Посадка и постановка рук на бас-гитаре

Меню

 

Одним из важных нюансов в самом начале обучения является постановка рук на бас-гитаре и положение инструмента относительно тела. Этот нюанс заключается в том, чтобы положение бас гитары не изменялось, при занятиях сидя и при игре стоя. Этого можно достичь, правильно подобрав длину ремня. Таким образом, формируется неизменная постановка обеих рук на бас гитаре. Если же вы занимаетесь дома сидя, а на репетиции или концерте изменяете положение баса, то постановка рук меняется, что может привести к потери скорости, дискомфорту в игре, и даже травмам рук.

 

постановка рук на бас-гитаре
постановка рук на бас-гитаре

Интересный факт: Изначально Лео Фендер, который создал первую бас-гитару (Fender Precision bass 1951) планировал играть на ней большим пальцем правой руки, а для упора остальных пальцев предусматривался порожек.

 

fender

Fender Precision Bass – 1951 г

Однако сформировался основной способ извлечения звука на бас-гитаре правой рукой, когда струна звучит от щипка указательного и среднего пальца правой руки, попеременно сменяя друг друга. Обозначения пальцев рук:

 

постановка рук на бас гитаре

Обозначения пальцев правой руки происходят от их испанских названий (p – pulgar, i – index, m – medium, a – anular, e – extremo.)

Первыми исполнителя на бас-гитаре были музыканты, играющие на контрабасе или на гитаре, поэтому и техника исполнения на этом инструменте сформировалась подобно этим двум инструментам и приобрела свои характерные особенности. Так левая рука идентична классической гитарной постановке. А правая рука извлекает звук не ногтем, а подушечками пальцев, на которых со временем образуется мозолистое уплотнение, способствующее извлечению более качественного звука.

И в отличие от гитарного щипка пальцев правой руки способом тирандо – это когда палец движется без опоры на соседнюю струну (т.е. при звукоизвлечении палец не касается других струн кроме той, на которой звук извлекается), на бас-гитаре используется – апояндо – это когда палец, извлекая звук на первой (к примеру) струне, останавливается после звукоизвлечения на второй струне.

 

Апояндо

 

Постановка правой руки

Большой палец правой руки служит опорой для кисти, всегда находясь на звукоснимателе или низкой струне. А в случаях игры на верхних струнах, он работает как дополнительный демпфер, не давая возникать нежелательным обертонам на нижних струнах (особенно это характерно для 5 и 6-струнных инструментов).

 

Постановка правой руки

 

постановка рук на бас-гитаре

Предплечье правой руки расслаблено и лежит на корпусе инструмента примерно посередине своей длины, так чтобы можно было легко доставать до любой струны, и в тоже время сильно не меняя это положение. Указательный или средний палец, извлекший звук на одной струне, доходит до «нижней» струны, упираясь в неё, это создаёт дополнительную опору для другого пальца и позволяет получить качественный звук.

Это необходимо учитывать для получения точной, активной работы пальцев, элементарной экономии движений. При двухпальцевой техники звукоизвлечения звук извлекается попеременным чередованием указательного (i) и среднего (m) пальцев вверх и вовнутрь ладони. Эти движения следует хорошо закрепить для получения правильной артикуляции: ровности исполнения и звукового баланса сильных и слабых долей.

 

постановка рук на бас-гитаре

 

 

постановка рук на бас гитаре

 

постановка рук на бас гитаре

 

В начале обучения следует обязательно и как можно чаще анализировать каким пальцем мы играем сильную долю, как аппликатура меняется при исполнении пунктирного штриха или синкопы. Как правило, исполнение сильной доли выполняется первым (указательным) пальцем, слабая доля извлекается соответственно вторым (средним) пальцем. При этом для чётных пульсаций характерно наличие сильной доли на первый палец. А в триольной пульсации акценты поочерёдно меняются (imi-mim-imi-mim.)

 

 

Упражнение 1

 

Упражнения для бас гитары

 

Упражнение 2

 

Упражнения для бас гитары

 

Упражнение 3

 

Упражнения для бас гитары

 

Упражнение 4

 

Упражнения для бас гитары

При переходе с верхней струны вниз на следующую, необходимо левой рукой приглушить отзвучавшую струну, чтобы не возникало ненужных интервалов.

Дополнительные Упражнения для бас гитары

Немаловажно и выбор места расположения правой руки: у бриджа, среднего звукоснимателя и игра у грифа. Звукоизвлечение в этих трёх позициях позволяет достичь принципиально разного тембра и качества атаки, что необходимо для игры в разных стилях. Звукоизвлечение у грифа позволит добиваться более «густого, плотного» тембра и долгого сустейна, что характерно для балладных, медленных стилей, также часто применяется в игре на безладовом инструменте для достижения типичного, “мяукающего” звучания.

 

постановка рук на бас гитаре

Звукоизвлечение у бриджа позволит добиться “сухого и чёткого” тембра, характерного для более подвижных басовых партий, с хорошо прочитываемой звуковысотностью. Чаще используется для исполнения стиля фанк.

Звукоизвлечение в середине даст соответственно достаточно универсальный тембр. Поэтому это положение чаще всего используется басистами в своей игре.

Безусловно, у каждого музыканта формируется индивидуальная постановка рук на бас гитаре, в связи с физиологическими отличиями, основываясь на характерные особенности своего инструмента, стиля в котором он играет, а также личным удобством.

 

Постановка левой руки

Также как и у правой руки, большой палец является опорой, он упирается в заднюю часть грифа, напротив первого и второго пальца, что придаёт руке достаточную устойчивость. При этом все связки руки (кисть, запястье, предплечье и плечо) должны находиться в расслабленном состоянии. И стараться как можно чаще при домашних занятиях это контролировать.

 

Левая рука

 

 

Струну следует прижимать перпендикулярно кончиком пальца в правой части лада (ближе к металлической полоске лада), в противном случае могут возникать нежелательные призвуки, дребезжание. Левую руку следует приучить к позиции – это когда каждый палец находится над своим ладом, готовый зажать его. Такое расположение пальцев над ладами называется игрой в позиции. Чтобы к этому приучить пальцы левой руки, прижимайте все пальцы сразу и фиксируйте так положение руки в течение нескольких минут. Затем добавляйте правую руку, извлекая каждый звук последовательно.

 

В заключение хочется отметить, что данная постановка левой и правой рук являются универсальными, её используют большинство профессиональных басистов во всём мире. Отработав и закрепив навыки такого исполнения, вы гарантированно справитесь и со сложными ритмическими вариациями разных стилей музыки и с различными темпами, скоростями композиций. Но в тоже время существуют и исключения из правил, тому пример басист Quintin Berry, у которого довольно экзотическое положение самого инструмента и соответственно постановка, но при этом качество звука не теряется, а даже приобретает свою уникальность. Поэтому не бойтесь экспериментировать, пробовать новое и искать своё.

victor wooten

 

Quintin Berry

 

Пример экзотической постановки рук и «классической». Quintin Berry и Victor Wooten

 

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

С возвращением!

Войдите в свой аккаунт

Создайте новый аккаунт!

Заполните ниже форму регистрации

Восстановите пароль

Пожалуйста введите имя пользователя или email для сброса пароля

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x