Луи Армстронг был суперзвездой задолго до того, как Энди Уорхол популяризировал эту фразу. Попс посетил больше стран по всему миру, чем любой из его современников, в то время как зарубежные поездки музыкантов были заголовками новостей; тот факт, что Луи Армстронг был джазменом, делает его достижения замечательными. Как черный человек – совершенно определенно рожденный не по ту сторону трасс – это делает его достижения уникальными. И как сказал Майлз Дэвис: «Нельзя играть на валторне, на которой не играл Луи».
Человек, который стал известен во всем мире как «Сатчмо», был послом радости и счастья. Его труба, его улыбка, его смех и его готовность «жить для этой публики» – все это помогло сделать его иконой 20-го века. Он также был выдающимся трубачом, чьи технические знания и гений его музыкального воображения сделали его образцом практически для каждого джазового музыканта с конца 1920-х годов до начала Второй мировой войны и после.
Создатель документальных фильмов Кен Бернс в своей серии о джазе сказал: «Армстронг для музыки – то же самое, что Эйнштейн для физики, а братья Райт – для путешествий».
Как и следовало ожидать от человека, который так долго записывался, у Луи Армстронга огромный каталог, полный отличной музыки. Важно знать, с чего начать. Лучше всего познакомиться с его долгой карьерой можно в «Луи – Лучшее из Луи Армстронга» или на 4CD-наборе, Ambassador of Jazz, который включает в себя недавно обнаруженный неизданный материал, и захватывающее часовое интервью с Satchmo. Его альбомы с Ella Fitzgerald, Ella & Louis и Ella & Louis Again определяют, что значит исполнять джазовый дуэт. Точно так же Луи Армстронг встречает Оскара Петерсона – еще одно проявление гениальности.
Когда Луи Армстронга попросили дать определение джазу, он сказал. «Джаз – это то, чем я зарабатываю на жизнь». Немногие люди зарабатывали на жизнь, отдавая так много так многим. Его врожденное понимание своего инструмента и того, как сочетать свою музыкальность с его вокалом, в сочетании с его большой индивидуальностью, делают его неотразимым для миллионов людей во всем мире.
От своей первой записи в качестве второго корнетиста в креольском джаз-бэнде короля Оливера в апреле 1923 года до своего последнего публичного выступления в нью-йоркском Waldorf Astoria в марте 1971 года Луи Армстронг всегда понимал, что он был здесь, чтобы «нравиться людям». Его записанное наследие огромно, и в руках Армстронга даже посредственный материал часто преуспевал в превращении в великий джаз.
Но есть люди, особенно младше «определенного возраста», которые думают об Армстронге как о человеке, который спел «Это чудесный мир» на тему фильма о Бонде или «Привет, Долли» – голос из саундтрека к фильму или аккомпанемента. трек к телерекламу. Услышав эти, для некоторых преувеличенных, песни, они открыли для себя его богатое музыкальное наследие, но все же есть такие, которые не могут распознать замечательную музыкальность Армстронга.
Луи Армстронг получил звезду на голливудской аллее славы Развлекаемся: чудесный мир Бинга Кросби и Луи Армстронга История создания «Удивительного мира» Луи Армстронга Луи Армстронг: Мальчик из глухого города День рождения Луи Армстронга выходит на улицу Высшее общество’
Изучив свое мастерство в колыбели джаза, он покинул Новый Орлеан, чтобы присоединиться к группе короля Оливера в Чикаго, но ушел в 1924 году, чтобы играть с оркестром Флетчера Хендерсона в Нью-Йорке. Хендерсон впервые записался летом 1921 года, и всего через неделю после того, как к нему присоединился Луи, группа из одиннадцати человек находилась в нью-йоркской студии для записи двух партий. Неделей позже они сыграли четыре стороны, включая замечательную «Shanghai Shuffle» в аранжировке члена группы, кларнетиста и саксофониста Дона Редмана; Попс оставался с Хендерсоном в течение года, прежде чем вернуться в Чикаго, чтобы создать свою собственную группу. Некоторые из лучших записей Армстронга этих ранних лет можно найти на The Ultimate Collection.
Это было в ноябре 1925 года, когда Луи вместе со своей второй женой, Лил, Кид Ори на тромбоне, Джонни Доддс на кларнете и Джонни Сен-Сир, банджоист, были в студии в Чикаго для записи. OKeh Records, продаваемые по 75 центов каждая, выпустили «Well I’m in the Barrel» и «Gut Bucket Blues»; это было начало одного из самых захватывающих этапов в истории джаза – легендарных Hot Fives и Hot Sevens Луи Армстронга.
На рассвете 1929 года он был объявлен как Луи Армстронг и его оркестр. В марте 1929 года Луи и его оркестр записали ‘Knockin’ A Jug ‘на своей первой сессии с участием как черных, так и белых музыкантов – Джека Тигардена на тромбоне, Хэппи Колдуэлла на теноровом саксофоне, Джо Салливана, фортепиано, Кайзера Маршалла на барабанах и блестящего Эдди Лэнга. на гитаре. Эта удивительно яркая мелодия была написана в студии и является последней из того, что принято называть «Горячими пятерками и семерками».
