Здесь вы узнаете что такое музыка. Мы все знаем, что музыка и “атмосфера” неразрывно связаны. Мы можем включить расслабляющую музыку для тихого романтического ужина, но во время выполнения какой-либо физической работы или упражнения, или когда общаемся в больших группах, мы слушаем что-то более оживленное.
Возможно, вы слышали о фермерах, которые увеличивают производство, играя музыку своим животным, недавние исследования показали, что прослушивание быстрой музыки за рулем увеличивает количество автомобильных аварий, а эффект Моцарта, как утверждается, повышает интеллект.
Хотя некоторые утверждения могут быть преувеличены, нельзя отрицать, что музыка может подсказывать и влиять на наше душевное состояние. Но причина этого очень загадочна. Почему организованные звуки должны влиять на нас до такой степени, что ежегодно на создание музыки тратятся миллиарды?
![Что такое музыка?](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2024/01/image-45-1024x576.png)
Мы уверены, что некоторые профессора, возможно, написали тома на эту тему, но не волнуйтесь, мы этого не сделаем! Мы просто думаем, что было бы полезно поделиться некоторыми мыслями по этому вопросу. Мы считаем, что основные аспекты музыки, которые влияют на нас, можно резюмировать следующим образом:
- Темп и ритм
- Высота звука, мелодия и гармония
- Распознавание образов
- Аспекты культуры
Темп и ритм
Музыка, как правило, имеет устойчивый темп, часто измеряемый в “ударах в минуту”. Простое наблюдение заключается в том, что большая часть музыки находится в диапазоне 50-200 ударов в минуту, что соответствует предельному диапазону нашего сердцебиения. В целом, темп музыкального произведения примерно соответствует сердцебиению, связанному с соответствующим физическим состоянием или эмоцией, которые предполагает музыка.
![Что такое музыка?](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2024/01/image-46.png)
Все, что находится в диапазоне 60-80 ударов в минуту, является спокойным и расслабленным, менее 60 часто бывает очень расслабленным, интроспективным или даже подавленным. 80-100 – умеренно бдительный и заинтересованный. 100 становится все более оживленным, возбужденным или ажиотажным, и, поскольку мы жаждем некоторой степени возбуждения от наших развлечений, 80-120 – довольно распространенный темп, и даже 120-160 обычны в некоторых энергичных ситуациях.
Мы не утверждаем, что существует абсолютное соответствие между сердцебиением и музыкальным темпом, но между ними существует сильная степень суггестивности. Музыка движется во времени и предполагает движение, и мы склонны бессознательно ассоциировать музыку с движениями, производимыми нашим телом во время разговора, ходьбы, бега, танцев, верховой езды и т.д.
Чтобы проиллюстрировать это, обратите внимание, что марши исполняются в двойном размере (2/4 или 4/4 ), создавая ощущение “влево, …, влево, …, влево, вправо, влево, …”. В отличие от этого, в 3/4 времени, кажется, полностью отсутствует ощущение движения влево-вправо, и поэтому мы часто ассоциируем его с круговыми движениями, такими как кружение в вальсе или карусели на ярмарке развлечений. Музыка, напоминающая скачущую лошадь или поездку на поезде, быстрая, с более сложными ритмами, представляющими 4 ноги или несколько пар колес.
Движение музыки во времени
Этот последний пример иллюстрирует, что, хотя темп задает основной темп музыки, существует множество способов, которыми композиторы могут изменять и корректировать его, используя различные нотные паттерны или ритмы. Синкопирование – знакомый пример, когда ноты неожиданно попадают “не в такт”, что добавляет сложности и интереса базовому ритму, часто превращая простой темп марша в развязную развязность. Ритм музыки может определять повторяющийся характер основного ритма, предполагая более частое или менее частое движение.
Даже при том, что темп музыкального произведения может быть медленным и расслабленным, высокая частота нот может свидетельствовать о степени сдерживаемого возбуждения в этом расслабленном состоянии. Но сочетание темпа и ритма оказывает непосредственное, почти физическое воздействие на наше восприятие.
