Что такое панорамирование? Значение этой функции в сведении трека является основополагающим. Проще говоря — это расположение музыкальных инструментов в пространстве. Имеется ввиду в музыкальном пространстве.

По умолчанию источник звука находится в центре (центральном канале) и мы можем расположить его, по нашему усмотрению, слева, справа, спереди и сзади в горизонтальной плоскости.

Что такое панорамирование

Панорамирование определяется по координатам оси X, Y и Z. Ось X — горизонталь, ось Y — вертикаль и ось Z определяет удаленность звука, что в свою очередь достигается эффектами задержки, например реверберация. Положение звучания по оси Y определяется динамической обработкой, например компрессором.

Виды источников звука

Существует два вида источника звука: моно — точечные, и области звука — звук, который находится в определенном месте акустического пространства.

По оси Y — определяется высота звука, его динамические характеристики. Прозрачная стрелка обозначает позицию сигнала в звуковой сцене (удаленность).

На рисунке изображено два инструмента — гитара и рояль. У гитары значение X3 — она записана в моно, т.е. это точечный источник звука. Звук рояля снимался двумя микрофонами, слева и справа (стерео). Эти два сигнала панорамированы.

Панорамирование в виртуальных студиях

Мы будем рассматривать панорамирование на модели, показанной на изображении выше. Работать будем в Steinberg Cubase , поскольку эта студия одна из самых популярных. У нас есть моно-трек гитары. При помощи регулирующего ползунка панорамы вы можете расположить инструмент в нужном месте акустического пространства. Давайте установим панораму гитары на уровне R60.

регулятор панорамы в cubase
регулятор панорамы

С роялем ситуация будет немного другая. Здесь мы имеем стерео-запись, поэтому рояль будет помещен в стерео-трек. Нужно знать и учитывать то, что в стерео-треках при регулировки панорамы, вы всего лишь делаете громче либо тише правый или левый канал. А это не совсем то, что нам нужно.

Способы панорамирования стерео-треков:

Первый способ: во многих, но не во всех виртуальных студиях имеется функция «Stereo Dual Panner» или комбинированная панорама — «Stereo Combined Panner». Нам нужно включить в стерео-балансе функцию стерео-панорамирования. Для этого в регуляторе необходимо выбрать нужный пункт:

Второй способ: заключается в импортировании трека в качестве Stereo Split, т.е. мы берем два монофонических трека с левым и правым каналом и присваиваем этим трекам значение панорамы, каждому свое. SplitStereo осуществляется следующим способом. File -> Import -> Audio File, напротив пункта «Split Channels« устанавливаем галочку, затем жмем «Different tracks» и делим стерео трек на два моно.

Добавляем в секвенсор наших два SplitStereo трека.

И третий способ: использование плагинов панорамирования, таких форматов как RTAS, VST и др. Это могут быть плагины: Retro Sampling BALANCE, Waves S1 Stereo Imager, а также Sleepy Time Records Dual Panner, Flux Stereo Tool, и многие др. Разобраться в них вам не составит труда.

Сейчас мы будем работать с классическим канальным регулятором. Установим для рояля значения панорамирования в L80 (левый канал) и R30 (правый канал). И послушаем аудио пример.

Решение задач панорамирования

Для чего нужно панорамирование? Ниже перечислены главные задачи:

  • создание спецэффектов.
  • балансировка левого и правого канала;
  • облегчение и добавление прозрачности микса, не теряя при этом замысел произведения;
  • распределение звука в акустическом пространстве;

Ниже на изображении представлен вариант расположения инструментов в акустическом пространстве. Перед сведением трека представляйте, а лучше обозначьте графически на бумаге расположения инструментов в вашем миксе.

Создав эскиз, распределяйте панораму в соответствии с вашей задумкой. Опирайтесь только на свое воображение и конечно только на слух. Очень важно знать и понимать, что в ширине акустического пространства имеется ограничение, равное 60°. Если образовать равносторонний треугольник между слушателем и двумя стерео колонками, то это будет идеальное расположение источника звука для слушателя.