В 1932 году Армстронг совершил поездку по Великобритании и Европе, не первый крупный джазовый музыкант, посетивший Великобританию, поскольку Джимми Дорси и Банни Бериган гастролировали в 1930 году, но Луи определенно пользовался наибольшей репутацией среди музыкантов и любителей «горячей музыки». На протяжении 1930-х годов репутация Армстронга несколько запятнала, поскольку его записи считались безопасными, а его появление в фильмах в стереотипных ролях для чернокожего исполнителя в Голливуде, казалось, уводило его еще дальше от джаза.
К 1939 году успехи Армстронга, которых было немного, были связаны с римейками его классических произведений, включая «Вест-Энд Блюз» и «Савойский блюз», а также стойким новоорлеанским «Когда святые идут маршем». В годы войны записи Армстронга Decca продавались, но не очень хорошо, и только переупакованные Hot Fives and Sevens под руководством продюсера Джорджа Авакяна, казалось, понравились поклонникам джаза.
По мере того как война подходила к концу, джаз двигался в новом направлении, молодые музыканты стремились изменить то, что они считали «традиционным» джазом, который казался им скучным и скучным. Луи нанял некоторых из этих молодых игроков, в том числе Декстера Гордона, который стал одним из самых уважаемых тенор-саксофонистов своего поколения.
Сорок пять лет – не самое подходящее время для карьерного роста, но именно это случилось с Луи, когда он отыграл знаменательный концерт в ратуше в Нью-Йорке в мае с небольшой группой великих джазовых музыкантов. Вскоре он играл в Карнеги-холле, престижном месте, где он до сих пор только проезжал, со своими «All Stars» – Джеком Тигарденом, Барни Бигардом, Диком Кэри, басистом Арвеллом Шоу, Большим Сидом Катлеттом и певицей Велмой Миддлтон; две недели спустя они были в Симфоническом зале Бостона, концерт, который, к счастью, был записан для потомков и выпущен как Satchmo At Symphony Hall.
В течение 1950-х All Stars со сменяющимся составом регулярно записывались с Армстронгом, но он также проводил сессии со студийными оркестрами над более популярным поп-материалом с его уникальным голосом. Луи впервые записался для Verve в августе 1956 года, чтобы записать потрясающий набор дуэтов с Эллой Фицджеральд. Менее чем через год он и Элла снова вернулись к записи, которая стала альбомом Ella & Louis Again.
После сессий с Эллой над тем, что стало их вторым альбомом, был марафонный день записи с оркестром под управлением Рассела Гарсиа, в результате чего было выпущено два альбома: I Got The World On A String и Louis Under The Stars. После четырехдневного отдыха пятьдесят шестилетний Луи снова оказался в студии, снова с Эллой, записывая «Порги и Бесс» вместе с Расселом Гарсиа. Еще до конца года Попс и Оскар Петерсон записали совместный альбом под названием «Луи Армстронг встречает Оскара Петерсона». Полная дневная запись сессий Оскара Петерсона доступна для скачивания только как A Day With Satchmo. Это захватывающее представление о процессе создания записи.
В течение 1960-х, после сердечного приступа в 1959 году, Луи немного притормозил, но по иронии судьбы именно тогда он записал большую часть своего самого известного материала: «What A Wonderful World», «Hello Dolly» и «We Have». Все время в мире’.
6 июля 1971 года Луи Армстронг скончался во сне дома в Короне – Люсиль, его четвертая жена, нашла его мертвым в своей постели. Два дня спустя он лежал в штате Нью-Йорк, где 25–30 000 скорбящих прошли мимо его гроба. Все из Jazz были на его похоронах – Пегги Ли спела Lords Prayer – после чего Луи был похоронен на кладбище Флашинг в Квинсе, всего в нескольких милях от его дома в Короне.
Жизнь Луи Армстронга не обошлась без разногласий. Он был женат четыре раза, имел романы, курил «магглов» (марихуану) большую часть своей трудовой жизни и расстроил некоторых чернокожих, которые обвинили его в том, что он продавался белой аудитории, которая эксплуатировала его подход «дяди Тома» к развлечениям. Позже Билли Холлидей дала свой уникальный взгляд на Армстронга, сказав. «Конечно, поп-томы, но он-то от души».
Его фотография красовалась на обложках журналов Time и Life, а журнал Variety назвал его одним из «100 лучших артистов» 20-го века; Время отметило его как одного из 100 самых влиятельных людей века. Он был первым человеком, удостоенным чести в Зале славы мрачного джаза; он в Зале славы рок-н-ролла и Зале славы джаза ASCAP. В 1972 году он был посмертно удостоен премии «Грэмми» за заслуги перед жанром. Возможно, больше всего Луи получил признание, когда город Новый Орлеан переименовал свой международный аэропорт в его честь.
Луи Армстронг… певец, трубач, суперзвезда.