Как играть на трубе

Здесь вы узнаете как играть на трубе.

Основы

Устройство трубы си бемоль

Школа игры на трубе

Начинать учиться игре на трубе рекомендуется в возрасте от 11-12 до 17 лет. Ученик должен иметь физически здоровый организм и нормальное строение губ, зубов, рук и пальцев. Желательно наличие музыкальных данных: слуха, ритмa и памяти.

Положение корпуса, головы, рук и ног при игре.

Заниматься на трубе нужно стоя. Положение корпуса и головы при игре на трубе должно быть прямым. Локти рук необходимо держать слегка приподнятыми и отодвинутыми от корпуса для того, чтобы дыхание было свободным.

Трубу следует держать левой рукой, указатель­ный средний и безымянный пальцы которой охватывают верхнюю часть раструба, а большой палец – нижнюю часть вентильного механизма, мизинец же находится у распорки раструба.

Пальцы правой руки в полусогнутом положении должны находиться на вентилях 1 (указательный на первом вентиле, средний – на втором, безымянный – на третьем). Большой палец, несколько поддерживая трубу, находится под основной трубкой. При игре пальцы правой руки не должны высоко подниматься над вентилями.

Следует обратить внимание на то, чтобы труба но время игры находилась под прямым yглoм по отношению к корпусу исполнителя.

Положение мундштука на губах

Мундштук устанавливается па середине слегка растянутых и плотно сомкнутых в углах губ.  Большая часть его, примерно 3/5, должна находиться на верхней губе, а меньшая часть, примерно 2/5,­на нижней.

Как играть на трубе

Не следует смещать, мундштук вправо или влево. Его положение на губах чаще всего зависит от строения челюстей, зубов и губ играющего. Поэто­му при постановке мундштука необходимо учитывать также индивидуальные особенности обучаю­щегося.

Об исполнительском дыхании


Особое внимание педагог должен уделять раз­витию у учащихся исполнительского дыхания, кото­рое существенно отличается от обычного дыхания и является важным условием исполнения на духовых инструментах.

Для того, чтобы учащийся мог научиться правильно дышать при игре на трубе, ему необходимо иметь верное представление о работе органов ды­хания, которые состоят из дыхательных путей, лег­ких и костно-мышечной системы грудной клетки.

Существуют следующие типы дыхания: а) груд­ной,  б) брюшной, и в) смешанный (грудобрюшной).
К грудному типу относится такое дыхание, при котором изменение объема грудной клетки происходит за счет сокращения межреберных мышц и ряда мышц, идущих от позвоночника к грудной кости. Действия диафрагмы при этом не активные и объем грудной клетки изменяется преимущественно в поперечном направлении. Брюшному типу дыхания свойственна активная деятельность диа­фрагмы и нижних рёбер. Характерной особенно­стью этого типа дыхания является легкость и сво­бода вдоха при незначительном объеме легочного воздуха.

При смешанном (грудобрюшном) типе ды­хания весь дыхательный аппарат участвует актив­но, и 1играющий по своему желанию может изменять действии дыхательных мышц, активизируя деятельность, и диафрагмы, и грудной клетки. Наиболее рациональным следует считать сме­шанное грудобрюшное дыхание. Смешанный тип дыхания дает возможность равномерно распределить нагрузку на всю дыхательную систему.

Практически процесс исполнительского дыхания осуществляется следующим образом. Вдох произ­водится бесшумно, одновременно через нос и углы рта. При этом грудная полость расширяется в двух направлениях: в вертикальном направлении, вслед­ствие сокращения мышц диафрагмы, купол которой опускается (что обнаруживается благодаря выпя­чиванию живота в подложечной области), и в сто­роны за счет сокращения межреберных мышц. Вы­дох должен быть равномерным и всегда замедлен­ным. Грудная клетка некоторое время остается в приподнятом положении, затем ребра и диафрагма постепенно принимают исходное положение.

Глубина вдоха зависит от длины исполняемой фразы. В музыкальных предложениях, не имеющих пауз и неисполнимых на одном дыхании, следует пользоваться коротким (быстрым) вдохом, учиты­вая при этом, что смена дыхания производится по окончании фразы или мотива. С первых же упраж­нений необходимо обращать внимание на способ
дыхания.

Извлечение звука

Хорошо поставленный звук – отправная точка всякого хорошего исполнения. Выражение «удар языком» является условным. В действительности язык не производит ударов, наоборот, он делает движения оттягивания: Как мы объясняли выше, он играет роль клапана. Это нужно четко сознавать, прежде чем прикладывать мундштук к губам.

Произнесение слога ту (tu) служит для того, чтобы вызвать извлечение звука. Этот слог следует произносить с большей или меньшей мягкостью, в зависимости от характера и оттенка атаки.

Недостатки, которых нужно избегать

Как в рiапо, так и в forte атакирование должно быть четким и свободным. Для этого нужно атакировать слог ту (tu), а не дуа (doua), так как это последнее произношение берет звук изнутри и придает ему характер вязкий и неприятный.

Если губы не будут достаточно. напряжены, звук не достигнет нужной высоты и пока­жется фальшивым и вульгарным. Звучание не должно быть ни форсированным, ни дро­жащим.

  • Не нужно играть горлом.
  • Губы не должны производить никакого шума.
  • Ни при каких обстоятельствах нельзя надувать ни щеки, ни губы.


Чтобы издать звук, следует:

  • Приложить мундштук, слегка опирая его на закрытые губы.
  • Растянуть углы рта, приоткрывая их.
  • Широко вдыхать через эти щели, затем герметически закрыть их.
  • Просунуть кончик языка между зубов, опирая его на внутренний край губ.
  • Произносить свободно слог ту (tu), пропуская воздух для всей длительности ноты, уменьшая при этом звук.

Нужно возобновлять это упражнение до тех пор, пока не получится абсолютная чет­кость атаки.

Формирование звука

Ниже изложены первые шаги к достижению хорошей формы рта для игры на трубе.

Держите зубы слегка раздвинутыми. Ваши губы должны лишь слегка касаться друг друга. Держите губы так, как будто хотите сказать ” м “в слове “мать”. Из этого положения издайте губами жужжащий звук. Теперь положите мундштук трубы на губы и сделайте то же самое жужжание в центр мундштука.
Чтобы сделать четкое начало звука, используйте ваш язык. Следующий звук начинайте с буквы “Т”. Не высовывайте язык за пределы губ – он остается во рту.
Теперь попробуйте вставить мундштук в инструмент и попробуйте то же самое.

Не высовывай губы, как будто посылаешь воздушный поцелуй!
Не раздувайте щеки, когда дуете
Стараюсь дышать животом – когда вы делаете глубокий вдох, не поднимайте плечи.
Практикуйте вдувание длинных нот в свой инструмент и удерживание их. Научиться контролировать свое дыхание имеет решающее значение для хорошей игры на трубе.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

С возвращением!

Войдите в свой аккаунт

Создайте новый аккаунт!

Заполните ниже форму регистрации

Восстановите пароль

Пожалуйста введите имя пользователя или email для сброса пароля

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x