Charlie Parker

Чарли Паркер, человек, которого они прозвали «Птица», был одной из самых важных фигур в развитии джаза и, в частности, би-бопа. Это был вдумчивый джаз; тот факт, что он был саксофонистом, неограниченным аранжировками, сделал его мастером импровизации. Птица также был беспокойным человеком, в основе его проблем лежали наркотики и алкоголь, но, что более важно, он был гением, человеком, который изменил ход истории джаза.

«Чарли был фотографическим умом. Когда мы репетировали новую аранжировку, он один раз проигрывал свою партию, а когда мы были готовы сыграть ее во второй раз, он знал все по памяти ». Эрл Хайнс

https://youtu.be/P-ZoZ3BeQ2U

Чарльз Паркер-младший родился в джазовом колодце Канзас-Сити. Его отец, родившийся в семье матери-подростка, когда-то работал в бродячем шоу менестрелей. По общему мнению, у него было достойное детство, несмотря на то, что его отец больше интересовался азартными играми, чем воспитанием детей. К четырнадцати годам отец Чарли уехал, оставив заботливую мать воспитывать Чарли, и они жили в «джазовом районе» Канзас-Сити. Он был очарован музыкой и жизнью музыкантов, которых он видел на 12-й улице и в Вайн. В конце концов, его мать-уборщица наскребла достаточно, чтобы купить Чарли битый альт-саксофон подержанный.

К шестнадцати годам Чарли был женат, но играл в Канзас-Сити, где и когда мог. Даже тогда его увлекала любовь к импровизации, и однажды он попытался сыграть с кем-нибудь из группы графа Бэйси, но это закончилось унижением, когда Джо Джонс, барабанщик Бэйси, уронил свою тарелку на пол, показывая, что сессия окончена, и молодой Чарли был недостаточно хорош; он всегда злился на группу Бэйси.

Летом 1937 года он получил постоянную работу на курорте в горах Озарк, где, наконец, начал осваивать основы правильной игры. Пианист с группой научил его гармонии, и Чарли бесконечно слушал записи, анализируя соло и выучивая их наизусть. Попав в ДНК музыки, он смог вырваться на свободу и стать блестящим импровизатором.

Где-то в конце 1938 года Паркер уехал в Чикаго. В клубе 65, как и во многих других клубах, был танец на завтрак, на который собрались музыканты со всего города. По словам Билли Экстайна: «Подходит парень, который выглядит так, будто только что сошел с товарного вагона; самый свирепый парень. Он спрашивает Гуна Гарднера: «Скажи, мужик, я могу подойти и протрубить тебе в рог?» »Гуна больше интересовала женщина в баре, поэтому он просто отдал свой саксофон. По словам Экстайна: «Он все испортил. Это был Чарли Паркер, только что приехавший из Канзас-Сити. Паркеру было восемнадцать лет.

К 1940 году Паркер расстался со своей женой и присоединился к группе пианиста Джея МакШанна, где писал аранжировки, а также руководил секцией саксофона. Впервые кто-то за пределами клуба услышал, как Чарли затрубил в рог, был в ноябре 1940 года, когда McShann Combo услышали на радиостанции Уичито.

Шесть месяцев спустя Паркер был в Далласе и записывался с МакШанном на сеанс Decca; Помимо игры на альте, Чарли аранжировал “Hootie Blues”. В ноябре 1941 года квартет МакШанна записал больше сторон, и именно во время его работы с МакШанном он получил прозвище «Ярдбёрд», никто не может вспомнить, почему, и вскоре все стали звать его просто «Птица».

В Savoy Ballroom в январе 1942 года Чарли начал получать серьезное признание со стороны других музыкантов, особенно на некоторых внеурочных сессиях в Uptown House Монро; Однако не все понимали музыку Паркера. В том, что играл Чарли, не было гладкости обычных свинговых оркестров; многие просто слышали это как ноты в случайном порядке.

В 1943 году Паркер играл в группе Эрла Хайнса вместе с Диззи Гиллеспи; Хайнс вспоминает, насколько они были добросовестными: «Они носили с собой тетради и просматривали книги в гримерных, когда мы играли в театры». Именно с Хайнсом Паркер начал играть на тенор-саксофоне. Будучи родоначальником изобретения, Бадд Джонсон покинул Хайнс, поэтому требовался тенор. Сначала Паркер не мог привыкнуть к своему новому саксофону: «Черт возьми, эта штука слишком велика». По словам Чарли, он не мог этого «почувствовать».

В конце концов, группа Hines распалась, и Паркер несколько раз играл с группами Энди Кирка и Нобла Сиссла, а затем переехал в Чикаго, где Билли Экстайн нанял его в свою группу. Это длилось недолго, и к концу 1944 года Бёрд был сам по себе, хотя большую часть времени он проводил, играя с Диззи Гиллеспи в клубах на 52-й улице; запись была невозможна из-за запрета Союза музыкантов на запись пластинок, который действовал до сентября 1944 года. Примерно в это же время Паркер впервые встретил Майлза Дэвиса; это были непростые, но очень плодотворные отношения, и вместе с Диззи эти мужчины создали то, что мы теперь называем би-бопом.