2. Обеспечение максимальной прозрачности звуковой картины. Что в данном случае означает «прозрачность» и каковы причины «мутности» микса?

Одна из основных проблем — это маскировка звука. Если источники звука имеют похожие характеристики тембра и частот, и звучат они из одной точки акустического пространства, то четко их отделить у нас не получится. Чтобы лучше понять данную проблему, приведем пример из повседневной жизни. Допустим, что вы говорите по телефону у себя в квартире и решили одновременно помыть яблоко. Открыв кран вы понимаете, что перестали слышать то, что говорят в трубке.

А вот если бы на фоне вашего разговора звучала стиральная машина, даже если и гораздо громче, то вы бы все слышали четко. Секрет прост — шум воды из крана близок по частотам звуку, доносящемуся из телефона и поэтому происходит маскировка частот звучащих с него.

В аудио-примере, представленном ниже наглядно продемонстрирован эффект маскировки.

Ниже список инструментов, которые не панорамированы (звучат в центре), в связи с чем микс стал грязным и мутным.

  1. Lead с эффектом distortion и добавлением Ping-Pong Delay .
  2. Электронный бас
  3. Электроорган;
  4. Ритм-гитара с эффектом Crunch;

Тембр всех инструментов достаточно схож, что затрудняет читаемость каждого из них по отдельности. Малый и Clap также маскируют некоторые доли хэта.

Приступим к сведению к минимуму эффекта маскировки. Поработаем с хэтом. Разводим 2 основных хай-хета влево и вправо на 5 минут, дополнительные хэты на десять минут влево.

Поскольку Лид (lead) — это основная мелодия, мы расположим ее в центре. Моно-трек электрогитары установим наполовину влево, а стерео-трек органа на столько же вправо. И послушаем результат:

Таким образом мы смогли добиться прозрачности и основные инструменты стали звучать четко.

  1. Балансировка левого и правого канала. Следите за балансом, а отклонения можно определить либо на слух, либо смотрите в мастер секцию на индикатор.

4. Создание спецэффектов. Движение звука в пространстве — вот что имеется ввиду. Есть автоматическое (циклическое) движение (Auto-Panner) и произвольное. Auto-Panner очень часто применяется для клавишных (Rhodes) , создания эффекта реверсной тарелки и др. Могут использоваться вместе с такими эффектами как хорус, фленжер или фэйзер, благодаря чему получается просто невероятное звучание.

Также очень эффектно звучит переход из одного канала в другой. Например это можно применить к Noise Sweep (раскрывающийся белый шум). Очень часто используют в танцевальной музыке. А выполнить данный элемент можно при помощи автоматизации в той программе, в которой вы работаете (например Cubase).

Как правильно панорамировать

Это всего лишь личное мнение, а что и как делать решать только вам. Полагайтесь на слух и творческое воображение.

1. В центре должны находиться бочка и малый, бас и вокал. Какие либо эксперименты с панорамированием бочки и баса могут конкретно испортить микс. Партия вокала главная, поэтому она в центре. Также это относится и к любым солирующим партиям (лид, гитарное соло).

2. Элементы ударной установки располагают в звуковом пространстве так, как они находятся в реальности. Пример показан на изображении выше. По тому же принципу панорамируется клавиши, ансамбли и оркестры.

3. Как уже говорилось, соблюдайте баланс обоих каналов. Не допускайте дисбаланса и смещения звуковой энергии.

4. Никогда не распределяйте инструменты в акустическом пространстве на 100 процентов влево или вправо. Сузив ширину акустических и синтетических стереоинструментов и бек-вокала, у вас будет больше свободного места для использования стерео-эффектов delay, reverb, chorus, flanger и др.

5. Чтобы добиться еще большей прозрачности в определенных частях микса пользуйтесь автоматизацией панорамы. .

6. Применяйте Auto-Panner — это придаст звучанию инструмента больше движения и читаемости.

Поделиться

0 комментариев

Добавить комментарий