Существует также высокая степень соответствия между темпом и эмоциями, и это видно из повседневных метафор. Мы не только говорим о “биении” сердца и “ритмах” в музыке, но мы также говорим, что что-то “приподнятое”, когда оно радостное и позитивное, или “подавленное”, когда что-то грустное или подавленное.
Высота звука, мелодия и гармония
![Что такое музыка?](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2024/01/image-47-1024x576.png)
Многие вещи издают звуки, но в целом более крупные объекты издают более глубокие звуки, будь то длинные столбы воздуха или струны в музыкальном инструменте, большая грудь, шаги крупных животных (например, слона) или просто удары больших предметов друг о друга. И наоборот, инструменты меньшего размера, короткие столбы воздуха, короткие струны или тугие струны, маленькие животные (например, мыши) или предметы издают более высокие звуки.
Мы склонны находить большие вещи более угрожающими, чем мелкие (часть нашего эволюционного наследия), поэтому высота звука сама по себе может влиять на то, как мы воспринимаем звуки и музыку, обеспечивая базовую шкалу от “высокий = светлый, счастливый, беззаботный, забавный” до “низкий = темный, грустный, зловещий, серьезный”. Итак, высота звука сама по себе влияет на наше восприятие.
Мелодия
Мелодия состоит из линейной последовательности тонов. Хорошая мелодия (даже если в ней нет слов) часто та, которую мы могли бы напевать, напевать или насвистывать. В целом мы предпочитаем мелодии, в которых тона расположены достаточно близко друг к другу, с множеством приятных гармоничных интервалов между ними и ритмом, сходным с ритмом речи. Ноты не должны находиться в экстремальном диапазоне и между ними не должно быть больших неловких скачков.
Ноты также должны иметь длительность, которая не должна быть слишком короткой и не слишком длинной (часто в диапазоне от 0,1 секунды до 2 секунд). Таким образом, мелодии очень похожи на предложения, которые наш мозг предназначен произносить и слушать, хотя инструментальная музыка может немного расширить эти границы.
Различные типы мелодий также помогают передавать разные эмоции, например, хроматические мелодии или мелодии, относящиеся к минорной гамме, часто воспринимаются как более темные, чем мелодии из мажорной гаммы (см. Раздел о гармонии ниже). Исследования также показали, что эмоции мелодий отражают эмоции речи. Точно так же, как грустные люди склонны говорить монотонно, грустная музыка, кажется, звучит с очень небольшими интервалами в узком диапазоне. Напротив, счастливые люди говорят, используя более широкий тональный диапазон, а счастливая музыка следует этому шаблону, используя большие интервалы в более широком диапазоне.
Гармония
Необычные вещи происходят, когда мы сочетаем тона разной высоты, называемые Гармонией. Некоторые сочетания хорошо сочетаются, а некоторые нет. Те ноты, которые хорошо сочетаются, кажутся близкими к тому, что называется “гармонической последовательностью”. Гармоническая последовательность – это совершенно естественный набор различных нот, производимых чем-то вибрирующим, и ее легче всего продемонстрировать музыкально с помощью духовых инструментов. Самые низкие ноты этой серии подобны тем, которые издает “естественный” (без клавиш) инструмент, такой как горн, и включают октавы, квинты и терции.
Это всего лишь ноты, которые хорошо сочетаются друг с другом, создавая “гармоничные” звуки, похожие на мажорные аккорды. На струнном инструменте вы можете продемонстрировать нижние ноты гармонического ряда, играя самые сильные “гармоники” струн, которые делят длину на доли, такие как половины, трети, четверти, пятые и т.д. Эти гармоники всегда присутствуют в той или иной степени во всех нотах, а их пропорции помогают придать звукам их уникальный “тембр”, цвет или тональность.
Минорный аккорд отличается от мажорного использованием интервала “минорная терция”. Минорная терция находится дальше по гармонической последовательности и поэтому звучит отдаленно от исходной ноты, из-за чего минорный аккорд звучит темнее и менее естественно. Другие комбинации нот еще более далеки от этой последовательности и могут привести к музыкальным столкновениям или “диссонансам”.
На этом этапе стоит отметить, что наш метод разделения музыкальной октавы в равных темпах на 12 одинаковых интервалов дает некоторые ноты, которые лишь приблизительно соответствуют точным значениям гармонического ряда, но, тем не менее, достаточно близки, чтобы обмануть слух большинства. Наше долгое знакомство с музыкой, основанной на этих 12 нотах, означает, что они все равно звучат нормально.
