Талибы запретят музыку в Афганистане
“Время уходит. Мы под угрозой ». Так описал это один афганский музыкант, когда сузилось окно возможностей покинуть страну до ухода США.
Талибан издавна считал музыку разрушительным влиянием. Музыка была запрещена, когда талибы пришли к власти в 1996 году, инструменты были уничтожены, а те, у кого были обнаружены кассеты, наказаны.
Ситуация изменилась, когда в 2001 году талибы потерпели поражение.
Была заново открыта многовековая история музыки, основанная на традициях классической музыки хиндустани. В то же время молодежь тяготела к западной музыке, в частности к року и хип-хопу.
Талибан давно преследует музыкантов, обвиняя их в развращении афганской молодежи. Теперь, когда Талибан снова контролирует страну, музыканты скрываются, опасаясь, что они станут мишенью.
«В течение многих лет мы играем в Кабуле с большой свободой, но все еще очень незаметно из-за угрозы для музыкантов », – сказал один из участников группы Rig Veda, металлической группы из трех человек из Кабула. (Музыканты из Афганистана, упомянутые в этой истории, были предоставлены анонимно в целях их же безопасности.)
Теперь они удалили свою страницу в Facebook после получения сообщения с угрозой от члена талибов.
«Они говорят, что это сатанинская музыка и что мы следуем западной культуре.
Но мы просто … продвигаем искусство, музыку и свободу слова, и мы не пытаемся нанести вред чьей-либо культуре », – сказал музыкант.
Второй афганский артист, который пишет музыку с сильным социальным направлением, имел похожий опыт.
«Протестовать и критиковать предыдущую ситуацию в стране были нашим способом работы, а также протестовать против террористов», – сказал художник ABC.
«Сейчас существуют угрозы, которые могут быть реализованы в ближайшем будущем, с учетом знаний и исторического опыта талибов, что музыка запрещена, и любой, кто действует таким образом, будет устранен».
По словам музыканта, «Талибан», скорее всего, осуществит свои угрозы, как только утвердится в качестве правящей власти в Афганистане.
Уничтожение “Rockabul”
Трэвис Бирд близко познакомился с некогда яркой современной музыкальной сценой Афганистана.
Переехав в страну из Мельбурна в 2006 году, он познакомился с другими музыкантами-эмигрантами, давая концерты возле военных зданий, в ресторанах и на вечеринках, в основном для других иностранцев.
Со временем на концерты стало приходить больше местных. По оценкам Бирда, к концу пятилетнего выступления его группы White City аудитория составляла 90% афганцев.
Трэвис Бирд сейчас пытается спасти музыкантов в Афганистане
«Когда появились эти группы, мы начали видеть, что у них есть последователи как местные афганцы. «Итак, мы давали концерты, где выступали только афганские группы, и, возможно, наша группа будет играть с ними».
В 2011 году Бирд получил определенное финансирование от посольства США на организацию фестиваля Sound Central, который длился три года. «Это был действительно хороший опыт как для афганской группы, так и для групп, которых мы привозили из-за границы.
«Они могли делить сцены вместе, они могли делиться своей музыкой, и тогда публика познакомилась с разными музыкальными жанрами».
Музыкальный фестиваль Sound Central в Кабуле длился три года, прежде чем угроза насилия со стороны талибов сделала его несостоятельным .Beard задокументировал эту сцену в своем фильме 2018 года Rockabul, который показывали по всему миру.
Но в 2014 году террорист-смертник напал на французский культурный центр в Кабуле во время оркестрового выступления. Один человек погиб, многие получили серьезные ранения.
«Нам пришлось прекратить наши ежегодные мероприятия. Были музыканты, вылетавшие из страны, люди обращались за визами. Все закрывалось. И прежде, чем мы это узнали, сцена была мертва. Это было так быстро » – сказал Бирд
Студенты обучающиеся музыке скрываются
Среди раненых в результате взрыва в 2014 году был доктор Ахмад Сармаст, основатель и директор Афганского национального института музыки.
Он стал целью нападения, ответственность за которое взяли на себя «Талибан». Они ненавидели то, что он приносил музыку молодежи страны.
Доктор Сармаст – всемирно известный композитор и музыкальный педагог. Он приехал в Австралию как беженец в 1994 году и получил докторскую степень по музыке в Университете Монаша в 2005 году.
Афганско-австралийский композитор доктор Ахмад Сармаст – лауреат премии Polar Music Prize, которая считается «Нобелевской премией в области музыки».
После поражения Талибана в 2001 году доктор Сармаст вернулся в свою страну, чтобы начать восстановление ее культурной самобытности.
В 2010 году он открыл институт, единственный в своем роде в стране, с упором на обучение детей из малообеспеченных семей в среде совместного обучения.
На этой неделе доктор Сармаст сказал ABC, что ситуация для его студентов и других музыкантов в Афганистане не очень хорошая.
«В настоящее время моя школа закрыта, она занята силами безопасности Талибана», – сказал доктор Сармаст.
Он сказал, что разговаривал со своими подчиненными на месте, которые вели переговоры с талибами, но будущее школы остается неясным. Талибы спрашивали о местонахождении доктора Сармаста.
Его ученики живут у родственников или дома. Многие деактивировали свои страницы в Facebook.
Музыка ушла из эфира
Третий афганский музыкант, с которым беседовала ABC, член кабульской рок-группы, сказал, что когда талибы прибыли в столицу, теле и радиостанции перестали транслировать современную музыку.
Доктор Сармаст слышал подобные сообщения, хотя он не был уверен, было ли это самоцензурой или соглашением с Талибаном.
«Это только музыка, которую вы слишите. По словам моих сотрудников на местах … это повторение Талибана », – сказал д-р Сармаст.
Рок-музыкант сказал, что «все музыканты, с которыми я общаюсь… покинули свои дома, и они в неизвестной ситуации». «Все они боятся».
Некоторые даже уничтожили свои инструменты, чтобы не быть обнаруженными талибами. Доктор Сармаст сказал, что прошлый опыт подсказывает, что, несмотря на призывы талибов после того, как они вернули Кабул в середине августа, не будет никакого смягчения его жесткой позиции в отношении прав человека, включая доступ к музыке.
«Мой главный приоритет прямо сейчас – это безопасность моих учеников, за которой следует готовность помочь обеспечить соблюдение музыкальных прав афганского народа, и чтобы дети и молодежь Афганистана имели доступ к программе музыкального образования в страны, независимо от их пола », – сказал д-р Сармаст.
Получение гуманитарных виз для музыкантов
Используя свои контакты на местах, Бирд начал создавать базу данных о более чем 100 музыкантах, которые пытаются уехать из страны.
Он помогает им с паспортами и визами и пытается внести их в списки рейсов. Он запустил краудфандинговую страницу, чтобы покрыть расходы.
Афганцы, пытающиеся эвакуироваться через международный аэропорт Хамида Карзая, столкнулись с множеством проблем. В среду шесть афганцев добрались до Польши, включая сотрудника Sound Central и его семью.
Бирд также призывает правительства включать музыкантов наряду с журналистами, правозащитниками и теми, кто помогал западным силам, как группе, наиболее нуждающейся в гуманитарной визе.
«Все мы знаем, что Талибан делал во время своего правления с 1960 по 2001 год в отношении музыки», – сказал он.
«И поэтому мы считаем предсказуемым, что музыканты будут приоритетной целью в будущем».