Между 1966 и 1971 годами The Doors были, пожалуй, самой важной и успешной рок-группой Америки. С их ультра-харизматичным и дико непредсказуемым певцом – эти черты часто идут рука об руку – Джим Моррисон, выступающий в роли секс-символа, шамана и талисмана восстания, музыка The Doors звучала саундтреком к Западному побережью, когда оно переходило от психоделического блаженства к буйному бунту.
Когда Моррисона стали критиковать за его выходки и частые попытки злоупотребить алкоголем, The Doors столкнулись с внутренним напряжением, которое только сделало их альбомы сильнее. Одноименный дебют и последовавший за ним Strange Days (оба 1967 года) были наглядными уроками по написанию великолепных песен с удивительно разнообразным музыкальным фоном, предоставленным клавишником Рэем Манзареком, гитаристом Робби Кригером и барабанщиком Джоном Денсмором. Латинские ритмы, джазовые вампиры и модернизированный гаражный панк были в миксе, а Моррисон стал катализатором того, что стало своего рода осадным менталитетом, кульминацией которого стал его арест в Майами в 1969 году .
Это мероприятие в Dinner Key Auditorium угрожало убить группу, но они вернулись чтобы отправиться в тур, задокументированный на Absolutely Live. Смерть Моррисона в Париже при весьма подозрительных обстоятельствах – скорее всего, от передозировки героина – совпала с классическим финальным альбомом его 27-летнего пребывания на этой планете, пропитанной блюзом LA Woman, чья песня Riders On The Storm стала его эпитафией.
Легенды и репутация The Doors с тех пор сильно колебались, и многие утверждали, что Джимбо был больше притворством, чем шаманом, но настоящие фанаты никогда не соглашались на это. Если не обращать внимания на шумиху – большую часть которой из-за умышленной насмешки певца – записанные свидетельства (более 100 миллионов продаж) очевидны. Музыкальная сцена была бы намного менее красочной без The Doors – и в особенности без Моррисона.
Сформированный в Лос-Анджелесе в 1965 году выпускниками фильма UCLA Джимом Моррисоном и Рэем Манзареком, классический состав Doors достиг своего успеха, когда Денсмор и Кригер (кстати, настоящие Los Angelinos) заменили Transcendental Meditation на ударные и гитарные обязанности соответственно. Моррисон был из Флориды, сын высокопоставленного морского офицера, но предпочитал не иметь постоянного места жительства, в то время как старший Манзарек был родом из Чикаго и с самого начала формировал стиль группы.
Проходя через клубы Лос-Анджелеса, такие как London Fog и Whisky A Go-Go, квартет привлек внимание босса Elektra Яка Хольцмана, который сделал их своей звездой и своим главным приоритетом. The Doors разместили первые рекламные щиты на Sunset Strip для их одноименного дебютного альбома, который включал «Break On Through (To the Other Side)» и культовый хит «Light My Fire», последний из которых был продан за миллионов копий и стал первым номером группы. Написанная в основном Кригером с лирическими поправками Моррисона, «Light My Fire» была их фирменной мелодией, хотя иногда Джим считал ее пугающей, когда он боролся с переходом от кумира подростков к серьезному артисту.
Это были не все трехминутные поп-песни. «Конец» (чей мотив греческой трагедии заставил их выбросить их из виски) и «Когда музыка кончилась» были созданы, чтобы освободить место. Однако эти дикие поездки были приглушены к фильму «В ожидании солнца» (1968), почти пасторальному роману с моментами пробуждения, такими как «Пять на один» и «Неизвестный солдат», прообразом как демонических преступлений семьи Чарльза Мэнсона, так и растущего волна волнений из-за войны во Вьетнаме.
Сам Моррисон, казалось, неоднозначно относился к протесту и политике, предпочитая паб полемике по своей природе и, прежде всего, поэзии, отсюда и его длинная форма ‘Celebration Of The Lizard’, песня, которую так и не нашли в студии, но время от времени доставляла удовольствие живой публике. .
Поклонники были сбиты с толку фильмом The Soft Parade (1969), который появился в то время, когда музыканты в группе использовали внутреннюю демократию, чтобы попытаться обуздать более возмутительные выходки Джима. Джазово-блюзовые мотивы альбома не воспринимались ни как рыба, ни как птица, но фанатикам нравится разрастание заглавной песни, в которой Моррисон заимствует у Т.С. Элиота и «Золотую ветку» Джеймса Фрейзера (в разделе «Не прикасаться к Земле»). . В другом месте, легкая весна «Touch Me», «Easy Ride» и элегическая «Wishful Sinful» заставила певца напевать свой лучший Фрэнк Синатра: баритон в коричневых кожаных штанах.
