Джазовое фортепиано способно создать идеальное настроение в ресторанах или лаунж барах, кофейнях или кафе — да где угодно! Этот легкий жанр джаза, который часто называют просто лаунж-джазом, поднимает настроение и переносит умы в желаемые места. Вы также найдете джазовое пианино в ресторанах, на свадьбах, в казино и на круизных лайнерах. В звучании знойных джазовых фортепианных аккордов и извилистых мелодий есть что-то такое, что кажется правильным. А если вы сами играете на пианино, вам нужно не просто слушать лаунж-джаз — вы тоже можете его сыграть! В сегодняшнем кратком уроке вы узнаете несколько вариантов Джаз-лаунж фраз для фортепиано.
В сегодняшнем уроке учащиеся всех уровней получат удовольствие от игры звуков джазового фортепиано.
Введение в лаунж-джазовое фортепиано
Музыку лаунж-джаза гораздо легче представить, чем дать определение. Писатель и музыковед Джеймс Спенсер пишет: «Жанр значительно изменился и теперь включает в себя почти сотни поджанров». Действительно, Спенсер прав. Фактически, беглый взгляд на потоковые плейлисты для «лаунж-джаза» дает широкий выбор, который иначе можно было бы классифицировать как свинг, бибоп, кул-джаз, бразильский джаз и смуф-джаз. Для целей сегодняшнего урока мы представим лаунж-джаз как утонченно звучащую смесь бибопа и блюза, подходящую для случайного прослушивания.
Сегодняшний урок рассчитан на то, чтобы вы сразу научились играть в стиле лаунж-джаз. Фактически, вы можете начатьвсего с 4 аккордов. Наш лист урока написан в тональности до минор. Для начала попробуйте сыграть левой рукой следующие четыре аккорда:
![Джаз-лаунж фразы для фортепиано](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Loung-Jazz-Piano-Chords.png)
Для лаунж-джаза характерно звучание любопытных и заманчивых фортепианных аккордов. Например, каждый из приведенных выше аккордов имеет встроенный тритон.
Если вы новичок, то эти аккорды могут показаться вам своеобразными. Вы, наверное, задаетесь вопросом: «Где тоника?» Это бескорневые голоса, техники джазового фортепиано, популяризированная Биллом Эвансом, Рэдом Гарлендом и Уинтоном Келли в середине-конце 1950-х годов. Эти пианисты добавили к своему звучанию насыщенные цвета аккордов за счет использования расширений аккордов (9-й, 11-й, 13-й). При использовании бескорневых голосов басист обычно играет тонику. Однако в настройках фортепиано соло пианист часто играет тонику, непосредственно предшествующую голосу. Аккомпанируя в стиле лаунж-джаз, вы часто будете играть эти безосновные голоса правой рукой, а тоники — левой.
Шаг 1: Прогрессия лаунж пианино
Четыре аккорда в предыдущем разделе образуют общую последовательность аккордов, которая идеально характеризует звук фортепианного лаунж-джаза. Эта последовательность, также называемая минорной последовательностью оборота, следует последовательности аккордов 1-6-2-5 в минорной тональности. Если вы знакомы с теорией джаза, конкретные функции аккордов: Im6/9→VIø7→II7(♯9♭13)→V7(♯9♭13).
Вот прогрессия фортепиано для гостиной до минор.
![минорная прогрессия для джазового лаунж-фортепиано](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/minor-turnaround-progression.png)
Последовательность минорного оборота передает характерный звук лаунж-джазового фортепиано.
Последовательность минорного оборота часто встречается в джазовых стандартах в минорной тональности, таких как “Beautiful Love,” “You Don’t Know What Love Is” и “Lullaby of Birdland.”
Теперь, когда вы освоились с Lounge Piano Progression, вы готовы ко второму шагу.
Шаг 2: импровизация для начинающих на фортепиано в стиле лаунж-джаз
Второй шаг к игре на фортепиано в стиле лаунж-джаз — применение приемов импровизации для начинающих с использованием минорной блюзовой гаммы. Эта гамма звучит фантастически по сравнению с второстепенной прогрессией оборота. Поэтому важно знать, как построить минорную блюзовую гамму. Просто примените следующую формулу к любой мажорной гамме: 1–♭3–4–♯4–5–♭7. Например, вот ноты блюзовой гаммы до минор.
![Блюзовая гамма до минор для импровизации фортепианного джаза в стиле лаунж-джаз](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/C-Minor-Blues-Scale-for-Lounge-Jazz-Piano.png)
Блюзовая гамма до минор звучит фантастически по сравнению с прогрессией лаунж-фортепиано.
В качестве классического примера посмотрите, как Уинтон Келли использует блюзовую гамму до минор, чтобы импровизировать знойные фортепианные партии во вступлении к «Softly, As A Morning Sunrise».
Какой великолепный звук, и каждая из этих первых строк основана на нотах блюзовой гаммы до минор! Теперь давайте рассмотрим две техники импровизации для начинающих, которые можно использовать для получения похожего звука.
