Цель мастеринга заключается в подготовке фонограммы к дальнейшему
тиражированию, при этом удостоверившись, что она звучит как минимум не хуже (а может быть даже гораздо
лучше!), чем на момент записи.
Вы только что завершили сведение записи, и она, на ваш взгляд, довольно неплохо звучит. Качественный звуковой образ, отсутствие дефектов, сведение выполнено вполне неплохо. вы записываете файл на какой-либо носитель, а после гордо воспроизводите его. Однако, вот звучит песня вашего любимого исполнителя, она записана на профессиональной студии. А следом за ней начинает звучать записанная вами мелодия и вы осознаете, что в акустическом аспекте вы что-то упустили. Вопрос напрашивается сам собой: “Что же не так с моей записью”?
Есть много проблем, которые может решить мастеринг: не достаточно громкий трек, запись звучит вяло, инструменты и вокал звучат плоско и им недостает того же чувства полноты, которое есть на ваших любимых записях, у баса отсутствует энергия (панч) и т.д.
Мастеринг – это процесс, который способен вывести запись на более высокий уровень, но чего не стоит ожидать от мастеринга, так это полностью заново созданного звука вашей записи и уж точно мастеринг не заменит хорошего сведения или хорошей аранжировки!
ЧТО ТАКОЕ МАСТЕРИНГ?
Мастеринг – это процесс получения микса и подготовки его к продаже. Обычно, это включает следующие этапы и цели.
Звук записи
Целью данного этапа является получение хорошего микса (обычно в виде стерео файла) и применение к нему финальных штрихов. Это может включать регулировку уровней и общее “подслащивание” микса. Думайте об этом как о разнице между хорошо звучащим миксом и профессионально звучащем мастером. Этот процесс может, если
необходимо, включать добавление деталей, таких как общая эквализация, компрессия, лимитирование и т.д. В настоящее время, в мире LP и CD тиражирования этот процесс часто относят к “премастерингу”, но мы для простоты, будем называть его мастерингом.
Постоянство на протяжении всего альбома
Должное внимание также необходимо уделить тому, как отдельные треки на альбоме работают вместе, когда играют один за другим. Имеет ли место единообразное звучание? Выравнены ли уровни? Имеет ли альбом общий характер или, по крайней мере воспроизводится ли он так, чтобы слушателю не приходилось выравнивать громкость в процессе воспроизведения? Это обычно включает в себя предыдущий шаг с дополнительной оценкой того, как отдельные треки звучат в
порядке следования и в связи друг с другом. Это не означает, что вы просто создаете один пресет и используете его на всех треках, с тем, чтобы они имели единообразное звучание. Напротив, целью является согласовать различия между треками при поддержке (или даже усилении) характера каждого из них, что, наиболее вероятно,
будет подразумевать различные настройки для различных треков.
Подготовка к тиражированию
Заключительный шаг обычно включает подготовку песни или последовательности песен для загрузки, производства, и/или копирования/тиражирования. Этот шаг может изменяться в зависимости от предполагаемого выходного формата. В случае с CD, это может быть конвертирование аудио в 16 бит/44.1 кГц посредством
ресемплинга (восстановление формы квантованного сигнала) и/или подмешивания шума (размывание аудиосигнала для получения более естественного звучания), и составлением перечня треков, промежутков между ними, PQ-кодов, и другой специфической CD-информации. Для распространения в интернете, вам может понадобиться настроить уровни, чтобы подготовить аудио к конвертации в AAC, MP3 или в файлы с высокой степенью детализации и включить необходимые метаданные.
Инструменты мастеринга
В процессе мастеринга, вы обычно работаете с ограниченным набором специфических инструментов.
Компрессоры, лимитеры и экспандеры используются для регулировки динамики микса. Также, для настройки динамики отдельного частотного диапазона или инструментов (напр. контроль баса или подавление шипящих в вокале) может использоваться многополосный компрессор. В свою очередь, однополосный компрессор вносит изменения в весь диапазон частот микса.
Эквалайзеры используются для формирования частотного баланса.
Стереорасширитель может настроить воспринимаемую ширину и образ стереополя.
