Чтобы выяснить происхождение пианино Rhodes, мы должны вернуться ко Второй мировой войне, когда Гарольду Родсу пришла в голову идея этого инструмента. Это был совершенно другой способ игры на фортепиано. История пианино Rhodes очень сложна, или, скорее, настолько невероятна, что мы, возможно, еще даже не изучили ее до конца !!!
Фредерик “Фреддан” Адлерс
Гарольд Берроуз Роудс , родившийся в 1910 году в долине Сан-Фернандо, рано обнаружил, что ни одна из признанных музыкальных школ, в которых он побывал, не открывала уши своим ученикам. И он почувствовал миссию в разработке своего собственного метода. Ему едва исполнилось 20 лет (1930), он управлял целой сетью школ по всей Америке – Школой популярного фортепиано имени Гарольда Роудса.
Топ 5 виртуальных Rhodes Piano здесь
Сам он настаивал на том, что люди, которые хотят выучить пианино (и заплатить за это), должны не только обучаться механически, но и изучать, как работает музыка. И хороший способ сделать это – создать собственное пианино! Менее чем за два года до инсульта в 1996 году он работал с детьми в Лос-Анджелесе, в магазине Foshay Junior High, в возрасте 86 лет делал инструменты. Странные слова, такие как «гармония», «звук» и «прикосновение», связаны между собой. Это физические ощущения, которые являются ключом к пониманию музыки. Но вернемся к истории ….
Вторая Мировая Война
Все начинается во время Второй мировой войны, когда Родос распускает свое педагогическое предприятие, чтобы присоединиться к Военно-воздушному корпусу. По обстоятельствам он оказывается между классификациями, ему нечего делать, и его просят оказать помощь раненым солдатам. Его студенты лежат в постели!?!? Очевидным решением должно быть постельное пианино!

Гидравлические алюминиевые трубы от крыльев бомбардировщиков B-17, казалось, имели хороший тон при сокращении до длины ксилофона. Представьте себе игрушечное пианино, размером с маленький чемодан, с 2,5 октавами клавиш обычного размера. Это большой успех, и таких инструментов было сделано тысячи. Родос даже награжден Почетной медалью за свои терапевтические достижения после войны, а в Руководстве Воздушного корпуса № 29 в армейских архивах вы найдете описанный метод Родоса.
Послевоенные годы
После войны Родос стал популярен в музыкальной индустрии. Они захотели серийно выпускать мини-пианино, превосходящее по размерам, весу и (больше всего) по цене обычные пианино, – но Родос, привыкший делать что-то по-своему, решил работать самостоятельно.
Rhodes Piano Corporation основана и представляет Pre-Piano (NAMM show 1946) с 3,5 октавами и струнами от производителя дверных звонков Torrington. Звучит лучше в нижнем регистре и этот инструмент вдохновляет Родоса изучать электронику, чтобы он мог создать версию электро пиано. Электростатический микрофон, усилитель и 6-дюймовый динамик дают конечному продукту цену $ 99,50.
Следующий год или два Родос занят обслуживанием большого количества Пре-Пиано из-за менее серьезных партнеров, собирающих пианино. Через два года, во время пребывания в Техасе он, наконец, изобретает идею «асимметричного камертона». Патент США №2,972,922.
Воодушевленный, он теперь создает инструмент из 72 нот, отправляется в демонстрационный тур, и слух об инструменте достигает Лео Фендера.
Тем временем Wurlitzer занят выпуском пианино, созданного по идее Pre-Piano, запатентованной Беном Мейснером, значительным авторитетом в области электроники. Родос даже получает письмо от Мейснера, объясняющее странные звуки и неконтролируемость, с которыми он сталкивается.
К настоящему времени мы далеки от 50-х, в котором доминирует Лео Фендер, который всего за 5 лет создает Telecaster, Precision Bass и Stratocaster, а также линейку усилителей, которые также становятся классическими. Даже Гарольд, должно быть, был впечатлен, и приблизиться к Фендеру было все равно, что выиграть в Лото.