Техника для начинающих №1: слайды
Слайды — это простые украшения, которые вы можете использовать для добавления блюзовых интонаций в свои импровизационные реплики. Существует два типа слайдов — слайды вверх и слайды вниз. Слайды вверх восходят к целевой ноте на ½ шага ниже. С другой стороны, слайды вниз опускаются к целевой ноте с ½ шага выше. Многие слайды можно воспроизводить одним и тем же пальцем, буквально соскальзывая с черной клавиши на белую. Например, Джонни играет первые два примера ниже (F♯➚G и G♭➘F) одним и тем же пальцем одним движением. С другой стороны, слайды, которые переходят от белой клавиши к черной клавише (F➚G♭), должны воспроизводиться двумя пальцами. Последний пример ниже — двойной слайд (F➚G♭➚G). Попробуйте воспроизвести этот слайд, поставив указательный палец на F, а средний — на F♯ и G.
![Слайды для начинающих с аппликатурой](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Slides-with-Fingerings.png)
Слайды — это эффективный способ для начинающих джазовых пианистов получить более профессиональный звук с блюзовыми нотками.
Упражнения со слайдами для начинающих
Если вы новичок в игре на фортепиано или у вас есть опыт игры на классическом фортепиано, слайды поначалу могут показаться немного неестественными. Однако, немного попрактиковавшись, вы сможете превратить эту технику в естественное средство выражения. Следующие упражнения со слайдами помогут вам познакомиться с этой техникой. Упражнения делятся на две категории: (1) скольжение в нижней позиции и (2) скольжение в верхней позиции.
Слайды нижнего положения
Слайды нижней позиции в блюзовой гамме до минор воспроизводятся в диапазоне от C до G ♭ . Однако эти слайды можно воспроизводить в любом регистре. Метка «ниже» просто означает, что эти слайды используют нижнюю часть блюзовой гаммы (1–♭3–4–♯4). Во-первых, мы начнем с упражнения со скольжением вниз, так как оно только одно (G♭➘F).
![Упражнение «Скольжение вниз»](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Down-Slide-Exercise.png)
Упражнение со скольжением вниз по блюзовой гамме до минор в нижней позиции.
Отличная работа. Далее мы поиграем в несколько упражнений со слайдом вверх.
Первое упражнение со слайдом вверх фокусируется на единственном слайде в блюзовой гамме до минор, который требует движения от белой клавиши к черной тональности (F➚G♭). Поэтому этот слайд требует использования двух пальцев. На нем можно играть 2-м и 3-м пальцами или 3-м и 4-м пальцами. В то время как пальцы 3 и 4 немного сложнее, эта аппликатура выгодна, потому что позволяет вам интегрировать ноты E ♭ и C в ваши строки.
![Упражнение со слайдом вверх 1](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Up-Slide-Exercise-1.png)
Слайд-упражнение 1 вверх по блюзовой гамме до минор в нижней позиции.
Отличная работа. Далее, давайте рассмотрим верхнюю часть нашей блюзовой гаммы до минор.
Слайды верхней позиции
Слайды верхней позиции воспроизводятся в диапазоне от F♯ до C. Этот диапазон включает тона ♯4–5–♭7–1 минорной блюзовой гаммы. В первом упражнении ниже основное внимание уделяется скольжению вверх из F♯➚G. Обе ноты этого слайда можно играть одним и тем же пальцем. В первом примере используется 3-й палец.
![Упражнение «Слайд вверх 2»](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Up-Slide-Exercise-2.png)
Упражнение вверх по слайду 2 в блюзовой гамме до минор играется в верхней позиции.
Это упражнение также можно выполнять вторым пальцем, и полезно практиковать его в обоих направлениях. На самом деле, обратите внимание, что показанная ниже альтернативная аппликатура позиционирует вашу руку так, чтобы более легко интегрировать высокое «до».
![Слайд вверх, упражнение 2, альтернатива](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Up-Slide-Exercise-2-Alt.png)
Альтернативный вариант пальца для упражнения со скольжением вверх 2.
Теперь вы готовы к следующему упражнению с двойным слайдом.
![Упражнение с двойным слайдом](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Double-Slide-Exercise.png)
Упражнение с двойным слайдом в блюзовой гамме до минор в верхней позиции.
Посмотрите следующее упражнение, которое вы можете использовать для перемещения между нижней и верхней позициями.
Переключение позиций
Наше последнее упражнение со скольжением сочетает в себе скольжение вверх в верхнем положении и скольжение вниз в нижнем положении. На самом деле, это отличный способ перемещаться между двумя позициями.
![Упражнение «Смешанные слайды»](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Mixed-Slides-Exercise.png)
Теперь попробуйте использовать эти различные слайды из блюзовой гаммы до минор, чтобы импровизировать. Вот пример.