К 1945 году группа Паркера и Гиллеспи была очень востребована, и в начале 1946 года они гастролировали по Калифорнии, но Берд часто пропадал, когда у них были концерты, что делало жизнь Диззи на сцене сложной. Диззи решил проблему, взяв с собой вибрафониста Милта Джексона, чтобы он заменил Чарли, когда тот пропал без вести. Помимо шестинедельного бронирования в джаз-клубе Билли Берга в Голливуде, они играли джаз в филармонии вместе с Лестером Янгом. В действительности Паркер даже опоздал на концерт в Филармонический зал, выйдя на сцену во время фортепианного соло, и когда Гиллеспи спросил: «Где ты был?», Паркер позволил своему саксофону говорить.

Когда бронирование в Лос-Анджелесе закончилось, Диззи направился обратно на восток, а Паркер остался в Калифорнии. Росс Рассел, модный владелец магазина звукозаписи в Голливуде и бывший писатель криминального чтива, обратился к Паркеру с предложением подписать контракт со звукозаписывающей компанией с лейблом, который он предложил создать. Первая сессия Dial Records состоялась в феврале 1946 года, и, несмотря на проблемы Чарли с героином, все прошло хорошо.

На мартовской сессии с септетом, в который входили Майлз Дэвис, Лаки Томпсон и Додо Мармароза, Паркер записал «Yardbird Suite» и «A Night In Tunisia»; Несмотря на проблемы Берда с наркотиками, это поворотный момент в современном джазе. К следующему июльскому сеансу его поставщик был арестован, поэтому Паркер, не имея героина, пил ведрами джин.

Паркер провел шесть месяцев в Государственной психиатрической больнице Камарильо, а к февралю 1947 года он вернулся в студию и звучал лучше, чем когда-либо. Он записал «Relaxing At Camarillo», «Stupendous», «Cool Blues» (с Эрроллом Гарнером на фортепиано) и «Bird’s Nest»; эти стороны, возможно, являются краеугольными камнями легенды Паркера. Паркер не только великолепно звучал, но и прекрасно выглядел, и после того, как он закончил в Лос-Анджелесе, он вернулся в Нью-Йорк.

Вернувшись на Восточное побережье, он сформировал новый квартет с Майлзом Дэвисом, герцогом Джорданом, Томми Поттером и Максом Роучем. Паркер, не теряя времени, вернулся в студию и записал еще несколько великих сторон осенью 1947 года. Затем последовали новые сессии, в результате которых была выпущена серия блестящих записей, дополненных выступлениями по всему городу, в том числе концертом в Карнеги-холле с Диззи. В начале 1949 года Берд впервые записался для лейбла Mercury под продюсированием Нормана Гранца с Machito And His Orchestra. Затем последовали новые сессии, и он появился на JATP в Карнеги-холле в феврале и снова в сентябре.

В ноябре он записал с оркестром Джимми Кэрролла то, что стало квинтэссенцией «Чарли Паркера со струнными» (1950); альбом только что прошел ремастеринг на Abbey Road и доступен на виниловой пластинке с оригинальной обложкой. В следующем месяце в Нью-Йорке открылся новый клуб; он был назван Birdland в честь саксофониста.

В следующем году, в июне, он записал – с Диззи Гиллеспи, Телониус Монк, Керли Рассел на басу и Бадди Ричем – стороны, которые составили классическую запись Bird And Diz (1956). В конце 1950 года состоялся визит в Европу, и Паркер, наконец, казалось, взял свою жизнь под контроль, даже если наркотики и выпивка никогда полностью не отсутствовали. В то время группа Паркера была великолепна, с участием молодого Джона Колтрейна и восхищающей публикой по обе стороны Атлантики.

В 1950 году он начал жить с танцором по имени Чан Ричардсон, несмотря на то, что женился на своей давней подруге Дорис только двумя годами ранее. У Чарли и Чана родилась дочь в 1951 году и сын в 1952 году. К сожалению, дочь Чарли умерла от пневмонии в 1954 году, что привело к окончательному упадку в сознании человека, чей разум был хрупким из-за жестокого обращения с собой. Примерно в это время проводились записи, но они были не лучшими, за исключением нескольких ярких моментов; лучший – “Джаз в Мэсси Холл” (1956).

В конце концов дела пошли так плохо, что ему даже запретили посещать Birdland. К сентябрю 1954 года у Берда случился нервный срыв; он даже пытался покончить жизнь самоубийством. Побывав в больнице, он снова встал на ноги и получил задание появиться в Birdland в марте 1955 года. Прежде чем он смог выполнить свою помолвку, он умер в доме покровительницы джаза баронессы Панноники де Кенигсвартер, где также проходил Телониус Монк. прочь, почти двадцать семь лет спустя.

Берду было тридцать четыре, когда он умер, но, согласно отчету о вскрытии, у него было тело человека старше пятидесяти. Жил быстро, умер молодым? Определенно, но попутно он помог сделать современный джаз таким, каким он является сегодня. Чтобы полностью оценить гений Берда, посмотрите «Птица: полный Чарли Паркер на Verve» (1990), он просто великолепен.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

С возвращением!

Войдите в свой аккаунт

Создайте новый аккаунт!

Заполните ниже форму регистрации

Восстановите пароль

Пожалуйста введите имя пользователя или email для сброса пароля

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x