Годы Фендера
1959-1965 годы – темная эра в истории Родоса. Единственный доступный инструмент – это Fender Rhodes Piano Bass, 32-нотная версия, состоящая только из клавиш низкого регистра. В это трудно поверить, так как Родос наконец-то создал настоящий полнофункциональный инструмент. Кажется, что Лео не понравился звук верхнего диапазона, поэтому он запер Гарольда в мастерской, чтобы поэкспериментировать с различными странными идеями, основанными на примере гитары. Это не помешало Родосу в свободное время реализовать свой следующий рубеж: Родос 88.

Внезапно однажды в 1964 году его мастерскую посетили два парня, которые после нескольких замечаний о пианино, предложили Родосу освобождение от соглашения с Fender. Это были Годдард Либерсон и Дон Рэндалл из CBS, также они предложили возможность остаться с CBS в качестверуководителя. Гарольду, конечно нужна была его собственная компания, но на самом деле он остается в CBS.
CBS выкупает фирму у Лео Фендера за невероятные $ 13 000 000 4 января 1965 года.
CBS 1965-1983
В 1965 году, в самый важный год, Гарольд Роудс, наконец, может начать производство своей хорошо продуманной и ожидаемой модели. Пришло время представить электрическое пианино Fender Rhodes. Suitcase 73 с черным корпусом и серебристым верхом, моно тремоло, усилителем мощностью 50 Вт и встроенными динамиками. Родос даже благодарит Лео Фендера за несколько улучшений.

В течение следующих 16 лет, когда производится это пианино, выпускается до 50 в день. Suitcase 73 вдохновляет на создание несколько новых моделей, происходят постоянно внутренние улучшения и обновления. Родос выворачивает каждый винт наизнанку, чтобы усовершенствовать свои инструменты.
В 1967 году была представлена Селеста.
Гарольд Роудс, который является страстным педагогом, реализует «Инструктор» и «Студенческое пианино» – полную систему фортепиано, которая используется в классах для различных задач . Музыкальная школа Беркли в Бостоне покупает 22 инструмента в 68 году и заказывает еще 24 в 69 году. Футуристический округлый пластиковый дизайн в различных цветах, две большие стальные ножки, мини-усилитель, встроенный метроном и индикатор внимания учителя делают его очень желанным предметом коллекционирования.
В 1969 году вибрато становится стерео, а мощность увеличивается до 2 х 50 Вт. В то же время модель 200 электрического пианино Wurlitzer заменяет модель 100 и устраняет некоторые проблемы с настройкой.
В 1970 году вы можете приобрести Fender Rhodes 88. Теперь вы также можете выбирать между классическим Suitcase или новой моделью Stage, которая, лишена встроенного усилителя и динамиков, что делает его вдвое меньше по весу и размеру, не говоря уже о том, что он стоит дешевле, чем его старший брат. Это блестящий шаг, и еще больше ускоряет рост продаж. Каждое пятое проданное пианино – 88. У CBS были свои сомнения, но Родос убедил их сделать 88, и они даже получили заказ на 92-клавишную версию от Мишеля Леграна !!!
Rhodes Mark I оснащен новыми зубьями повышенной прочности, а в следующем году появятся неопреновые наконечники (1971). Старое действие с войлочными молотками, подобно обычным пианино, теряет ясность и устойчивость, когда зубец надевается на войлок. Теперь вы получаете небольшую резиноподобную подушку в верхней части молотка (размер 1 х 1 см). Каждому изменению предшествуют долгие и бесконечные эксперименты и сравнения. На этот раз ключ к равномерности состоит в пяти различных твердых покрытиях, поэтому концы басов мягкие, а высокие – самые твердые.
В 1972 году изменился тон бар. Новый изогнутый плоский стальной стержень легче и имеет лучшую производительность. Гарольд Роудс обеспокоен обертонами старых железных слитков и хочет, чтобы пианино звучало чисто.
В следующем году (1973) Suitcase снабжен петлей эффектов (с помощью педалей, которые необходимо предварительно настроить). Для владельцев моделей Stage также предлагается дополнительный активный стерео-тремоло-предусилитель и поставляется с двумя сателлитными динамиками, каждый из которых оснащен усилителем мощностью 100 Вт.