Образец импровизации со слайдами
![Импровизация для начинающих со слайдами](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Beginner-Improv-with-Slides.png)
Пример импровизационной линии со слайдами и двойными слайдами.
Превосходно! Теперь давайте рассмотрим еще одну технику импровизации.
Техника для начинающих № 2: повороты
Обороты— это кричаще звучащее украшение, добавляющее энергии и индивидуальности вашей импровизации. Ключом к пониманию этой техники является признание того, что поворот украшает целевой тон. Вы можете сыграть ход в 4 простых шага:
- Воспроизведение целевого тона на сильной доле
- Сыграйте ноту над целью
- Повторите целевой тон
- Воспроизведите ноту под целью
Теперь, когда вы понимаете общую форму поворота, последним шагом будет применение правильного тайминга. В следующем упражнении целевой нотой является фа, а шаги с 1 по 3 исполняются как триоль из шестнадцатых.
![Упражнение с поворотом в нижнем положении](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Turn-Exercise-in-Lower-Position.png)
Обороты — еще одна важная техника для создания профессионального звука.
Теперь попробуйте улучшить с поворотами по сравнению с второстепенной прогрессией поворота. Вот пример.
Образец импровизации с оборотами
![Начинающая импровизация с поворотами в стиле лаунж-джаз на фортепиано](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Beginner-Improv-with-Turns.png)
Пример импровизационной линии с оборотами.
Шаг 3: Лаунж Джаз Фортепиано промежуточная импровизация
Третий шаг к импровизации лаунж-джаза на фортепиано — применение промежуточных приемов импровизации. В этом разделе вы познакомитесь с 3 потрясающими техниками, которые помогут вывести вашу импровизацию на новый уровень!
Промежуточная техника № 1: Гармонизированные слайды
Мы можем взять точно такие же слайды из шага 2 и придать им дополнительную блюзовую нотку, добавив немного «высшей гармонии». В приведенном ниже примере над каждым слайдом стоит буква C. Обратите внимание, гармонизированные слайды трудно выразить нотной записью. Например, «грациозная нота» на самом деле играется в такт и одновременно с нотой гармонии.
![Гармонизированные слайды](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Harmonzied-Slides.png)
Гармонизированные слайды добавят нотку блюза к вашей джазовой фортепианной импровизации.
Обратите внимание, что верхняя нота гармонии — это 1-й тон минорной блюзовой гаммы — нота C. Кроме того, вы также можете играть гармонизированные слайды с помощью ♭7 — ноты ♭B.
Готовы ли вы импровизировать с гармонизированными слайдами во время второстепенной последовательности? Посмотрите следующий пример.
Образец импровизации с гармонизированными слайдами
![Промежуточная импровизация с гармонизированными слайдами](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Intermediate-Improv-with-Harmonized-Slides.png)
Сочетание гармонизированных слайдов с голосами без корней создает жирный, блюзовый звук фортепиано.
Звучит здорово! Давайте рассмотрим еще одну промежуточную технику импровизации.
Промежуточная техника № 2: гармоничные повороты
Точно так же, как гармоничные слайды, мы также можем добавить «высокую гармонию» к поворотам, представленным на шаге 2, чтобы создать гармоничные обороты. Попробуйте сыграть следующее упражнение на гармоничный оборот.
![Гармонизированные повороты](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Harmonized-Turns-Jazz-Piano.png)
Добавьте ярких штрихов к своей игре на фортепиано в стиле лаунж-джаз с гармонизированными оборотами.
Затем попробуйте улучшить гармонизированные обороты по сравнению с мелкими оборотами. Для начала рассмотрим пример ниже.
Образец импровизации с гармонизированными поворотами
![Образец импровизации с гармонизированными поворотами](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Improv-Example-with-Harmonized-Turns.png)
Образец импровизационной линии с гармоничными оборотами.
Отличная работа. Давайте рассмотрим еще одну промежуточную технику импровизации.
Промежуточный прием № 3: Соединители Евангелия
Третья промежуточная импровизационная техника, которая отлично подходит для игры на фортепиано в стиле лаунж-джаз, — это госпел. Вот данная техника:
![Соединители госпел для лаунж-джаза фортепиано](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Gospel-Connectors.png)
Госпел – эффективный способ соединить различные техники импровизации в фортепианном соло в стиле лаунж-джаз.
Хорошо, пришло время импровизировать. Вы можете начать со следующего примера.
Образец импровизации с коннекторами Евангелия
![Образец импровизации с коннекторами Евангелия](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2022/06/Improv-Example-with-Gospel-Connectors.png)
Образец джазовой фортепианной импровизации.
Звучит здорово! Конечно, все техники шага 2 и шага 3 можно комбинировать, чтобы создать поистине уникальные возможности.
Вывод
Поздравляем, вы завершили сегодняшний урок игры на фортепиано в стиле лаунж-джаз! Надеемся он был для вас полезен. Делитесь в коментариях своими впечатлениями и успехами о проделанной работе.