Нейробиолог и автор песен сравнивают ноты сточки зрения музыки и науки. Здесь описывается как влияет на нас и что делает музыка для мозга.
Музыка – это самый сложный звук, который может обработать мозг. Но почему наш мозг развил такие продвинутые инструменты, чтобы создавать и наслаждаться этим? Нейробиолог и джазовый музыкант Чарльз Лимб неоднократно задавал себе этот вопрос. Недавно он встретился с автором песен и музыкантом Меклитом Хадеро, чтобы обсудить взаимосвязь музыки и мозга. Во-первых, он объяснил свою рабочую теорию о том, что музыка – это язык.
Музыка – это самый продвинутый слуховой раздражитель. «Когда мы смотрим на человеческий мозг и на то, как он произошел от мозга животных, довольно быстро становится ясно, что человеческая слуховая система способна обрабатывать звук на огромном уровне сложности», – говорит Лимб. «Я думаю, что музыка – это высшее совершенство этой сложности, а это означает, что, насколько я знаю, в слуховом мире нет ничего, что было бы труднее для мозга, чем музыка». И почему биологическая система может справиться с такой сложной задачей? Для Лимба ответ связан с человеческими способностями к инновациям. «Идея о том, что сегодня можно импровизировать джазовое соло, является прямым отражением того факта, что наш мозг обладает этой врожденной способностью создавать и генерировать новые идеи, что само по себе является неотъемлемой частью того, как мы выжили как вид», – говорит он. Конечно, мы до сих пор недостаточно знаем о том, как именно развивалась эта система – или о преимуществах, которые способность к музыкальному выражению может дать нам.
Да, ваш мозг меняется, когда вы сочиняете музыку. Для многих музыкантов путь к творчеству ведет через очень специфическое (часто странное) поведение. Для Хадеро, музыканта, выросшего в семье ученых, «режим композиции» – это порой недельная фуга открытий. «Я думаю, что режим композиции – это смесь дисциплины и тайны», – говорит она. Во-первых, она постоянно готовит и держит рядом свой телефон, чтобы записывать мелодичные идеи, когда они к ней приходят. в общем, она старается «плавать в песне, а не подходить к ней исключительно интеллектуально». Она может начать с вокальных импровизаций, которые звучат как лепет, просто шумы и звуки поверх мелодии, а позже она найдет фразы, на которых песня может обрести форму. Со своей стороны, стремление Лимб понять, что на самом деле происходит в мозгу во время этого инстинктивного процесса, показало, что область мозга, связанная с самоконтролем и наблюдением, деактивируется, когда музыканты импровизируют, в то время как область, связанная с самовыражением, загорается. Итак, лепет Хадеро на самом деле представляет собой важное внутреннее физиологическое изменение. «Вы фактически меняете способ функционирования своего мозга», – говорит он ей. Теперь более серьезная задача: измерить такие изменения, понять, что на самом деле происходит внутри черепа музыканта, и при этом попытаться глубже понять, как на самом деле работает творчество.«Вы фактически меняете способ функционирования своего мозга», – говорит он ей. Теперь более серьезная задача: измерить такие изменения, понять, что на самом деле происходит внутри черепа музыканта, и при этом попытаться глубже понять, как на самом деле работает творчество.
Эксперименты над творчеством стоят дорого… да и измерить их практически невозможно. По ее словам, творческий процесс Хадеро занимает много недель, «самое сложное только начинается, а первые несколько дней – это обычно дерьмо. Ничего не выходит. А потом по ходу дела все становится более и более плавным ». Итак, она спрашивает Лимба, проводили ли вы когда-нибудь фМРТ-исследование длительного периода музыкального творчества, как музыканты индийской классической традиции, которые могут импровизировать в течение 12 часов или дольше? Что ж, говорит Лимб, исследование фМРТ может стоить более 700 долларов в час, поэтому практичнее изучать музыкантов, которые быстро задействуют мозг в творческих состояниях. Это, по его словам, одна из причин, по которой он тяготел к джазу: «Я моделирую эксперименты, чтобы воспользоваться их скоростью импровизации», – говорит он.
Помимо затрат и непрактичности исследования фМРТ (которое подразумевает, что музыкант играет на midi клавиатуре, лежа в длинной металлической трубке), простое планирование экспериментов создает огромные проблемы. Например, как узнать, действительно ли улучшились творческие способности субъекта? Или, как выразился Лимб, как вы можете сказать: «Эти 100 джазовых соло были лучше, чем эти 100 джазовых соло?» Он продолжает: «У ученых нет возможности количественно оценить или измерить, насколько хорош творческий результат. Проблема в том, что мы пытаемся изучать вещи, которые улучшают или даже подрывают творчество. И для того, чтобы сделать что-то подобное работающим или осуществимым, мы должны иметь способ измерить, улучшилось или ухудшилось творческое начало, и я не знаю, как это сделать.”
Искусство и наука могут работать вместе, чтобы понять творчество. «Количественный анализ субъективного опыта – непростая задача», – признает Хадеро. Для нее оценка ценности ее музыки чисто интуитивная. «Я спрашиваю себя, владеет ли мной вещь», – говорит она. «Это вне моего контроля, нахожусь ли я внутри части или нет? Я путешествовал? Публика путешествовала? Это то, что я ищу в музыкальном опыте – чтобы из вас выскочила признательность. Вы не обращаете внимания, потому что должны, вы обращаете внимание, потому что ничего не можете с этим поделать ». Разумеется, такую интуитивную оценку трудно измерить ученым, работающим с данными. У них может быть такая же страстная реакция в концертном зале, но передача этого опыта в лабораторию – это совсем другая история. Это оставляет большой культурный разрыв между двумя группами – и большую дыру в исследованиях творчества. Последний толчок Лимба: объединить художников и ученых для совместного создания экспериментов, которые могут дать представление о творчестве и нервных процессах, которые его порождают. Лимб считает, что с привлечением художников «мы действительно можем измерить вещи, которые раньше никогда не измерялись».
“Для перевода на русский язык, включите субтитры в видеоплеере”