Гармонические эксайтеры помогут добавить миксу остроты и блеска.
Лимитеры/Максимайзеры могут повысить общий уровень звука за счет ограничения пиков для предотвращения
клиппирования.
Дитеринг (размывание) предоставляет возможность переводить записи с высокой битности (24 или 32 бита) в форматы низкой битности (16 бит для CD) при сохранении динамического диапазона и минимизировании искажений квантования.
Глядя на все эти приборы, вы, возможно, не знаете с чего начать. Во-первых, запомните: то, что у вас есть все эти приборы, еще не означает, что вы должны задействовать их все. Используйте
только те, которые вам необходимы. В действительности, не существует некого единственно верного порядка инструментов при мастеринге, и вам следует быть открытыми для экспериментов.
Обычно, я использую следующий порядок инструментов:
1. Эквалайзер
2. Модуль динамической обработки
3. Пост-Эквалайзер
4. Гармонический эксайтер*
5. Стереорасширитель
6. Максимизатор громкости
(максимайзер)
*Данные инструменты я использую реже.
Если и существует правило, которое можно назвать “жестким”, так это расположение максимайзера и дитера в конце цепи.
Пресеты
Пресеты имеют несколько назначений. Наиболее существенный и полезный пресет – это тот, который позволяет вам сесть и начать работу без промедления. Если вы обнаружили, что обычно используете
один и тот же порядок инструментов в процессе мастеринга, то весьма полезным будет сохранить его в виде пресета. Более того, если вам нужен хороший старт для достижения конкретной цели или задачи
(напр. “Увеличение объема” или “Расширение высоких частот”), то неплохо было бы иметь соответствующий пресет под рукой. Пресеты также ценны в качестве начальной точки развития слуха. В Ozone, например, есть набор самых разных специальных пресетов. Пробуя различные пресеты, вы начнете понимать, как инструменты и их
разнообразные комбинации формируют звук. Но помните: чтобы объективно оценить их влияние на звук, вам необходимо уравнять громкость сигнала при включенном и выключенном пресете. Надеемся, что эта информация поможет вам понять, в каких ситуациях пресеты будут вам полезны, а в каких их нужно применять с осторожностью.
Мастеринг в IZotope Ozone
ЭКВАЛАЙЗЕР
Вполне целесообразно начинать мастеринг с эквализации. Несмотря на то, что большинство людей понимают, как работают эквалайзеры с практической точки зрения, и что они могут делать, эффективно работать с эквалайзером – далеко не всегда простая задача. Какова цель эквализации при мастеринге?? Когда мы пытаемся улучшить звучание наших миксов, одной из наших целей является тональный (частотный)
баланс. Надо надеяться, что эквализация отдельных инструментов была проведена на стадиях аранжировки и сведения, следовательно, мы стараемся придать естественность общему звучанию. Это может предполагать использование эквалайзера как для тонких исправлений, так и для акустических усовершенствований, но только если потребуется. Ключевое слово здесь “тонких”. В самом деле, опытные мастеринг-инженеры могут создать заметные акустические улучшения внеся легкие изменения в пределах от 0,5 до 1,5 децибел. Иногда
легче сказать, чем сделать, но используя некоторые общие техники, вы сможете получить приличный частотный баланс.
Приниципы эквализации
Существует множество различных типов эквалайзеров и все они – средства усиления или ослабления определенного диапазона частот. Эквалайзеры обычно состоят из нескольких полос. Полоса эквалайзера – это отдельный фильтр. Объединяя полосы, вы можете создавать безграничное количество форм кривых эквализации. Параметрические эквалайзеры предоставляют абсолютный контроль для каждого диапазона. Они позволяют независимо контролировать три параметра — амплитуду, центральную частоту и добротность — в
зависимости от которых эквалайзер является либо полосовым, либо пиковым. На картинке ниже изображен эквалайзер в Ozone, но принципы одинаковы для всех параметрических эквалайзеров. Имеется восемь наборов стрелок, которые представляют собой восемь полос эквалайзера. Одна из них выбрана и сдвинута вниз, чтобы вырезать частоты в диапазоне 3,753 Гц на -3.5 дБ. Яркая белая кривая
показывает составной, общий эффект всех полос. Разноцветными кривыми показан эффект отдельных полос эквалайзера.

