В конце 70-х и начале 80-х годов “Новая волна” была универсальным термином для музыки, которая непосредственно следовала за панк-роком; часто этот термин охватывал и сам панк. Оглядываясь назад, стало ясно, что музыку, следующую за панком, можно более или менее разделить на две категории – пост-панк и новая волна.
Там, где пост-панк был художественным, сложным и вызывающим, новая волна была поп-музыкой, чистой и простой. Он сохранил свежую энергию и непочтительность панк-музыки, а также увлечение электроникой, стилем и искусством. Поэтому в “новой волне” было много стилистического разнообразия. Это означало нервный пауэр-поп таких групп, как XTC и Ник Лоу, но это также означало синтезаторных рокеров, таких как Гэри Нуман, или рок-возрожденцев, таких как Грэм Паркер и Рокпайл.
Там были острые авторы песен новой волны, такие как Элвис Костелло, поп-группы, такие как Squeeze, крутые рок-н-роллы, такие как the Pretenders, поп-регги, такие как the Police, мейнстрим-рокеры, такие как the Cars, и возрожденцы ска, такие как Specials и Madness. Какими бы важными ни были эти крупные артисты, во время ранней новой волны также появилось бесчисленное множество чудес с одним хитом. Эти группы с одним хитом были столь же разнообразны, как и основные исполнители, но все они разделяли любовь к поп-ху, модернистскому, синтезированному производству и увлечение тем, что они немного левее центра.
К началу 80-х “новая волна” описывала почти каждого нового поп-/рок-исполнителя, особенно тех, кто использовал синтезаторы, такие как Human League и Duran Duran. “Новая волна” получила толчок в начале 80-х годов благодаря MTV, который транслировал бесконечные часы видео “новой волны”, чтобы оставаться в эфире. Поэтому новая волна получила вторую жизнь в 1982 году, когда она, вероятно, вымерла бы. Вместо этого 1982 и 1983 годы были годами бума для лощеных нарядов новой волны MTV-радио, таких как Culture Club, Adam Ant, Балет Шпандау, Стрижка 100 и Стая чаек.
Новая волна окончательно угасла в 1984 году, когда признанные артисты начали снимать профессиональные видео, и появился новый урожай гитарно-ориентированных групп, таких как the Smiths и R.E.M., чтобы привлечь внимание поклонников студенческого радио и андеграундного рока. Тем не менее, “Новая волна” оказалась более влиятельной, чем предполагали многие ее критики, поскольку в середине 90-х доминировали группы – от Blur до Weezer – которые были воспитаны на музыке.