Как у любителя-сборщика гитар, так и у профессионала, существует почти бесконечный список инструментов, которые вы, возможно, захотите иметь, использовать или просто попробовать в каждом проекте, за который беретесь. Также существует множество проб и ошибок и поиск правильной комбинации инструментов и техник, которая лучше всего подходит именно вам, и, возможно, у вас, вероятно, также есть проблемы с бюджетом.
Это инструменты, которые вам действительно нужны, чтобы охватить все аспекты сборки электрогитары с нуля. Некоторые из них ручные, а некоторые электрические, но во время сборки гитары не будет ни одной задачи, которую я оставлю ‘необработанной’. Нам понадобятся инструменты для резки, сверления, прокладки, измерения, придания формы, шлифования, фреттинга, пайки, покраски и финишной обработки. Естественно, многие инструменты есть у любого плотника, но некоторые очень специфичны для гитары, и вы не найдете их в арсенале среднего столяра-любителя или в вашем местном хозяйственном магазине.
Как вы выбираете?
Основным ориентиром при выборе является сочетание простоты использования, практичности выполнения работы и цены. (Станка с ЧПУ нет в этом списке …) Личные предпочтения будут приняты во внимание, но не всегда будут решающим фактором. Я также постараюсь предложить разумные альтернативы и усовершенствования некоторым инструментам. Чтобы было понятнее, все инструменты будут перечислены в соответствии с различными частями и прогрессией процесса сборки гитары. Я также постараюсь рассмотреть гитарные партии, характерные для всех стилей гитары.
Ручные или электрические инструменты?
Существуют замечательные ручные инструменты потрясающего качества. По-настоящему хорошие инструменты стоят недешево. Если вы решите пойти по старому школьному пути “полностью вручную”, вся мощь в ваших руках, но для многих задач я нахожу электроинструменты гораздо более эффективными, точными и экономящими время. Учитывая разумную цену некоторых базовых инструментов, использовать вместо них ручные инструменты по какой-либо причине, кроме принципа, не целесообразно. Овладение хорошим набором плоскостей и долот может дать отличные результаты, но также потребует многих часов практики.
Сборка корпуса
Корпус чаще всего изготавливается как минимум из двух кусков дерева, склеенных вместе, а также может потребоваться верхний слой из двух или более дополнительных частей. Я предполагаю, что мы начнем с пиломатериалов примерно того размера и толщины, которые вам нужны, поэтому бензопилы и рубанки промышленного размера не являются частью туристического процесса. Потребуется некоторая подготовка, резка, склеивание, строгание и шлифовка. Я также стремлюсь к несколько традиционному корпусу и грифу гитары из дерева. Существует широкий спектр разновидностей древесины, размеров, слоев и форм, но для подавляющего большинства из них должны использоваться одни и те же инструменты.
1. Лобзик
Вероятно, это первая электрическая пила, которую я когда-либо использовал. Не совсем точный инструмент, но в большинстве мест гитары в любом случае потребуется дополнительная обработка, зачистка и шлифовка. Помимо большой и относительно дорогой ленточной пилы, лобзик является простым и удобным решением для резки нестандартных форм, таких как корпус гитары или гриф.

С помощью параллельной линейки или кондуктора вы также можете вырезать прямые линии. Существуют также лезвия разной длины и качества, с которыми вы можете поэкспериментировать для разной толщины и плотности древесины.
2. Дрель
Само собой разумеется, что ручная дрель необходима для проделывания отверстий и сверления отправных точек для прокладки полостей. К ним относятся направляющие отверстия для винтов, удерживающих что угодно, от бриджа или накладок до болта на грифе. Возможно, вам также понадобится просверлить отверстия для настройки станков, точечных вставок струн и электрических проводов.
Аккумуляторная дрель
Наличие дополнительного сверла или крепления для ручного пресса, но поскольку вам также может потребоваться выполнить не вертикальное сверление, если у вас только одно сверло, оно должно быть ручным.
СОВЕТ: Сделайте небольшую насадку для сверления отверстий под углом 90 градусов, взяв квадратный брусок размером около 1,5 дюйма и вырежьте из него четверть, чтобы получилась L-образная форма 1,5 дюйма. Внутренний угол можно использовать как направляющую для вертикального сверления
3. Сверла
Для разных гитар потребуются отверстия разного размера в зависимости от конструкции и оборудования. Хорошим началом должен стать стандартный набор сверл, который соответствует выбранному вами методу измерения (метрический или имперский), но всегда есть несколько специальных сверл, которые вам также понадобятся. Одно особенно длинное сверло полезно для проводки (часто сверлят по диагонали).