Каждая полоса параметрического эквалайзера, обычно, включает в себя три контроллера:
Частота (Frequency)
Центральная частота указывает на середину полосы.
Ширина полосы, или добротность (Q или Bandwidth)
Добротность (Q) обозначает ширину полосы, или регулируемый диапазон частот. Полоса с высоким значением добротности (см. Рис 1) будет воздействовать на узкий диапазон частот, а с низким значением (см. Рис 2) – на широкий.

Усиление (Gain)
Данный параметр обозначает насколько каждая полоса усиливает (прибавление) или ослабляет (убавление) звук вокруг центральной частоты.
Какой эквалайзер использовать: цифровой или аналоговый?
Как говорилось выше, аналоговые фильтры придают звуку характерный оттенок или окрас. Если ваша цель – это минимальная временная
размытость, которую создают аналоговые обработки, вы можете использовать цифровой линейный эквалайзер, как это продемонстрировано справа: Выбор – дело вкуса, хотя вообще (или по моему мнению) аналоговые/аналогово-моделирующие фильтры создают
превосходный звук при незначительном усилении или ослаблении, а прозрачность цифровых линейно-фазовых фильтров полезна при глубоких или очень точных ослаблениях. С течением времени, когда вы ближе познакомитесь со звучанием различных фильтров эквалайзера, вы обнаружите, что стало легче принимать решения — хотя, в некоторой степени, всегда есть место эксперименту, прослушиванию и проверке, что выбранный вами тип эквалайзера и его настройки как нельзя лучше подходят для данного аудиоматериала.
Типы фильтров эквалайзера
Полосовой фильтр (Bell EQ)
Полосовой фильтр имеет как добротность, так и усиление. Усиление
может быть положительным или отрицательным, понижая или повышая
определенный диапазон частот внутри полосы.

Фильтр среза низких и высоких частот (Low-pass, High-pass)
В отличии от полосового фильтра, фильтры среза низких и
высоких частот имеют только регуляторы склона. Вы устанавливаете точку, где вы хотите начать подавление частот и любые частоты ниже этой точки (для фильтра высоких частот) или выше этой точки (для фильтра низких частот) подавляются более или менее круто. Регулировка спада определяет степень его крутизны. Низкие значения создают более плавный спад частот.

Полочные фильтры низких и высоких частот (Low-Shelf,
High-Shelf)
Как и обрезные фильтры, они работают только в одну сторону. Однако, они не имеют спада на конце. Такие фильтры напоминают полку. Горизонтальная ручка обеспечивает контроль склона, который определяет протяженность полки, т.е. крутизну среза до постоянной (горизонтальной) линии.

Использование эквалайзера Ozone
Ozone включает два параметрических эквалайзера представленных в графическом виде, известном как параграфический эквалайзер. Каждый эквалайзер включает восемь регулируемых полос, которые могут использоваться как для усиления, так и для ослабления частот. Для регулировки усиления частоты, захватите центральную точку и двигайте её вниз или вверх. Для регулировки центральной частоты, двигайте её влево или вправо. Для регулировки добротности или ширины полосы, вам следует захватить боковые ручки полосы и двигать их в стороны или щелкнуть мышью на полосе и вращать колесо мыши вверх (для снижения добротности или расширения полосы) или вниз (для повышения добротности или сужения полосы). Любой из восьми фильтров в Ozone может быть настроен как полосовой (также известный как “пиковый”), фильтр среза низких и высоких частот, либо как полочный фильтр низких и высоких частот. Существуют два способа установки формы фильтра.
Первый способ – в режиме отображения Detailed Band выбрать форму фильтра, выделив узел и выбрав его индивидуальную форму прямо под изображением эквалайзера.
Второй – просто кликнуть правой кнопкой мыши на узле и появится меню выбора формы фильтра.
Элементы управления для настройки эквалайзера
В дополнение к поддержке мыши, Ozone также поддерживает следующие элементы управления для регулировки полос эквалайзера:
Когда выбраны такие параметры как Частота (Frequency) или Усиление (Gain), вы можете использовать стрелки на клавиатуре для перемещения влево/вправо или вверх/вниз. Если вы зажмете при этом Shift, тогда настройка станет более точной. Вы можете настроить Добротность (Q) фильтров, используя колесико мыши.
Удерживая клавишу Command в OSX или Ctrl в Windows, вы можете выбрать несколько полос левой кнопкой мыши. Для перемещения группы выбранных полос, переместите одну из них, и остальные будут
двигаться в соответствующем направлении (или используйте для этой цели стрелки). Это полезно, когда вы имеете такую общую форму полос, которая вас устраивает, но вы хотите поднять или понизить усиление по
всей кривой. Если вы зажмете Shift и переместите полосу, то она будет перемещаться только в том направлении, куда вы её тянете (горизонтальном или вертикальном). Т.е., если вы хотите изменить только усиление, не меняя частоты (или наоборот), просто удерживайте во время этого Shift. Если вы предпочитаете использовать числа вместо визуальных полос эквалайзера, то режим отображения All Bands предоставляет табличный вид для регулировки полос эквалайзера. Вы можете вводить значения для полос прямо в эту таблицу, или просто навести курсор на значение и изменить его вращением колесика мыши или перемещением вверх/вниз.


