Дирижеры обычно считаются некоронованными королями. Они наводят мосты между аудиторией и музыкой. Их единственный инструмент – палочка. Итак, ниже приведен список Топ 10 великие дирижеры России.
1. Владимир Спиваков (1944 г. р.)

Спиваков изначально прославился как один из самых эмоционально выразительных, разносторонних и уникальных советских скрипачей. Выиграв медали почти на всех крупных международных соревнованиях в период с 1965 по 1970 год, молодой виртуоз, как солист, совершил зигзаг по всему миру, играя со сливками оркестров мирового уровня. Несмотря на ошеломляющий успех, Спиваков понял, что его место (и настоящее призвание) на самом деле на подиуме. Владимир брал уроки у гениального дирижера из США Леонарда Бернсштейна. Он также научился своему ремеслу у Лорина Маазеля, одного из величайших музыкантов своего времени. Бернштейн учил своих учеников, что дирижеры должны быть прежде всего послами и посланниками композитора. В знак дружбы он подарил Спивакову палочку, который маэстро хранил как реликвию.
2. Валерий Гергиев (1953 г. р.)

Его репутация опережает его: Гергиев известен своим гипнотическим сценическим мастерством. Широкоплечий и высокий маэстро дирижирует страстно, чутко и внимательно относится к деталям. Этнический осетин, Гергиев родился в Москве, все свое детство и юность провел в Северной Осетии. Он изучал дирижирование в Ленинградской консерватории и произвел фурор еще в 1977 году, когда выиграл конкурс дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине.
Вскоре после этого харизматичный молодой человек дебютировал в историческом Кировском (ныне Мариинском) театре в Ленинграде (Санкт-Петербург). Гергиев руководил интеллектуальной постановкой оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» в качестве помощника главного дирижера труппы. В последующие пять лет советский музыкант продвигался все дальше и дальше по пути установления высоких стандартов дирижирования. В 1988 году его окончательно назначили главным дирижером Кировского театра, ставшего для Гергиева настоящим домом. Под его руководством легендарный зал стал одним из первоклассных оперных театров мира.
В 1993 году Гергиев был назван дирижером года на церемонии вручения премии классической музыки в Лондоне. Он уделял свое время и талант работе с музыкантами из списка лучших. Он также был главным дирижером Лондонского симфонического оркестра и Роттердамского филармонического оркестра.
3. Теодор Курентзис (р. 1972)

Этому 47-летнему греко-русскому дирижеру с готической внешностью нет равных в том, что касается озвучивания музыки, которую вы, вероятно, слышали тысячу раз. Курентзис получил стремительный рост известности после того, как в 2011 году был назначен музыкальным руководителем Пермского театра оперы и балета. Он применил нетрадиционный подход к репертуару и изменил отношения между классической музыкой и поклонниками 21-го века. Курентзис превратил Пермскую оперу в Мекку для любителей нестандартной музыки. В прошлом году он решил уйти, чтобы посвятить себяансамблю Musica Aeterna. Билеты на концерты его оркестра продаются, как горячие пирожки, и забронированы на несколько месяцев вперед. Новаторский дирижер может заново изобрести что угодно, от «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича до Реквиема Верди, сохраняя при этом яркую и насыщенную музыку.
За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.
Курентзис родился в Афинах и начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было всего четыре года. В возрасте 12 лет он поступил на отделение скрипки в Греческой национальной консерватории. В 1994–1999 годах он изучал дирижирование в Санкт-Петербургской государственной консерватории и влюбился в Россию. В 2014 году Курентзис получил российское гражданство в награду за выдающийся труд. Яркий дирижер недавно произвел фурор в киноиндустрии. Курентзис сыграл легендарного советского физика Льва Ландау в фильме Ильи Хржановского «Дау», мировая премьера которого состоялась в Берлине в 2019 году.
4. Юрий Башмет (1953 г. р.)

До того, как начать владеть дирижерской палочкой, Башмет заработал репутацию опытного альтиста, которого хвалили за необычную технику и звук. Он выступал в качестве солиста с величайшими оркестрами мира, включая Берлинский филармонический оркестр, Нью-Йоркский филармонический оркестр и Венский филармонический оркестр. Башмет родился в Ростове-на-Дону на юге России. В 1986 году амбициозный альтист основал камерный оркестр «Солисты Москвы». В начале 1990-х Башмет был вынужден заново основать свой ансамбль, когда первые участники компании решили навсегда остаться во Франции. Его новый оркестр был составлен из самых перспективных выпускников Московской консерватории. В разное время с ансамблем сотрудничали ведущие духовые музыканты, в том числе Святослав Рихтер и Мстислав Ростропович.
В 2008 году Башмет и его оркестр попали в заголовки газет, получив премию «Грэмми», получив высокую оценку за исполнение произведений Стравинского и Прокофьева. С 2002 года Башмет также является художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». В его репертуаре более 350 произведений русской и мировой классики.
5. Юрий Темирканов (р. 1938).

Немногие дирижеры сделали такую долгую и плодотворную карьеру, как Темирканов, который с 1988 года остается верным Санкт-Петербургскому филармоническому оркестру. Как и многие советские мальчики его поколения, Юрий учился музыке в детстве. Он учился в Ленинградской консерватории и собирался стать альтистом. Однако после победы на Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1966 году Темирканову пришлось отложить свои первоначальные планы в сторону. Лауреат был приглашен в тур по Европе и США с гениальным советским альтистом Давидом Ойстрахом и Московской филармонией.
Темирканов дебютировал с Петербургской филармонией в 1967 году. Ему довелось буквально поработать рука об руку с маэстро Евгением Мравинским. Он также был главным дирижером Ленинградского симфонического оркестра с 1968 по 1988 год. Темирканов руководил многими великими оркестрами мира. По мнению музыкальных критиков, немногие маэстро могут заставить звучать Чайковского и Шостаковича так великолепно. В 1992 году он был назначен главным дирижером Королевского филармонического оркестра. С 1992 по 1997 год он также был главным приглашенным дирижером Дрезденской филармонии, Симфонического оркестра Датского национального радио, Большого театра и многих других.
6. Евгений Мравинский (1903-1988).