Распознавание образов
Для большинства животных вопрос жизни и смерти заключается в том, чтобы они могли сосредоточиться на важных вещах и игнорировать несущественные. Что-то из этого может быть инстинктивным, а что-то приобретенным на собственном опыте, но в основе своей все это связано с распознаванием и соответствующей реакцией на определенные закономерности, возможно, погодные условия или растительность, которые указывают на хороший источник пищи, или формы или звуки, которые могут указывать на опасность со стороны хищника.
![Что такое музыка?](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2024/01/image-48.png)
Человеческий мозг, в частности, обладает высокоразвитой и гибкой способностью к распознаванию образов. Этот аспект нашего интеллекта позволил нам адаптироваться к множеству различных климатов и условий, наилучшим образом использовать доступное жилье и ресурсы, а также создать язык и культуру для общения друг с другом и со следующими поколениями.
Она также позволяет нам ценить и создавать паттерны сами по себе в форме визуальных и звуковых искусств. Простейшая форма паттерна – это просто повторение. Если мы видим что-то знакомое, то это вызывает воспоминания и связанные с ними мысли, иногда сознательно, а иногда бессознательно. Повторение не обязательно должно быть точным, но достаточно “похожим”, чтобы вызвать это знакомство.
Влияние на мозг человека
Переводя это на музыкальные термины, если мы слышим похожий звук или группу звуков дважды, то в нашем мозгу что-то щелкает, и мы распознаем это как паттерн или ассоциацию. Рисунок часто довольно прост, состоит из одной ноты или нескольких нот в последовательности. Если последовательность нот слишком длинная, нам будет трудно их запомнить. И наоборот, если мы слышим короткую последовательность нот, повторяющуюся много раз, то это становится слишком скучным (часть фона, которую мы склонны игнорировать), и мы замечаем только изменение последовательности.
Возможно, у вас на стене висит картина, но она настолько знакома, что вы ее больше не замечаете (пока кто-нибудь не сдвинет ее с места или не уберет). Точно так же мы можем блокировать повторяющийся шум (дорожное движение или газонокосилку по соседству), но сразу же замечаем, если он внезапно прекращается.
Некоторая музыка предназначена для того, чтобы звучать на заднем плане, ненавязчиво создавая “атмосферу” в ресторане, магазине, лифте или другом общественном месте. Такая музыка (или “музак”) в идеале должна иметь общую громкость, тембр и согласованность, другими словами, предсказуемую или “пресную”! (Может раздражать, если такая музыка звучит слишком громко или иным образом навязчиво, когда вы пытаетесь подумать или поддержать разговор.)
Другая музыка предназначена для того, чтобы привлечь ваше внимание, будучи громкой или иным образом имея сразу отличительный рисунок. Эти два типа музыки часто исполняются вместе, так что запоминающаяся мелодия становится самобытной и выделяется на фоне простого аккомпанемента аккордов и повторяющейся перкуссии. Мелодия и аккомпанемент подобны переднему плану и фону в визуальной сцене.
![Что такое музыка?](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2024/01/image-49.png)
Процесс написания музыки
Во многих отношениях написание музыки – это попытка найти хороший баланс между повторением (шаблоном) и новизной (не соответствием шаблону). Если в ней слишком много шаблонов, то это становится нормой, наш мозг “отключает ее”, и она становится частью фона, в то время как мы переключаем наше внимание на другие вещи. Если музыка изменится и возникнет что-то новое, это снова привлечет наше внимание. Но слишком много новизны трудно воспринять.
Музыка, которая постоянно меняется без сразу узнаваемого рисунка, может показаться просто случайным “белым шумом”, и мы снова “отключаем ее” как неинтересную и отодвигаем на задний план. Некоторые композиторы экспериментировали со способами создания музыкальных паттернов, которые могли бы быть математически совершенными, но если наши уши не замечают этих паттернов, музыка становится академическим упражнением и не может тронуть обычного слушателя.