Насадка для скрытой обрезки
Сверло диаметром 25 мм или 1 дюйм (или даже больше) пригодится для создания хорошей отправной точки перед прокладкой отверстий для звукоснимателей или других электрических компонентов. Сверло с самоподачей даст лучшие и более чистые результаты, чем сверла-бабочки, но будет стоить значительно дороже.
4. Рубанок
Строгальные станки являются одним из самых полезных инструментов среди традиционных инструментов для шлифования, и умелое обращение с ними даст вам отличные результаты и даже сэкономит время на шлифовании и других инструментах для придания формы. Существует большое разнообразие размеров и форм, но хороший ручной строгальный станок среднего размера – хорошее место для начала. При склеивании двух или более кусков древесины для формирования корпуса необходимо, чтобы между лицевой стороной и краем ваших деталей было 90 градусов.
Строгальный станок
Если у вас нет фуганка или электрического рубанка, вам вполне подойдет ручной рубанок.
5. Орбитальная шлифовальная машина
Сборка гитары включает в себя много шлифовки, а ручной способ потребует много времени и усилий. Часто невозможно полностью избежать ручной шлифовки, но мне нравится ‘приберегать’ ее для отделки и последних штрихов и использовать электроинструменты для более грубых деталей. Не существует единого инструмента для всех шлифовальных машин, но я считаю орбитальную шлифовальную машину самой универсальной и той, которая сэкономит мне больше всего работы.
Шлифовальная машина Random Orbit
Отлично подходит для больших поверхностей и кромок. Наждачная бумага с низкой зернистостью также может пригодиться для придания более грубой формы. Следующей в моем списке будет шпиндельная шлифовальная машина, а за ней – стационарная ленточная или дисковая шлифовальная машина (или их комбинация). Преимущество шпиндельной шлифовальной машины в том, что она позволяет получить кромки под углом 90 градусов и идеально отшлифовать те вырезы, до которых не может дотянуться орбитальная шлифовальная машина.
6. Зажимы
Зажимы необходимы для склеивания и удерживания предметов при сверлении, резке, прокладке и многих других задачах. Конечно, хорошие тиски или плотницкий стол с “собачками”, но универсальность и легкость зажимов не имеют себе равных. Ответ на вопрос ‘Сколько мне нужно?’ всегда ‘БОЛЬШЕ’. Вероятно, вам понадобится не менее четырех для склеивания двух-трех частей корпуса (соответствующей длины) и еще от двух до четырех для последующего приклеивания грифа к грифу.
Зажимы
Размер обычно коррелирует с прочностью. Существует много типов и фасонов зажимов, и цены соответственно варьируются, поэтому экспериментируйте в соответствии с вашим бюджетом. Дешевые обычно справляются с этой задачей, но работать с ними будет сложнее.
7. Фрезер
Вероятно, нет других инструментов, которые выполняли бы множество самых разных работ со столькими частями гитары, такими как фрезер, когда все, что вам нужно, – это правильные отверстия. Хороший ручной фрезер (с шаблоном) поможет придать форму корпусу, закруглить края или создать складку для креплений, создать углубления для звукоснимателей и электронных деталей, паз для стержня, шипы или карман для грифа и даже придать черновой вид профилю грифа.
Фрезер
Фрезеры варьируются от маленьких, которые можно держать в одной руке, до мощных погружных фрезеров и, конечно, настольных и более крупных контактных фрезеров. Если вы приобретаете только один, фрезер среднего размера, вероятно, станет лучшим универсальным решением. Если вы сможете найти такую гитару с возможностью погружения или крепления, это будет бонусом.
Помните, что вы всегда можете установить ее вверх ногами на стол и воспользоваться импровизированным настольным фрезером. Они очень быстро поворачиваются и требуют осторожности при эксплуатации. В них может быть настоящий ‘кайф’.
8. Фрезы
Функция фрезера определяется подключенным к нему фрезами. Вы можете приобрести общий набор для экспериментов, но есть несколько инструментов, недоступных в стандартных наборах, которые являются ключевыми для сборки гитары. Как правило, все насадки можно использовать с ручным фрезером, но при работе с кромкой удобнее и безопаснее (как для дерева, так и для оператора) на столе или настольном фрезере.