Родившись в аристократической семье, Мравинский был настоящей легендой и, несомненно, одним из самых уважаемых дирижеров и учителей всех времен. Мравинский был ярким примером советской школы дирижирования в лучшем виде, в которой дирижерская техника и высокая точность были первостепенными. Выдающийся дирижер никогда не зацикливался на эмоциональности музыки, которую исполнял его оркестр.
Дирижируя без палочки, Мравинский создал симбиоз звука и манеры, который до сих пор заметен в музыкальном мире. Советская легенда дирижировала Ленинградской филармонией полвека, с 1938 по 1988 год. Он руководил своим оркестром уравновешенно, с достоинством и точностью. Его революционный репертуар включал премьеры шести симфоний Шостаковича.
7. Евгений Светланов (1928-2002)

Светланов родился с музыкой в крови. Его отец был солистом Большого театра, а мать – пантомимой. В 1951 году Евгений окончил Московский институт имени Гнесиных по специальности пианист. Его учитель в Московской консерватории Генрих Нейгауз (среди известных учеников которого были Святослав Рихтер и Эмиль Илельс) научил его думать о фортепиано в оркестровых терминах. Он был настоящим человеком и никогда не следовал слепо традициям ради быстрого успеха.
Светланов два года работал главным дирижером в Большом театре. Затем он перевернул новую страницу и ушел из Большого театра, чтобы дирижировать Государственным симфоническим оркестром СССР, в котором он размахивал своей палочкой 35 лет (с 1965 по 2000). Светланов достиг творческого и личного пика в 1970-80-е годы, получив признание за свои нетрадиционные интерпретации Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и особенно Малера. Светланов руководил своим оркестром и гипнотизировал его, точно управляя ансамблем, не оказывая лишнего давления.
8. Михаил Плетнев (1957 г. р.)

Михаил Плетнев родился в музыкальной семье в Архангельске. Он пошел по стопам матери, изучая фортепиано в Московской консерватории. В 21 год Михаил вышел на международную сцену как пианист, завоевавший первую премию престижного конкурса им. П.И. Чайковского. Он много гастролировал по миру и сотрудничал с крупными оркестрами как пианист (Плетнев считается одним из величайших в мире интерпретаторов Петра Чайковского). Стремясь расширить свою привлекательность, Плетнев дебютировал как дирижер в 1980 году. С тех пор он выступал в качестве приглашенного дирижера с рядом ведущих оркестров, включая Лондонский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Бирмингема и филармонический оркестр Лос-Анджелеса.
В 1990 году Плетнев, наконец, создал свой собственный ансамбль – Российский национальный оркестр (РНО), который стал одной из лучших симфонических компаний мира. Запись Плетнева оперы Сергея Прокофьева «Петр и волк» в исполнении Билла Клинтона, Софи Лорен и Михаила Горбачева получила премию «Грэмми» в 2004 году. По мнению журнала Gramophone, Плетнев также является «одним из самых умных и стильных дирижеров Чайковского».
9. Александр Ведерников (1964-2020)

Ведерников был главным дирижером Датской королевской оперы и музыкальным руководителем Михайловского театра Санкт-Петербурга. К сожалению, его жизнь оборвалась в 56 лет. Дирижер скончался в октябре 2020 года из-за осложнений с Covid-19. Ведерников был воспитан с уважением к музыкальным традициям. Начинал он ассистентом главного дирижера, а затем вторым дирижером Симфонического оркестра им. П.И. Чайковского. Среди солистов, с которыми сотрудничал Ведерников — Марта Аргерих, Миша Майский, Франк-Петер Циммерман, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Михаил Плетнёв, Николай Луганский, Борис Березовский.
В 1995 году он основал Симфонический оркестр Российской филармонии и был художественным руководителем и главным дирижером этого оркестра до 2004 года. Ведерников руководил Большим театром почти 10 лет. Его присутствие оживляло сцену нежными ударами дубинки и притягательной индивидуальностью, очаровывая публику во всем мире. С 2009 по 2018 год он был главным дирижером Датского симфонического оркестра Оденсе. В 2018 году Ведерников получил похвалу за дирижирование Симфоническим оркестром BBC в Глинке и Чайковском, а также за мировую премьеру гитарного концерта Джоби Талбота.
10. Геннадий Рождественский (1931-2018).

Рождественский дебютировал в Большом театре еще будучи студентом. Он получил впечатляющие похвалы за дирижирование классическим балетом Чайковского «Спящая красавица». Вскоре он стал главным дирижером труппы. В 1959 году Рождественский дирижировал первой полной постановкой оперы Прокофьева «Война и мир». Также он более десяти лет возглавлял Симфонический оркестр Московского радио.
Пока шла холодная война, Рождественский был одним из немногих советских артистов, которым разрешили гастролировать за границей. Он также стал первым советским дирижером, который был назначен главным дирижером престижных зарубежных оркестров: Симфонического оркестра BBC, Венского симфонического оркестра и Стокгольмского королевского филармонического оркестра. На Рождественского было увлекательно смотреть. Его эмоциональный накал, неутомимая энергия и экстремальные движения обогатили музыку.
Это был список топ 10 великие дирижеры России.