У дирижера одна из самых заметных должностей в мире, но, несмотря на это, многие люди совершенно не знают – для чего нужен дирижер и что он на самом деле делает. В чем задача? Сможет ли оркестр играть без него? И почему дирижеры так сильно потеют))?
Вокруг дирижеров существует множество стереотипов; они диктаторы, таинственные, почти волшебные, старые, элитарные. И почти исключительно – мужчины. Эти стереотипы все более устаревают (сейчас растет число женщин-дирижеров), и в последнее время была проделана большая работа по разрушению и развенчанию этих стереотипов.

Мирга Гражините-Тила – музыкальный руководитель Симфонического оркестра Бирмингема.
Пока существуют мифы о том, чем на самом деле занимается дирижер, важная часть классической музыки будет казаться многим загадочной. Итак, давайте разберемся и демистифицируем то, что делают дирижеры на самом деле. Итак…
Для чего нужны дирижеры
На первый взгляд – все очень просто. Он держит оркестр или хор вместе и в одном времени. Но это только отправная точка. Самое главное, что дирижер служит для композитора посыльным. Их обязанность – понимать музыку и передавать ее жестами настолько прозрачно, чтобы музыканты в оркестре понимали ее в совершенстве. Эти музыканты могут затем передать публике единое видение музыки.
Wingardium Leviosa!

Люди использовали палочки для «дирижирования» музыки с 700 г. до н.э. Во времена Средневековья и Возрождения большинство небольших ансамблей слушали друг друга и играли без дирижера.
Позже, когда было изобретено больше инструментов и оркестры выросли в размерах, предпочтение перешло к использованию большого посоха, который лидеры колотили по земле, чтобы задавать темп и держать музыкантов вместе. Это было очень эффективно, потому что музыканты могли это слышать, но затем композитор Люлли ударил себя ножом в ногу, получил гангрену и умер… Да, такая история.
Поэтому люди начали искать другие способы дирижировать музыкой. Сейчас дирижеры используют либо палочку (для большого оркестра), либо руки. Существуют определенные шаблоны и жесты, которые передают ключевые особенности музыки, но, поскольку у исполнителей часто уже есть эти особенности, записанные в их партитуре, это не главная роль дирижера.
С годами эта работа превратилась в нечто, в первую очередь художественное; объединить музыкальные интерпретации всех музыкантов на сцене в общую картину.
Почему в рок или поп-музыке нет дирижеров?
На самом деле есть, просто они встречаются реже. В основном в таких ансамблях роль удержания всех в одном времени играет барабанщик. Если вы думаете о роке и попе в целом, вы часто слышите, как группы исполняют свою музыку, или вы можете послушать кавер-версию. Обложки могут сильно отличаться от оригинала из-за новой интерпретации художника.
А теперь подумайте о мире классической музыки: произведения всегда исполняются разными инструменталистами, в их истории сотни выступлений, многие композиторы давно умерли, а «группа» состоит из 100 человек. Внезапно согласиться с такой интерпретацией становится немного сложнее.
Вот где появляется дирижер. И дело не только в том, чтобы дирижировать по образцу, а в том, как они добавляют к жестам развитие, и формируют музыку. Это навык, который включает в себя психологию, язык тела, знание истории и чувствительность ко всему, что делает нас людьми.
Дирижирование – это больше, чем просто размахивать руками…
Так что в следующий раз, когда вы увидите за работой дирижера, присмотритесь к его связям с исполнителями и прислушайтесь к более широкой картине. Неудивительно, что они иногда немного потеют.
Если у вас есть дополнения на тему – для чего нужен дирижер, пишите свои мысли в комментариях, а так же делитесь статьями в соцсетях.