредумышленном убийстве. Поскольку у него не было ранее судимостей, и учитывая время, проведенное в ожидании приговора, суд приговорил его к 22 месяцам тюремного заключения и пяти годам условно. После четырех месяцев в тюрьме он был условно освобожден за хорошее поведение.
Музыкальный стиль
Пасториус был известен своими виртуозными басовыми партиями, которые сочетали афро-кубинские ритмы, вдохновленные такими музыкантами, как Кашао Лопес, с R & B для создания 16-нотных фанковых линий, синкопированных с ghost notes. Он играл их с помощью техники плавающего большого пальца на правой руке, закрепляя звукосниматель моста, играя на струнах E и A, и приглушая струну E большим пальцем, играя на более высоких струнах. Примеры включают “Come On, Come Over” с альбома Jaco Pastorius и “The Chicken” с концерта в честь дня рождения.

Он также был известен популяризацией безладового электрического баса, с помощью которого он смог добиться почти звукового звучания, играя в верхнем регистре. Примеры включают мелодии “Birdland” из альбома Weather Report Heavy Weather и “Three Views of a Secret” из альбома Weather Report Night Passage, а также его реплику к песне Джони Митчелл “Refuge of the Road” из ее альбома Hejira.
Одним из нововведений Пасториуса было использование гармоник, которые изолируют обертоны ноты путем приглушения звука струны в гармоническом узле, в результате чего получается гораздо более высокая нота, чем звучала бы в противном случае. Он широко использовал эту технику для создания мелодий, например, в своей композиции Portrait of Tracy из одноименного альбома и мелодии из популярной песни Weather Report “Birdland”, которую часто ошибочно принимают за гитару.
Оборудование
Басы и струнные
Жако чаще всего ассоциируется с бас-гитарой Fender Jazz 1962 года по прозвищу the Bass of Doom, у которой были удалены лады. Пасториус первоначально утверждал, что он сам удалил лады, но позже сказал, что купил бас с уже снятыми ладами. Пасториус обработал гриф морской эпоксидной смолой (Pettit’s PolyPoxy), чтобы защитить дерево от круглых струн Rotosound Swing 66, которые он использовал. TheБас Doom был сильно изношен и несколько раз ремонтировался, особенно в середине 1980-х годов, когда бас был разбит на несколько частей и восстановлен с помощью фигурного кленового шпона, добавленного спереди и сзади, чтобы улучшить структурную целостность.
Хотя Жако играл и с ладами, и без, но он предпочитал безладовый бас, потому что чувствовал, что лады были помехой, однажды назвав их “лежачими полицейскими”. Однако в обучающем видео он сказал, что никогда не практиковался с безладовым басом, потому что струны “съедают гриф”.
В 1986 году, незадолго до того, как он попал в больницу Бельвью, у Жако украли бас-гитару Fender. А в 1993 году бас-гитара попала в руки музыкального магазина в Нью-Йорке. В 2008 году она была впоследствии приобретена Робертом Трухильо, басистом Metallica. Хотя в настоящее время инструмент принадлежит Трухильо, басист Metallica письменно согласился передать инструмент семье в любое время за ту же цену покупки.
Усиление и эффекты
Джейко Пасториус использовал регуляторы эквалайзера “Variamp” (выравнивание) на своих двух усилителях Acoustic 360 (производства Acoustic Control Corporation из Ван-Найса, Калифорния) для усиления средних частот, тем самым подчеркивая естественный рычащий тон своего безладового пассивного джазового баса Fender и комбинации струн с круглым намоткой. Он также контролировал цвет тона с помощью цифрового блока задержки MXR, установленного на стойке, который питал второй акустический усилитель.
В последние три года своей жизни он использовал шкафы Hartke из-за яркого характера алюминиевых колонок (в отличие от бумажных колонок). Они обеспечили яркий, чистый звук. Обычно он использовал задержку в режиме, подобном припеву, обеспечивая эффект мерцающего стереофонического удвоения. Он часто использовал регулятор размытия, встроенный в Acoustic 360. За соло на басу “Slang” на концертном альбоме Weather ReportВ 8:30 (1979) Пасториус использовал цифровую задержку MXR для наложения и зацикливания аккордовой фигуры, а затем солировал над ней; ту же технику, с зацикленным басовым риффом, можно увидеть во время его сольного выступления на концертном видео Джони Митчелла Shadows and Light, а также во время исполнения “Третий камень от Солнца”
Наследие
Его называют “возможно, самым важным и новаторским басистом в истории” и “возможно, самым влиятельным басистом сегодня”. Уильям К. Банфилд, директор отдела изучения Африки, музыки и общества в колледже Беркли, описывает Джейко как одного из немногих оригинальных американских виртуозов, которые определили музыкальное движение, наряду с Джими Хендриксом, Луи Армстронгом, Телониусом Монком, Чарли Кристианом, Бадом Пауэллом, Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи, Джоном Колтрейном, Сарой Вон,Билл Эванс, Чарльз Мингус и Уэс Монтгомери.
Награды
Пасториус получил две номинации на премию Грэмми в 1977 году за свой одноименный дебютный альбом, в том числе за лучшее джазовое исполнение группой и Лучшее джазовое исполнение солистки за “Donna Lee”. В 1978 году он получил еще одну номинацию в номинации “Лучшее джазовое исполнение солиста” за свою работу над фильмом Weather Report “Тяжелая погода“. В 1988 году, после его смерти, Жако был избран путем голосования читателей для включения в Зал славы Down Beat, став вторым басистом, удостоенным такой чести. На сегодняшний день только семь басистов были приглашены, остальные – Джимми Блэнтон, Рэй Браун, Рон Картер, Чарльз Мингус, Чарли Хейден и Милт Хинтон.
Многочисленные артисты записали дань уважения Джейко, в том числе трек группы Пэта Метени “Jaco” на их альбоме Pat Metheny Group (1978); композиция Маркуса Миллера “Mr. Pastorius” на альбоме Майлза Дэвиса Amandla; кавер-версия Виктора Бейли (который заменил Джейко в Weather Report) “Continuum” наего альбом Low Blow; несколько треков на альбоме Виктора Вутена и Стива Бейли Bass Extremes; песня Джона Маклафлина “For Jaco” на его альбоме Industrial Zen (2006) и другие.
С 1997 года ежегодное празднование дня рождения проходит примерно 1 декабря в Южной Флориде, его проводят его сыновья Джулиус и Феликс Пасториус.
2 декабря 2007 года, на следующий день после его дня рождения, в Центре исполнительских искусств Броварда в Форт-Лодердейле, штат Флорида, состоялся концерт под названием “20th Anniversary Tribute to Jaco Pastorius”, на котором выступил отмеченный наградами биг-бэнд Джейко Пасториуса, а в качестве специальных гостей выступили Питер Эрскин, Рэнди БрекерБоб Минцер, Дэвид Барджерон, Джимми Хэслип, Джеральд Визли, сыновья Пасториуса Джон и Джулиус Пасториус, дочь Пасториуса Мэри Пасториус, Айра Салливан, Бобби Томас-младший и Дана Пол. Также были показаны эксклюзивные домашние фильмы и редкие записи концертов, а также видео выступлений Пэта Метени, Джони Митчелл и других знаменитостей из жизни Пасториуса. Почти через 20 лет после его смерти Fender выпустила Jaco Pastorius Jazz Bass, безладовый инструмент из серии Artist.
1 декабря 2008 года, в день его рождения, парк в новой реконструкции центра города Окленд-парк был официально назван “Парк Джейко Пасториуса” в честь бывшего жителя этого района.