Режущая часть
Насадка для обрезки заподлицо (копия шаблона) – Эта насадка имеет направляющую опору, которая помогает вам следовать шаблону и обрезает кромку в точном соответствии с формой шаблона. Отлично подходит для обрезки любой части гитары, для которой у вас есть шаблон, а также полостей. О том, как создавать свои собственные шаблоны, смотрите в разделе “Шаблоны для электрогитары – полное руководство”. Закругленные вырезы – они повторяют существующий край с опорой при обрезке и закруглении края.
Они бывают разных радиусов, чтобы соответствовать желаемому дизайну. Вы можете закруглить край корпуса, а с помощью лезвия правильного профиля вы можете даже закруглить заднюю часть грифа. Режущие кромки – идеально подходят для создания углубления для креплений на корпусе, грифе или верхнем порожке. Напоминает накладку, но поставляется с подшипниками разных размеров, чтобы контролировать, насколько глубоко будет выступать вырез. Подробнее о фрезах читайте в разделе “Полезные фрезы для сборки гитары и как их использовать”.
Построение грифа и верхнего порожка
Гриф – довольно сложная столярная работа, требующая резки, фрезерования, придания формы, шлифования, склеивания, сверления и многого другого.
9. Рашпиль для распиливания
Когда вам нужно удалить относительно большое количество материала без использования электроинструментов (по соображениям безопасности или бюджета). Вырезание формы грифа в качестве примера. Рашпиль очень грубый, но ручной может быть относительно безопасным и точным.
Рашпиль
Гриф / накладка
Для изготовления грифа требуется несколько очень специфических инструментов, чтобы получить правильный радиус, вырезать пазы для ладов и установить сами лады. После обработки резьбы вам, вероятно, также потребуется выровнять, заново завинтить и отполировать их.
10. Радиусный шлифовальный брусок
Они бывают разных радиусов. Не нужно приобретать целый набор, просто возьмите тот, который вы планируете использовать. Добиться правильного радиуса грифа можно с помощью плоскости, но для этого потребуется очень твердая и опытная рука. Самое простое решение – приобрести радиусный шлифовальный круг и перейти от грубой зернистости к мелкой.
Радиусный шлифовальный круг
11. Приспособление для сгибания ладов
Лады могут быть предварительно согнуты и обрезаны, но если вы покупаете оптом, вам нужно будет согнуть лады в соответствии с радиусом вашего грифа. Многие мастера предпочитают сгибать лады по радиусу, еще большему, чем у грифа, чтобы средняя часть была вдавлена. Это сделано для того, чтобы наконечники случайно не задирались вверх при забивании средней части.
Приспособление для сгибания ладов
12. Пила
Большинство пил не соответствуют толщине зуба лада. Любое отклонение от правильного положения может нарушить интонацию. Вы можете выбрать дорогую насадку для нарезки ладов, изготовить ее самостоятельно или просто аккуратно вырезать вручную. Эти приспособления становятся очень удобными, когда вы пытаетесь изготовить несколько гитар.
Пила для ладов
13. Ладовый молоток
Удары молотком по ладам следует производить с правильной силой и материалом, чтобы не погнуть и не помять сам лад. Другой вариант – это своего рода нажимной механизм, который заставляет лады располагаться более равномерно. Существует несколько различных типов, и всегда есть возможность изготовить приспособление для прижима лады самостоятельно.
Ладовый молоток
14. Резак для ладов
Даже если вы купили готовую гитару, всегда найдется наконечник, который нужно подрезать, чтобы не повредить форму лады. Основное отличие этого резака от других заключается в том, что резка происходит очень близко к кончику, поэтому при напиливании практически не остается заусенцев.
Кусачки для Ладов
15. Файл с углом наклона лады
Для простого подпиливания краев зазубренных ладов до нужной длины и под постоянным углом. Это не окончательная обработка, которую мы дадим ладам, но это даст нам хорошую отправную точку.
Напильник для углов ладов
Отделка ладов и повторная коронка
Скорее всего, лады получатся не совсем ровными, и потребуется некоторое выравнивание с последующей заменой коронки и полировкой. Этот процесс очень похож на восстановление несколько изношенных ладов (не путать с перетиранием) или дешевого грифа.