Музыкальные паттерны помогают нам распознавать различные инструменты или исполнителей в музыкальном произведении. Паттерны разных типов также порождают фигуры, фразы, темы, мелодии, формы и стили. Эти структуры помогают музыкантам обеспечить узнаваемость и разнообразие музыки, а также оптимизировать восприятие слушателем произведений, которые кажутся последовательными и сбалансированными, но в то же время обладают интересными особенностями, делающими восприятие приятным.
Иногда люди сосредоточенно слушают музыку и увлекаются ею, но в других случаях музыка играет на заднем плане или сопровождает другое занятие. Тем не менее, бессознательный опыт может оказывать на нас влияние, во многом благодаря распознаванию образов.
Культурные аспекты
На данный момент, основываясь на темпе, высоте тона и паттерне, у нас есть естественная основа для некоторых основ музыки и того, как она влияет на нас. Действительно, вполне возможно, что пришельцы с другой планеты, которые также реагируют на звуки, также могут поделиться некоторыми из этих основ и понять аспекты нашей музыки или нас – их. Но нельзя отрицать, что многие аспекты восприятия музыки и музыкальной психологии усваиваются путем многократного воздействия (как пассивного, когда дети слушают различные виды музыки, так и активного, когда люди ищут те виды музыки, которые их интересуют).
Культурные аспекты музыки построены на этих базовых основах и со временем развиваются в сложные условности, которые передаются из поколения в поколение. Относительная изоляция различных сообществ во время этого музыкального развития означает, что они, вероятно, будут развиваться в разных направлениях. Затем перекрестное обогащение между различными культурами может привести к появлению новых элементов, которые изначально формируются в соответствии с принятой культурой, а затем развиваются дальше.
Благодаря расширению средств коммуникации по всему миру мы теперь немного знакомы с музыкой разных культур и, возможно, можем распознать регион происхождения, хотя нельзя отрицать, что многие старые формы мировой музыки подвергаются “вестернизации”. Есть даже название для смешения различных музыкальных стилей или жанров. Это часто называют “фьюжн”, слово, которое первоначально означало применение методов джаза к другим стилям, но теперь в более широком смысле означает любой тип смешения жанров.
![Что такое музыка?](https://learn4joy.ru/wp-content/uploads/2024/01/peru_-_cusco_080_-_traditional_andean_dance_fiesta_6997034572-1024x683.jpg)
Выводы и дополнительная информация
Мы не ставили перед собой задачу дать определение музыке и не верим, что это возможно. Но, рассматривая некоторые параметры, которые в совокупности формируют музыку, мы замечаем, что некоторые из них вполне естественного происхождения, исходящие из естественного мира звукопроизводства, некоторые проистекают из нашего физического тела и присущих ему естественных движений, звуков и ритмов, а другие – из способа, которым наш мозг анализирует данные. Это на самом базовом уровне говорит нам кое-что о том, почему музыка так влияет на нас.
Научные публикации
В 2004 году в ежемесячном научном журнале Scientific American была опубликована статья под названием Музыка и мозг о том, как различные области мозга участвуют в интерпретации музыки и как функции этих областей меняются в зависимости от опыта и подготовки музыкантов. А в 2009 году тот же журнал опубликовал исследование о том, как музыка влияет на наши эмоции, под названием Почему музыка заставляет нас чувствовать?, и снова в 2012 году было опубликовано исследование, объясняющее, почему музыкальные интервалы влияют на настроение.
Scientific American сообщила об исследовании, показывающем, что когда люди поют вместе, их сердцебиение начинает синхронизироваться (статья датирована 8 июля 2013 г.). Затем дальнейшие исследования показали, что на темп ходока влияет не только ритм, разные типы музыки влияют на длину шага, даже если музыка в одном темпе. В целом, более громкая или агрессивная музыка, казалось, увеличивала длину шага.
Еженедельный научный журнал New Scientist опубликовал ряд статей об эмоциональном воздействии музыки в своем выпуске под общим названием “Сила музыки”, включая интервью с греческим композитором Вангелисом.
Веб-сайт BBC News сообщает об исследованиях, которые показывают, что классическая музыка эффективна, когда используется для удержания молодежи от скопления в местах, которые могут привести к антиобщественному поведению.
Что такое музыка в двух словах не опишешь.