Музыкальное образование в часто подчеркивает музыкальную грамотность, способность быстро читать нотную запись. Но это не всегда простая задача – даже для профессиональных музыкантов. Возникает вопрос: как мозг читает музыку и существует ли такая вещь, как музыкальная дислексия?
Дислексия – это нарушение обучаемости, которое возникает, когда мозг не может обрабатывать написанные слова, даже если человек прошел надлежащую подготовку в области чтения. Исследователи обсуждают основные причины и методы лечения, но преобладающая теория состоит в том, что у людей с дислексией есть проблема с фонологической обработкой – способностью видеть символ (букву или фонему) и связывать его со звуками речи. Дислексию сложно диагностировать, но считается, что она встречается у 10% населения .
В 2000 году Нил Гордон, детский невролог на пенсии, предложил идею музыкальной дислексии ( дисмусии ), основываясь на растущих доказательствах того, что области мозга, участвующие в чтении музыки и текста, различаются.
Идея о том, что дислексия может повлиять на чтение неязыковых символов, не нова. Например, дискалькулия – это трудности с чтением и пониманием математических символов. Недавние исследования подтверждают, что дислексия и дискалькулия являются отдельными состояниями с уникальными причинами (считается, что дискалькулия вызвана дефицитом пространственной обработки в теменной доле). Если мозг по-разному обрабатывает слова и математические символы, почему бы и не музыкальные символы?

Письменная система музыки
Музыка, как и язык, имеет очень развитую систему кодирования. Это позволяет записать его и передать от композитора к исполнителю. Но музыка, в отличие от языка, использует пространственное расположение высоты звука. Страница разделена на группы по пять строк в каждой. Как правило, чем выше на нотоносце расположен символ, тем выше высота звука.
В отличие от букв в тексте, высоту звука можно складывать, указывая на одновременное исполнение (аккорды). Музыка также использует систему символов, чтобы указать, как следует играть. Символы могут указывать продолжительность (ритм), громкость (динамика) и другие характеристики исполнения. В музыке также используются письменные слова, чтобы обозначить как выразительные особенности музыки, так и тексты вокальной музыки. Тексты песен могут быть на языках, на которых исполнитель не говорит.
Из-за различий в физических характеристиках письменных систем логично, что мозг будет по-разному читать музыку и текст. Похоже, что это так – по крайней мере, до некоторой степени.

Чтение текста и музыки в мозге
В мозге чтение музыки – это широко распространенная, многомодальная деятельность, означающая, что одновременно задействованы многие различные области мозга. Сюда входят моторные, зрительные, слуховые, аудиовизуальные, соматосенсорные, теменные и лобные области обоих полушарий и мозжечка, что делает чтение музыки действительно полноценной деятельностью мозга. С обучением нейронная сеть укрепляется. Даже чтение одного такта активирует эту широко распространенную сеть у музыкантов . Хотя чтение текста и музыки имеет несколько общих сетей, они в значительной степени независимы. Схема активации при чтении музыкальных символов и букв в мозге различается.

Повреждение мозга, особенно если оно широко распространено, как это было в случае с композитором Морисом Равелем (возможно, наиболее известным благодаря Болеро ), вероятно, ухудшит способность читать как текст, так и музыку. У Равеля была форма лобно-височной деменции .
Однако были случаи, когда более ограниченное повреждение головного мозга нарушало чтение одной системы кодирования и избавляло от другой.
Ян Макдональд , невролог и пианист-любитель, задокументировал потерю и восстановление своей способности читать музыку после инсульта, хотя его способность читать текст не пострадала. Оливер Сакс описал случай профессиональной пианистки, которая из-за дегенеративного заболевания мозга ( задняя корковая атрофия ) впервые потеряла способность читать музыку, сохранив способность читать текст в течение многих лет. В другом случае, демонстрирующем обратную картину , музыкант потерял способность читать текст, но сохранил способность читать музыку.
Случаи, когда повреждение мозга по-разному влияет на музыку и язык, привлекали исследователей на протяжении веков. Самый ранний случай, когда кто-то не мог говорить, но сохранил способность петь, был описан в статье 1745 года « О немом, который может петь» .
Совсем недавно русский композитор Виссарион Шебалин после тяжелого инсульта потерял языковые способности, но сохранил способность к сочинению. Сохранение способности петь при отсутствии языка привело к созданию терапевтического лечения, называемого терапией мелодической интонации, которое по существу заменяет речь песней. Это позволяет пациенту общаться устно. Эти и многие другие случаи демонстрируют, что музыка и язык в некоторой степени являются отдельными неврологическими процессами.
Различия в навыках чтения могут возникать даже в нотной записи. Случаи были зарегистрированы , где музыканты потеряли способность читать ноты, но сохранили свою способность читать ритм, и наоборот. Исследования с помощью фМРТ подтвердили, что мозг по-разному обрабатывает тон (пространственную информацию) и ритм (распознавание символов).
Музыкальная дислексия
Исследование начинает понимать, как могла возникнуть специфическая музыкальная дислексия. Этот дефицит может быть связан с высотой звука, музыкальными символами или и тем, и другим. Не было зарегистрировано ни одного убедительного случая музыкальной дислексии (хотя Эбер и его коллеги приблизились к этому), и попытки определить влияние дислексии на чтение нотной записи были безрезультатными.
В некоторых культурах детей учат читать текст, но не всегда учат читать музыку. Даже когда это так, неспособность читать музыку обычно не рассматривается как серьезная проблема. Многие одаренные музыканты могут работать на профессиональном уровне, просто разучивая музыку на слух. Музыканты обладают широким спектром навыков чтения нот. Это особенно заметно при чтении с листа (первое исполнение нотного произведения). Выявление музыкальной дислексии может помочь объяснить, почему одни музыканты читают хорошо, а другие – нет.