16. Балка для выравнивания ладов
По сути, длинный плоский шлифовальный брусок. Вам необходимо иметь возможность шлифовать много ладов одновременно, чтобы добиться полного выравнивания. Обычно это алюминиевый профиль с нанесенной на него клейкой наждачной бумагой. Они бывают нескольких длин для общего или более локального выравнивания. Они также будут иметь различную зернистость наждачной бумаги (часто с разных сторон одной балки) для обработки от грубой до тонкой. Существуют также балки, которые выполняют почти то же самое и прослужат гораздо дольше. Они дороже, обычно бывают одного размера и с одной зернистостью.
Балка для выравнивания ладов
17. Напильник (специальный)
Придание ладам круглой формы может быть тщательно выполнено плоским или треугольным напильником (следует соблюдать осторожность, чтобы не поцарапать гриф), но существуют специальные вогнутые напильники, которые несколько облегчают работу. Это могут быть напильники с алмазным покрытием или “обычные”, и это действительно вопрос личных предпочтений и техники, которой вы в конечном итоге придерживаетесь.
Напильник
18. Резинки для ладов
Есть несколько способов отполировать лады, в том числе стальной ватой (ужасно из-за магнитов в этом районе) и полировочным составом, который может испортиться. Ластик – это простое и непринужденное решение, которое также может пригодиться после периодической чистки грифа. Они также поставляются с небольшим количеством зерен (цвета выбираются не только по дизайну), и вы прокладываете свой путь от относительно грубых до самых изысканных.
Резинка для ладов
19. Нарезание пазов
Независимо от материала, который вы используете для своих пазов (если только он не оснащен регулировочным механизмом), пазы должны быть прорезаны вручную на нужную глубину и ширину, чтобы соответствовать размеру струн и их действию. Они варьируются от тонких игл из нержавеющей стали с канавками до полного профессионального набора напильников.
Резинка для ладов
20. Паяльник
Здесь вам нужно будет отважиться выйти за рамки плотницкого дела. Обойти это невозможно (если только вы не собираетесь покупать акустическую гитару), и вам понадобится паяльник, олово, канифоль.
Паяльник
Отделка
Существует множество способов отделки гитары, и вы можете выбрать различную отделку для разных частей одной и той же гитары. В большинстве случаев первым шагом будет разглаживание самого дерева до очень тонкой отделки. После этого будет нанесено какое-либо покрытие и / или окрашивание, а затем, возможно, прозрачный лак или полироль. Также возможна масляная отделка с различным нанесением.
Некоторые масла можно наносить тряпкой (кисть обычно не лучший выбор), но большинство красок для покрытия лучше наносить распылением. После некоторых проб и ошибок вы можете добиться достойных результатов с помощью баллончиков-распылителей, и на рынке есть несколько специализированных, но если вы хотите продвинуться на ступеньку выше, а также позволить себе более широкий выбор цветов и покрытий, то вам подойдет пистолет-распылитель.
21. Наждачная бумага
Как упоминалось ранее, в процессе потребуется много шлифовки. Если вы выберете орбитальную шлифовальную машину, вам понадобятся подходящие диски (обычно диски с 8 отверстиями 5 дюймов) с зернистостью около 60-600. Есть упаковки с различными крупами. Я часто использую их вручную в труднодоступных местах. Однако для получения более высокой крупности и между слоями я лично предпочитаю шлифовальные губки, которые легче держать и которые могут работать как с влажной, так и с сухой шлифовкой. Они немного дороже, чем обычные листы наждачной бумаги, а также поставляются в упаковках с разной крупой.
Шлифовальная бумага
22. Электрический краскопульт
Покупка воздушного компрессора и пистолета-распылителя часто обходится недешево и к тому же занимает значительное место. Более простым решением является электрический пистолет-распылитель. Это даст вам лучший контроль над рисунком распыления и с некоторыми пробами и ошибками должно дать отличные результаты.
Электрический краскопульт
Общие инструменты и оборудование
Независимо от деталей, инструментов и техник, которыми мы собираемся заняться, есть некоторые инструменты и клеи, которые будут сопровождать нас на протяжении всего процесса.
Измерительные инструменты
Точность – это одна из тех вещей, в которых вы не хотите идти на компромисс. Если расположение ладов, гитарная гамма или действие неверны, вы, возможно, никогда не сможете правильно настроить и интонировать свою гитару, и независимо от того, насколько красиво это получилось, вы не сможете играть на ней.
23. Длинная линейка
Вам нужна линейка, по крайней мере, по длине вашего грифа и, желательно, в натуральную величину. 70 см или 27,5 дюйма будет достаточно для всех стандартных гитар (90 см – 35,5 дюйма для бас-гитары). Если вы найдете достаточно прочную гитару, она также может использоваться как straight edge.