Отель Morrison Hotel 1970 года был записан после инцидента в Майами и имел потрясающий успех. “Roadhouse Blues”, “Peace Frog”, “Land Ho!” а в «Мэгги МакГилл» Моррисон был отчасти ренегатом, а отчасти – морской солью: пьяным, наплевательским негодяем с оттенком кельтской болтовни, чтобы заквашить мистику американского поэта. Получивший широкую хвалу в Штатах, где Дэйв Марш из Creem назвал его «самым ужасающим рок-н-роллом, который я когда-либо слышал, когда они хороши, они просто непобедимы», Morrison Hotel также занял первое место в чартах The Doors. Великобритания, где она достигла 12-го места.
Появившийся этим летом Absolutely Live (позже переизданный как In Concert) представляет собой полный отчет о концертах, проведенных в Нью-Йорке, Филадельфии, Питтсбурге и Детройте. С их звездой все еще на восточном побережье (в других местах промоутеры опасались сдавать свои залы в аренду Моррисону), набор предлагает понимание группы на пике их возможностей, с образцовой версией ‘Who Do You Love?’ Бо Диддли? , “Alabama Song (Whisky Bar)” Брехта и Вайля и напуганный оригинальный “Universal Mind” группы, акцентирующий звуковой хаос. Атмосфера у ринга ощутима, даже несмотря на то, что записи были сделаны на элементарном восьмидорожечном оборудовании.
Студийный сборник 1970-х годов 13 (обратите внимание на изображение оккультного мастера Алистера Кроули на задней обложке) был одним из тех релизов над моим мертвым телом для Моррисона, который ранее боролся против того, чтобы ‘Light My Fire’ появлялся в Buick. Опель коммерческий. (Оба, на самом деле, произошли.)
К концу года Моррисон был в плохом физическом и эмоциональном состоянии, и давний продюсер Пол А. Ротшильд покинул лоно. Классифицируя первых вампиров для «Riders On The Storm» и «Love Her Madly» как «ужасное коктейльное музыкальное лаунж-дерьмо», он отказался продюсировать альбом, который впоследствии стал LA Woman, хотя некоторые фанаты считали, что Ротшильд отвлекся от внимания. однажды он связался с Дженис Джоплин – мощной певицей, которая, кстати, была собутыльником Моррисона.
По иронии судьбы, оба эти трека были выпущены как синглы – и оба стали хитами, хотя «Riders On The Storm» обрела посмертный успех после того, как Моррисон умер в Париже 3 июля 1971 года. Если эта песня – частично под влиянием серийного убийцы Билли Кука – подчеркивала темная сторона The Doors, а затем заглавный трек LA Woman, была ликующей песней над изнанкой нуара City Of Angels. В своей последней роли Моррисон сыграл мистера Моджо Рисина, анаграмму его имени, которая стала прозвищем в наши дни, чтобы соответствовать более ранним субрикетам «Король ящеров» и подростковому тегу «Король оргазмического рока». Возможно, он был объединением всех троих.
После смерти Моррисона три оставшихся Doors продолжали мужественно исполнять неутешительные Other Voices и Full Circle, отмеченные отличной игрой, но лишенные огня своего бывшего лидера.
Семь лет спустя они исправили это в какой-то степени с помощью «Американской молитвы» – аудиоколлажа, включающего поэтические концерты Моррисона, джем-сейшны и отрывки из неизданного фильма певца «HWY: американская пастораль». Последний стал образцом для документального фильма 2009 года «Когда ты странный». Между прочим, Моррисон обратился к маэстро саундтрека Лало Шифрину, чтобы записать свои целлулоидные приключения и стихи в свободной форме, прежде чем покинуть страну, чтобы присоединиться к своей партнерше Памеле Курсон в Париже.
После его смерти The Doors вновь собрались в различных живых обличьях, а несколько компиляций и множество концертных альбомов из хранилищ порадуют поклонников. Рекомендуется Boot Yer Butt! The Doors Bootlegs, Live In Detroit, Live In Boston и Live At The Matrix 1967, а также щедрый бокс-сет London Fog 1966, который мы вернулись к началу, когда стандарты блюза засоряли сет, а Моррисон все еще был настолько застенчивым, что часто выступал с его спиной к аудитории.
Это длилось недолго. Оглядываясь назад, можно было подумать, что Моррисон движется по траектории к катастрофе; мог ли он когда-нибудь привести в порядок свой поступок, никто не знает. Что известно, так это то, что The Doors оставили после себя великолепное наследие в виде шести студийных альбомов, которые всегда можно сыграть, и они искренне ответят на просьбу: «Прорыв на другую сторону».