В 1974 году Боб Булл из CBS решает, что именем электрического пианино должно быть просто Rhodes, а не Fender Rhodes, поскольку Лео Фендер на самом деле, так сказать не «внес вклад». Никаких изменений не сделано, кроме как на паспортной табличке. Многие люди, с которыми я общаюсь, верят, что «Fender Rhodes» стоит больше, чем (просто) «Rhodes», но единственное отличие в названии.
В 1976 году появляются цельнопластиковые молотки из-за желания улучшить физику и звучание. Эти молотки были легче.
В 1977 году Suitcase получил более мощный усилитель мощности и динамики, а также изменился внешний вид: черная ткань динамика и регуляторы на передней панели. Акустические системы Super Satellite заменены на систему Janus I, которая оснащена стереодинамиками большего размера и большей мощностью (2 x 50 Вт каждая).
В 1980 году Rhodes 54 предлагает решение проблемы увеличения веса и пространства клавишников. 54 становятся гораздо меньше и легче по весу. Чудесно странный Mark III (EK-10), также выпущенный в этом году, представляет собой забавный гибрид с встроенной электроникой с 7-ю формами волны и множеством возможностей микширования звука Rhodes и звука “synth”.
В следующем (1981) году CBS покупает ARP (компанию, у которой серьезные проблемы) и переносит оборудование в Фуллертон, штат Калифорния. Флагман ARP, Chroma, по какой-то непонятной причине внезапно называют «Rhodes Chroma».
В 1982 г. появляется фаворит: Rhodes Domestic 88 (GET ME ONE!). Прекрасный предмет мебели со встроенной акустической системой для уютных семейных вечеров.
Билл Шульц
В 1983 году Уильям Шульц (глава CBS) покупает Rhodes, а через год мы получаем Mark V, детище Стива Вудярда. Если избавиться от тяжелого деревянного корпуса (наверное это была финская березовая древесина) и использовать как можно более легкие материалы, плюс вам удастся достичь максимальной точности, помимо прочего, увеличив расстояние перемещения молотка на 23%, возможно, этот инструмент еще продавался. Rhodes Mark V был очень хорошим инструментом, может быть, лучшим Rhodes. По оценкам, в течение двух лет было сделано 3-4 тысячи. Три Mark V были даже сделаны с MIDI: у Стива Вудиарда есть один, у Чика Кориа и Джона Новелло два других. На них невозможно установить цену.
Roland
Корпорация Kakehashi осознает рыночную стоимость торговой марки Rhodes и приобретает ее в 1987 году у Билла Шульца. Какие намерения у них были в начале, сказать сложно, но Гарольду грозит еще один неприятный сюрприз. Он летит в Японию для «разработки продукта», надеясь, наконец, сделать действительно хорошее пианино. Увлеченный, с целой кучей новых идей для тестирования – Prophet V, DX7, MIDI и другие новинки – а ведь скоро Гарольду будет 80. Роудс снова берет на себя роль «Real Rhodes Piano», версия Roland.
Почти два года спустя (осень 89 года) представлен цифровой Rhodes MK-80. Этот инструмент имел приличные имитации электрических пианино. По иронии судьбы патч под названием «Классический Родос» стал популярным. Но Гарольд Роудс не был впечатлен: «Когда я услышал это, мне стало плохо!» Отзывы энтузиастов со всего мира и его растущее разочарование убедили его: Гарольд Роудс должен сделать новое электрическое пианино! Если Роланд не позволит ему использовать свое собственное имя, вы можете записать его задом наперед: пианино Sedohr.
Проблем с Pre-Piano в 1947 году было бы достаточно для большинства. Но не для Гарольда Роудса, человека, который просто хотел поделиться с нами ощущением звука, который заставил его начать играть на пианино, и который случайно изобрел электрическое пианино.
P.S.
Гарольд Роудс умер от осложнений от пневмонии в 2000 году в возрасте 89 лет.