Сегодня мы обсудим с вами, почему саксофона нет в оркестре. В то время как альт- и тенор-саксофоны практически синонимичны джазу и регулярно звучат в современной поп-музыке, саксофон приобрел статус почти аутсайдера в классической среде, а его сторонники изо всех сил стараются совместить достаточно работы, чтобы либо зарабатывать на жизнь, либо бороться со скукой.
Можно с уверенностью сказать, что саксофон опоздал на вечеринку симфонического оркестра. Бельгийский музыкант Адольф Сакс изобрел его после 1840-х годов, и к тому времени инструменты классического оркестра были практически закреплены на своих местах. Но были и другие сложности.
![Почему саксофона нет в оркестре](https://flypaper.soundfly.com/wp-content/uploads/2019/03/image2.png)
Оригинальное изобретение Сакса было сделано из дерева, а не из латуни. Но после нескольких модификаций инструмент был представлен французским военным (саксофон в то время жил и работал в Париже) и позиционировался как инструмент с захватывающим сочетанием громкости, диапазона и способности играть быстрые пассажи. Отчасти ему это удалось, и ранние саксофоны, которые сейчас изготавливаются из латуни, использовались в военных оркестрах Франции и Бельгии.
Но саксофон так и не реализовал свои коммерческие возможности. Большую часть оставшейся жизни он провел в дорогостоящих, отнимающих много времени судебных процессах, мирясь с множеством конкурирующих дополнений других изобретателей к его непрочным патентам. Фактически вытесненный с рынка, который он сам создал, Сакс умер в крайней нищете, а его друзья обратились к министру изящных искусств Франции с просьбой о помощи.
![Почему саксофона нет в оркестре](https://flypaper.soundfly.com/wp-content/uploads/2019/03/250px-Adolphe_Sax_4a.jpg)
В Соединенных Штатах в 1870-х годах саксофоны начали производить в Индиане и быстро вошли в обиход военных оркестров. На рубеже веков “танцевальные группы”, исполняющие рэгтайм и музыку биг-бэндов, еще больше популяризировали этот инструмент в Северной Америке.
В преддверии ”Ревущих 20-х” саксофон нашел свое применение в джазовых ансамблях по всей стране и стал душой вечеринки! Инструмент был таким центральным элементом нового и бурно развивающегося джазового звучания, что он утратил свою идентичность инструмента для фанфар и в классических кругах считался вульгарным. Учитывая корни джаза как музыкального стиля, в котором преобладают афроамериканцы, здесь присутствуют очень расистские настроения, которые не нужно переоценивать, но которые могут затронуть самую суть рассматриваемого вопроса.
Что еще хуже, некоторые группы, такие как Six Brown Brothers, начали использовать инструмент, чтобы подчеркнуть комические аспекты фарса и театральных постановок. Это, кстати, никогда официально не прекращалось, о чем свидетельствуют целенаправленно комедийные композиции, такие как “Yakety Sax” и музыкальная тема к шоу Бенни Хилла.
![Почему саксофона нет в оркестре](https://flypaper.soundfly.com/wp-content/uploads/2019/03/image1-1.jpg)
Но к 1930-м годам европейские виртуозы Сигурд Рашер и Марсель Мул бросили вызов этой комедийной репутации, исполнив сюиту из “Лейтенанта Кие” Сергея Прокофьева (1934), “ Картинки с выставки” Мусоргского (1922) в обработке Мориса Равеля, Симфонию си-бемоль Пауля Хиндемита для оркестра (1951) и Симфонические танцы С.В. Рахманинова, соч. 45 (1941), среди других произведений.
И Мул, и Рашер оказали огромное влияние на поколения как оркестровых саксофонистов, так и композиторов, которые стремились найти новые способы интеграции инструмента.
В цикле обратной связи композитор-исполнитель по принципу “курица и яйцо” репертуар классического саксофона медленно формировался на протяжении второй половины 20 века, но музыканты по-прежнему были контрактниками или штатными кларнетистами, которые при необходимости играли на саксофоне. Концепция “классического саксофониста, работающего полный рабочий день”, оставалась неуловимой и выполняла роль эпизодически появляющихся солистов, а не неотъемлемых оркестровых кресел.
Только за последние 15-20 лет мы стали свидетелями медленных, но неуклонных глобальных изменений, отмеченных несколькими особенностями.
Во-первых, больше эквивалентности образования: теперь вы можете получить музыкальную степень вплоть до докторской в области изучения классического саксофона более чем в одной консерватории. Во-вторых, эффект суперзвезды: то, что Йо-Йо Ма сделал для виолончели и Джеймс Голуэй для флейты, такие музыканты, как Джесс Гиллам и Эми Диксон, делают для классического саксофона. В-третьих, эффект спящей ячейки: увеличение числа массовых занятий благодаря таким мероприятиям, как NZ Classical Saxophone Retreat, позволяют преданным играть на саксофоне любого оттенка с утра до вечера, и саксофонная семья может жить во всех жанрах!
Действительно, даже за пределами классических кругов саксофон переживает масштабное возрождение в музыке всех жанров.
Инди-поп-группы сейчас часто используют духовые инструменты, черпая вдохновение в ню-джазе и фанке и стремясь добиться более “эпичного” звучания. EDM и хип-хоп продакшены, возможно, слишком часто сэмплируют саксофон (это само по себе почти стало мемом). И новые современные композиторы пишут тонны музыки, включающей духовые инструменты как наряду со струнными, так и, черт возьми, иногда сами по себе!
Итак, Адольф, возможно, может спокойно покоиться в своем бельгийском гробу — дела идут на лад!