24. Прямой край
Когда вам нужно проверить, действительно ли какая-либо деталь, такая как гриф или высота действия, действительно прямая, ничто не сравнится с настоящим прямым краем. По сути, это точно обработанный металлический профиль, достаточно толстый или прочный, чтобы не сгибаться при надавливании вручную. Нет никаких реальных параметров, которым она должна соответствовать, кроме прямой формы. Мой друг, который занимается установкой окон, принес мне остатки алюминиевого профиля, который отлично работает.
25. Квадратная линейка (90 градусов)
Помимо прямой линейки, квадратная линейка является одним из наиболее распространенных инструментов для разметки и поддержания однородности. Все ваши лады, гайки, звукосниматели и бридж (за исключениями) расположены перпендикулярно центральной линии вашей гитары. Края и кромки для склеивания также квадратные.
26. Цифровой штангенциркуль
Штангенциркули очень удобны для точного измерения небольших деталей, толщины и углубленности. Цена на приличный цифровой штангенциркуль сегодня очень разумна и значительно облегчает работу с этими долями сантиметра или дюйма.
Калибр микрометра
Клеи и ленты
27. Клей для плотников
Для соединения любых двух кусков дерева в более прочное соединение, чем дерево, необходим простой плотницкий клей. Независимо от того, склеиваете ли вы части корпуса, крышку, гриф, ламинат или склеивание частей грифа, этот клей лучше всего подходит для большинства работ. Если вы хотите быть более разборчивым, есть “оттенки’ прочности и скорости отверждения.
28. Супер клей
Очень удобен не только для сборки гитары, включая некоторые аварийные исправления. Используется для ладов, гаек, биндинга, вставок и многого другого. Некоторые даже используют вместе с другими клеями для быстрого сцепления. Смешанный с мелкими опилками, он может стать очень прочным наполнителем для отверстий, трещин или небольших вмятин и царапин.
29. Клейкая лента
Очевидный выбор для покраски и отделки, но также практичный для работы с грифом, переплета и многого другого. Приобретайте ее как в тонких, так и в толстых вариантах.
30. Двусторонний скотч
Многие производители гитар относятся к двустороннему скотчу с любовью и ненавистью. Они понадобятся при прокладке с помощью шаблонов, и это удобный способ удерживать детали, оставляя верхний зажим свободным. С другой стороны, иногда бывает больно снимать ее, когда вы закончили (особенно если вы были щедры с ней), и она может привести к несчастным случаям, если вы использовали недостаточно. Дешевые имеют меньший захват и их труднее снимать, дорогие лучше, но стоят дорого.
Замена: вместо двухстороннего скотча приклеиваем клейкую ленту с обеих сторон, а затем приклеиваем их друг к другу. По сути, вы получаете двустороннюю клейкую ленту.
Специальные инструменты и калибры для гитары
31. Зазубренный прямой край
При проверке грифа после того, как он был обработан, вам понадобится прямой край с зазубринами. Обычная прямая кромка будет измерять лады, в то время как зазубренная кромка пропустит лады и сядет на саму доску. Большинство из них поставляются с одной стороны с насечкой для шкалы 24,75 дюйма (628 мм), подходящей для гитар Gibson, а с другой стороны с насечкой для мензуры 25,5 дюйма (648 мм) для большинства Fenders.
Зазубренный прямой край
32. Датчик радиуса
Лучший способ проверить, достигли ли вы нужного радиуса. Также полезно при настройке гитары. Существует несколько типов, но разница более заметна при настройке, чем при сборке гитары.
Радиус Измерительный Квадратный
33. Проверка ладов
Чтобы проверить, действительно ли ваши лады ровные, вы должны проверить каждую комбинацию из трех последовательных ладов от порожка до последнего, желательно в трех местах.
Вставки и украшения
Я не буду вдаваться в подробности о вставках из списка “Обязательно иметь”, поскольку это целый ящик Пандоры с инструментами и техниками, зависящими от материалов и дизайна. Изящные вставки сами по себе являются искусством.
Заключение
Конечно, существует гораздо больше инструментов и вариаций, и когда дело доходит до расширения и улучшения вашей коллекции то вы можете ограничиться только лишь собственной фантазией. Однако я чувствую, что с помощью этого списка вы сможете быстрее понять суть гитаростроения быстрее и качественнее собрать свою первую гитару.