Франц Йозеф Гайдн (31 марта 1732 — 31 мая 1809) — один из величайших композиторов классического периода. Почти в одиночку Гайдн установил форматы, на которых основывалась классическая музыка более века. Ему регулярно присваивают два титула: «Отец симфонии» и «Отец струнного квартета». Но его влияние было в равной степени важно и для концерта, и для фортепианной сонаты, и для фортепианного трио. Он был плодовитым композитором — его произведения включают 104 симфонии, более 20 концертов, 60 сонат для фортепиано и 83 струнных квартета. Гайдн провел большую часть своей карьеры в качестве придворного музыканта богатой семьи Эстерхази в их отдаленном поместье. Тем не менее его музыка получила широкое распространение, и на протяжении большей части своей карьеры он был самым знаменитым композитором в Европе.
Слушать лучшие произведения Гайдна
Лучшие произведения Гайдна: 10 основных произведений великого композитора
Струнные квартеты, Op.64 №№ 1–6
Шесть струнных квартетов Гайдна соч. 64 (1790 г.) включают популярный « Жаворонок » с его очаровательным намеком на пение птиц и предвосхищают славу Лондонских симфоний в следующем году. Эти струнные квартеты известны как квартеты «Тост» из-за их посвящения Иоганну Тосту, бывшему скрипачу оркестра Эстерхази.
Гайдн: Струнный квартет ре мажор, Hob. III:63, Op.64 No.5 «Жаворонок» – 1. Allegro moderato
Струнные квартеты, Op.76 №№ 1–6
Лучший из всех наборов струнных квартетов Гайдна, в котором одна великолепно вдохновенная часть следует за другой, достигнутые с захватывающей дух ловкостью рук и потрясающим эмоциональным диапазоном. Уважаемый писатель и историк музыки Чарльз Берни описал струнные квартеты Op 76 как «полные изобретательности, огня, хорошего вкуса и новых эффектов» и заявил, что он «никогда не получал большего удовольствия от инструментальной музыки». Каждый из шести квартетов демонстрирует прекрасный баланс между укреплением традиции, созданной Гайдном, и его стремлением к новым инновациям.
Гайдн:Струнный квартет ре мажор, Hob.III:79, Op.76, No.5 – 3. Менуэт
Семь последних слов Христа на кресте
«Семь последних слов Христа на кресте » внесли значительный вклад в международную репутацию Гайдна, и он считал это одним из своих лучших произведений. Эта аристократическая последовательность из семи медленных частей была составлена специально для кадисского каноника, который попросил Гайдна сочинить инструментальную музыку для исполнения между размышлениями о последних семи словах Христа — декламационных высказываниях, обращенных к его небесному отцу, когда он умирал, — во время специальной церемонии Страстной пятницы. Произведение существует в нескольких редакциях: для оркестра, для оркестра и хора и для струнного квартета Гайдна, а также в редакции для фортепиано, одобренной композитором.
Гайдн: Семь последних слов нашего Спасителя на кресте, соч. 51, вар. III:50-56 – 5. Соната IV…
Missa In Angustiis ( Нельсон Масса )
В своих последних шести постановках мессы, написанных между 1796 и 1802 годами, Гайдн возвысил жанр до симфонического, как в мессе Нельсона , обжигающем видении необузданной силы и страсти. Месса Нельсона, по словам биографа Гайдна и американского музыковеда Х.К. Роббинса Лэндона, возможно, является «величайшим отдельным произведением» композитора.
Гайдн: Missa In Angustiis “Nelson Mass”, Hob. XXII:11 Ре минор – Бенедикт
Создание
Создание было вдохновлено Мессией Генделя и Израилем в Египте , которое Гайдн услышал во время посещения Англии. Эта оратория описывает сотворение мира из бесформенной пустоты в заколдованный сад с яркими изображениями моря, солнца, птиц и цветов и является одним из лучших произведений Гайдна.
Гайдн: Сотворение, Hob.XXI:2 / Pt. 1 – Сцена 1 – В начале Бог сотворил небо
Времена года
Светская оратория «Времена года» представляет собой деревенское празднование четырех времен года с крестьянскими танцами и анимированными музыкальными портретами меняющейся погоды. С его зимними бурями и свистящими пахарями, хвалебными гимнами и пьянками, это продолжение «Сотворения мира » было вдохновлено временем, проведенным Гайдном в Лондоне, и написано специально для британской аудитории.
Гайдн: Die Jahreszeiten – Hob. XXI:3/1. Весна – “Бог света!”
Концерт для виолончели № 1
Давно забытые концерты Гайдна для виолончели стали центральными в концертном репертуаре, независимо от того, исполнялись ли они на старинных или современных инструментах. Концерт для виолончели № 1 был обнаружен в Праге в 1961 году и быстро стал одним из самых популярных оркестровых произведений композитора. Гайдн переосмыслил оркестровую игру с помощью этого концерта, который является идеальным средством для техники исполнителя с быстрыми движениями и мясистыми аккордами, доказывающими, что виолончель – это гораздо больше, чем просто инструмент для басовой партии.
Гайдн: Концерт для скрипки с оркестром до мажор, H.VIIa No.1 – 2. Адажио
Лондонские симфонии, Том 1 (№№ 95, 96, 98, 102, 103, 104)
Гайдн написал двенадцать лондонских симфоний , и некоторые из них входят в число его лучших произведений. Все они стали известны под общим названием «Лондонские симфонии », но последняя из них — № 104 ре мажор, написанная во время его второго визита в 1794–1795 годах, — стала известна как «Лондонская симфония » . Этот первый сборник двенадцати лондонских симфоний Гайдна включает такие многолетние фавориты, как ошибочно названное « Чудо » (№ 96), « Барабанная дробь» (№ 103) и « Лондон » (№ 104).
Гайдн: Симфония № 104 ре мажор, Hob.I:104 – «Лондон» – 1. Адажио – Аллегро
Парижские симфонии, №№ 82-87
Этот набор из шести бесконечно изобретательных и ярких симфоний по-разному исполнялся во французской столице в 1787 году в присутствии королевы Марии-Антуанетты. Произведения пользовались большой популярностью у публики и прессы, и современные критики также высоко оценивают произведения — биограф Гайдна и американский музыковед Х. Х. Роббинс Лэндон называет их «замечательным сплавом блеска, элегантности и теплоты».
Гайдн: Симфония № 82 до мажор, Hob.I:82 – “L’Ours” – 4. Finale (Vivace)
Концерт для трубы
Величайший концерт Гайдна примечателен как лучезарно-лирической медленной частью, так и неизгладимым финалом, которому каким-то образом удается трансформировать военную направленность трубы в музыкальную блаженство. Гайдн написал Концерт для трубы для своего друга Антона Вайдингера, который разработал трубу с клавишами, которая могла хроматически играть во всем диапазоне — до этого труба была бесклапанной и могла воспроизводить только ограниченный диапазон гармонических нот. Концерт Гайдна использовал возможности нового инструмента.
Гайдн: Концерт для трубы ре мажор – I. Адажио