Итак, у вас есть губная гармошка, что теперь? Что ж, конечно, можно повеселиться, просто дуя невпопад и на ходу играть на губной гармошке. Но, в конце концов, если вы действительно хотите быть в состоянии играть сильно, вам придется научиться играть отдельные ноты.
Губная гармошка — уникальный инструмент, на котором легче играть две или три ноты, чем по одной ноте за раз. Мы должны научиться технике выделения нот. Когда я впервые начал играть на губной гармошке, мне понадобилось много дней попыток, прежде чем я смог играть отдельные ноты, и я был разочарован. Я собираюсь поделиться с вами некоторыми советами, которые помогут вам научиться этому быстрее и легче.
Есть две основные техники, используемые для игры одиночных нот. Их чаще всего называют методами «блокировки языка» и «сморщивания».
Блокировка языка
Блокировка языка имеет много недостатков как метод выделения нот на губной гармошке: это более неудобная техника для изучения, она требует больше времени для освоения, с ее помощью очень сложно сгибать ноты и трудно играть высокие ноты. Учиться этому сначала может быть достаточно, чтобы кто-то вообще захотел бросить учиться игре на губной гармошке!
Он также имеет некоторые преимущества. Он производит «более жирный» тон, делает доступными некоторые ритмические аккордовые техники и является основой других промежуточных и продвинутых техник, таких как шлепки языком, флаттеры и октавы. Многие согласятся, что это неотъемлемая часть грязного усиленного звука чикагского блюза.
Однако это не метод для начинающих, и поэтому он не является предметом данного урока.
И вы все еще можете получить потрясающий звук, не блокируя язык. Послушайте, я играл на губной гармошке более 25 лет, прежде чем научился выделять отдельные ноты с помощью языкового блока, и за это время меня наняли играть на губной гармошке на сотнях концертов и сессиях звукозаписи. Многие исполнители сделали успешную карьеру играя на губной гармошке, не используя блокировку языка для выделения отдельных нот. Так что не позволяйте никаким любителям губной гармошки говорить вам, что «ты не настоящий игрок на губной гармошке, если не блокируешь язык, чувак!» Это просто ерунда. Теперь давайте продолжим….
Сморщивание
Позвольте мне научить вас самому быстрому и простому способу начать играть отдельные ноты и великолепно звучать на губной гармошке. Эту технику чаще всего называют «сморщиванием», и я слышал, что некоторые люди называют ее «складыванием губ». Но мы предпочитаем называть это техникой «блокировки губ» или «полу-сморщиванием», потому что на самом деле сморщивать следует только нижнюю губу.
Проблема таких слов, как «морщить» и «кошелек» в том, что новички их слышат, и почти в обязательном порядке напрягают губы. На самом деле, даже не упоминая эти слова, новички склонны играть со слишком большим напряжением губ и челюстей. Напряжение в губах и челюсти на самом деле ваш злейший враг! Это ошибка №1, которую начинающие совершают снова и снова. Итак, прежде чем что-либо делать, просто остановитесь, сделайте хороший глубокий вдох и расслабьтесь. Помните, не старайтесь больше, старайтесь легче! Держите его свободным. Над этим нужно не столько работать, сколько просто играть! Держите его легким.
Глубокое расслабленное положение рта
Глубокое расслабленное положение рта на губной гармошке настроит вас на успех при игре отдельных нот. Здесь есть два основных ключа: удерживать губную гармошку глубоко в расслабленной верхней губе и держать нижнюю губу раскрытой. Сказав это, следуйте этим простым шагам к успеху:
- Возьмите гармонику с отверстием 1 слева и отверстием 10 справа.
- Облизните губы, расслабьте их и поместите губную гармошку в рот.
- Поверните губную гармошку немного назад так, чтобы часть, не касающаяся ваших губ, была наклонена к потолку. Наклоните его примерно на 30 градусов следующим образом:

- Убедитесь, что губная гармошка находится глубоко внутри верхней губы. (Не напрягайте верхнюю губу! Если у вас есть смартфон, сделайте селфи или возьмите ручное зеркало, чтобы убедиться, что ваша верхняя губа расслаблена, а губная гармошка находится очень глубоко внутри нее.)
- Это, пожалуй, самая важная часть: РАЗВЕРНИТЕ НИЖНЮЮ ГУБУ так, чтобы губная гармошка касалась влажной внутренней части нижней губы.
- Пальцами руки, не держащей губную гармошку, оттяните нижнюю губу, чтобы убедиться, что она расправлена.
- Если вы делаете это правильно, вы почувствуете, что губная гармошка на самом деле находится немного глубже внутри вашей верхней губы по сравнению с развернутой нижней губой.

Воспроизведение отдельных нот (лучший способ, использование блокировки губ)
Если вы пропустили последний раздел, вернитесь и проверьте его, потому что сохранение красивой расслабленной верхней губы с губной гармошкой глубоко внутри нее и раскрытой нижней губой с губной гармошкой внутри нее — это ваша основа для успеха.
Теперь давайте попробуем сыграть одну ноту, дующую на 4-е отверстие. Ваша нижняя губа сделает это за вас, если вы слегка соберете уголки рта так, чтобы нижняя губа изогнулась. Стороны его заканчиваются тем, что блокируют отверстия 3 и 5, так что все, что мы слышим, — это приятная четкая одиночная нота. Вы можете думать об этом как о полусморщенной губе, потому что ваша нижняя губа изгибается, но ваша верхняя губа просто остается расслабленной, а губная гармошка находится глубоко под ней.
Если вы вынете губную гармошку изо рта, ваши губы должны выглядеть так:

Теперь посмотрите на изображение ниже, вы никогда не захотите выглядеть так, когда играете на губной гармошке:

На первом снимке мои губы расслаблены, я сближаю уголки рта, челюсть также опущена и расслаблена.
На втором фото мои губы сжаты, челюсть сжата, а глаза косятся, потому что я очень стараюсь! Помните, не старайтесь больше, старайтесь легче!
Я хочу еще раз подчеркнуть, что ваша верхняя губа не участвует в выделении ноты. Он просто сидит там, наверху, весь прохладный и расслабленный, сохраняя хорошее воздушное уплотнение на губной гармошке из-за того, что губная гармошка находится глубоко внутри нее, и он просто плывет туда наверху, двигаясь вперед.
Если вы не уверены, берете ли вы одну ноту, вы можете буквально закрыть пальцами отверстия 3 и 5 и подуть в губную гармошку, чтобы четко слышать, как она должна звучать, например:

Губа блокирует все ноты
Теперь, если вы все еще изо всех сил пытаетесь получить четкую ноту, возьмите губную гармошку в рот, используя расслабленное положение рта, описанное выше, и наклоните губную гармошку полностью назад так, чтобы ее задняя часть буквально указывала на потолок.

В этот момент звук не выходит, потому что ваша нижняя губа закрывает все отверстия. Теперь очень медленно вращайте его вниз, пока не услышите одну четкую ноту.

Продолжайте вращать его, пока не услышите больше. Просто продолжайте играть так.
Теперь, если вы получаете отдельные ноты, но только держа губную гармошку под углом, вы можете подумать: «Я не хочу всегда наклонять губную гармошку назад, чтобы играть отдельные ноты!» Не беспокойтесь об этом. Со временем ваш рот поймет, что он делает, и вы сможете выделять ноты, не наклоняя губную гармошку. Это может занять недели или даже месяцы, и это нормально!
Как только вы сможете изолировать четвертый удар, попробуйте перемещаться, играя отдельные ноты на других отверстиях губной гармошки. Попробуйте дунуть и нарисовать каждую дырочку:
Движение вверх:
1 -1 2 -2 3 -3 4 -4 5 -5 6 -6 7 -7 8 -8 9 -9 10 -10
Движение вниз:
10 -10 9 -9 8 -8 7 -7 6 -6 5 -5 4 -4 3 -3 2 -2 1 -1
Моя губная гармошка сломалась?
Вы можете получить отдельные ноты, которые звучат великолепно на некоторых отверстиях, но звучат ужасно на отверстиях 2 и 3 (и/или, возможно, отверстиях 8, 9 и 10). Очень маловероятно, что ваша губная гармошка сломана. Слабое звучание тяги 2 и 3 (и/или отверстий 8,9,10) можно очень просто исправить одним из следующих советов:
- Расслабьте челюсть. Сказав «Ой», ваша челюсть автоматически опустится, так что ваши зубы не будут слишком близко друг к другу. Новички часто располагают зубы слишком близко друг к другу. Держите челюсть опущенной и расслабленной.
- Обратите внимание на заднюю часть языка. Попробуйте сказать «кк» и обратите внимание, как поднимается задняя часть языка? Мы хотим избежать этого. Позже мы будем использовать это положение рта для бенда нот, но сейчас нам НЕ нужно использовать это положение рта. Старайтесь держать спину или язык низко и расслабленно. Следите за тем, чтобы спинка языка не поднималась вверх в зону «Кк».
- Полегче. Новички часто дуют изо всех сил, типа: «Я пыхну, я дуну, и я дую одну ноту!» Чувак, что тебе сделала эта губная гармошка, что ты так к ней относишься? Правда в том, что более легкий и нежный воздушный поток будет давать лучшее звучание и более четкую ноту. Итак, убедитесь, что вы не пытаетесь заставить губную гармошку подчиниться. Расслабляться. Еще раз, не старайся больше, старайся легче.
Обратите внимание, что все эти решения здесь связаны с расслаблением: расслабьте челюсть, чтобы зубы не были так близко друг к другу, расслабьте заднюю часть языка, чтобы она не меняла траекторию движения воздуха, расслабьте диафрагму, чтобы вы производили хороший устойчивый, средний поток воздуха. Неудивительно, что игра на губной гармошке доставляет столько удовольствия, что требует от нас расслабления!
Табы на губной гармошке
Не знаю, как вам, а мне всегда нравилась гармоника Ли Оскара в классической песне Low Rider группы War. Это такой запоминающийся рифф.
Очень легко сыграть начальную часть этого риффа, и это отличный способ попрактиковаться в вашей вновь обретенной способности играть отдельные ноты.
-3 -3 -3 -3 -3 4 -4 3 -3 4 -3 3 -3 -3 -3 -3 -3 4 -4 3 -3 4 -3 3
Следующую часть немного сложнее сыграть, где Ли Оскар играет ее на дро 2, потому что он использует бенд на целый тон. Но если мы сыграем ее на октаву выше, мы сможем сыграть ее без бендов, вот так:
-6 -6 -6 -6 -6 -6 -6 -6 -6 -6 -6 7
Вот джемовый трек без губной гармошки и с губной гармошкой, чтобы вы могли подыграть.
И вот оно. Поздравляем! Вы начинаете играть отдельные ноты. Не забывайте быть терпеливым с собой, пока вы играете с этим. Могут пройти дни или недели, прежде чем вы сможете стабильно играть отдельные ноты на губной гармошке. Между тем, дайте мне знать в комментариях, если у вас есть какие-либо вопросы. И никогда не прекращайте играть на губной гармошке, потому что она делает мир лучше!