Вы можете выбрать форму фильтра кликнув по нему правой
кнопкой мыши прямо на графике эквалайзера.
Эквализация с визуальной обратной связью
Ключ к настройке тонального баланса микса с помощью эквалайзера заключается в развитии слуха для определения того, какие частоты соответствуют тому, что вы слышите. Спектральный анализатор очень полезен для подтверждения и определения численных значений того, что вы слышите. Следующая информация поможет вам понять дополнительные возможности, которые предоставляет спектральный анализатор, но будьте осторожны.
Несмотря на то, что анализатор хорошо показывает вам максимальную энергию по всему спектру, это ничего не говорит вам о миксе, о звучании отдельных инструментов, о стиле и внутренней динамике. Не зацикливайтесь на анализаторе. Тем не менее, если у вас громыхающая бочка или заметное шипение в миксе, то бычно очень легко найти их на спектральном анализаторе и привести в порядок. Белая линия представляет спектр или быстрое преобразование Фурье (БПФ, в англ. FFT), вычисляемое в реальном времени, в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц (диапазон человеческого слуха).

Пики в спектре представляют преобладающие частоты. В случае с песней представленной выше, можно заметить небольшой прогиб частот в диапазоне от 100 до 300 Гц, который может быть компенсирован либо эквализацией нижней середины, либо ее компрессией.
Типы спектра
В Ozone есть выбор между линейным, третьоктавным, диапазонным и полнооктавным спектрами.
Линейный спектр – это непрерывная линия, соединяющая точки расчета спектра, как показано ниже.

Третьоктавный режим разделяет спектр на полосы с шириной в одну треть октавы, как показано ниже. Хоть спектр и разделяется на отдельные полосы, этот режим предоставляет превосходное разрешение на низких частотах.

Диапазонный режим разделяет спектр на полосы, которые соответствуют тому, как мы слышим или воспринимаем звучание различных частот. Каждая полоса включает в себя звуки, принадлежащие определенному диапазону. Ниже см. пример диапазонного вида.

Полнооктавный режим разделяет спектр на полосы с шириной в целую октаву, покрывая весь диапазон частотного спектра.

Захват пиков: позволяет отображать и удерживать пики в спектре. (Обратите внимание, что в Ozone вы можете сбросить пики в любое время щелкнув по спектру).
Усредненное время: если вам важны пики или резкие (внезапные) частоты, вы можете запустить спектр в режиме реального времени. Для сравнения миксов и для визуализации общего тонального баланса Ozone также предоставляет усредненный режим. Вместо переписывания старых семплов новыми, усредненный режим рассчитывает среднее арифметическое между новыми семплами и старыми для отображения текущего показателя тонального баланса. Вы можете сбросить среднее арифметическое в любое время, щелкнув по спектру.
Размер БПФ: чем больше размер БПФ, тем больше разрешение частот. Обычно оптимальный размер БПФ составляет 4096, хотя вы можете его увеличивать, если вам нужно более высокое разрешения, особенно для фокусировки на низких частотах. Наложение (Overlap) и Окно (Window): это более продвинутые опции, которые определяют способ отображения аудио в окне. Обычно, Наложение в 50% и режим окна Hann дают хорошие результаты.
Быстрые советы по мастерингу
Слишком грязно? Попробуйте сделать вырез в диапазоне от 100 до 300
Слишком гнусаво? Попробуйте сделать вырез в диапазоне от 250 до
1,000 Гц.
Очень резко звучит? Возможно причина находится в диапазоне от 2,000 до3,500 Гц. Попробуйте ослабить этот диапазон на несколько децибел. Можно надеяться, что при использовании полосы или двух в этой области звучание средних частот улучшится. Помните, что вы
можете использовать комбинацию Alt-щелчок для фокусировки на определенном диапазоне и выделения того, что вы слушаете. Распространенный способ работы заключается в усилении полосы для
поиска слишком энергичной части спектра, а после того, как вы ее зафиксировали, ее можно вырезать. При вырезании более естественно звучат острые полосы, а при усилении более музыкально звучат
широкие (добротность (Q) менее 1.0).
Быстрые советы по мастерингу
1. Старайтесь ослаблять проблемные частоты, а не усиливать красивые.
2. Ослабление или усиление более чем на 2-4 дБ означает, что данная проблема не может бытьрешена на стадии мастеринга. Вернитесь к процессу сведения мультитрека и решите проблему на этом этапе.
3. Используйте как можно меньше полос.
4. Используйте пологие склоны при усилении (широкая полоса, низкая добротность) и узкие при ослаблении. Полочный или обрезной фильтр высоких частот (Shelf или High-Pass) установленные ниже 30 Гц помогают избавиться от низкочастотного рокота и шума, но будьте осторожны с этим.
5. Внимательно следите, чтобы остальная часть аудиоматериала не стала звучать хуже.
6. Доверяйте глазам и ушам. Сравнивайте свою работу с другими, используя оба этих органа чувств.
A. Используйте эталонную музыку, которая на ваш взгляд хорошо звучит в вашей комнате.
B. Звучит ли ваш трек лучше оригинала?
C. Сделали ли вы что-нибудь такое, что проявляет недостатки трека?
D. Подходит ли ваша новая версия трека к остальным вещам на альбоме?