Фрэнк Винсент Заппа вложил в свои 52 года на этой планете такое смехотворное количество великолепной музыки, что нам, честно говоря, понадобится не одна книга, а несколько томов, чтобы отдать ему должное. Так что, пожалуйста, извините, что может быть только экскурсия по свистку. В конце концов, при его жизни, а затем и посмертно мы можем послать вам около 100 отдельных записей, десятки классных компиляций, пригоршню синглов, несколько супер редких и изобилие трибьют-альбомов. Его наследие столь же обширно: Пол Маккартни признал, что Sgt. Группа Pepper’s Lonely Hearts Club была частично вдохновлена альбомом Freak Out! и его работы коснулись главных героев авангарда, индастриала, неоклассицизма и театрального рока.
Один из немногих артистов, работающих в рок- или пост-рок-среде, заслуживающих эпитета гения, Заппа, возможно, начал с того, что высмеивал истеблишмент и контркультуру с разной степенью яда, но он действительно был сторонником свободы слова и личных интересов. выбора и был вполне готов принять любые колкости, которые встречались у него на пути, так же как он бесстрашно перевернул камень Америки, чтобы увидеть, что лежит под ним. Отмеченный бархатными революционерами в Праге, он стал другом Вацлава Гавела и, по более повседневным соображениям, был избран в высшие эшелоны величайших гитаристов всех времен журнала Rolling Stone. Металл, поп, рок, блюз, свободная форма в стиле Альберта Эйлера и классические кивки Игорю Стравинскому, Эдгару Варезе и Антону Веберу – все в его рамках, и его собственное влияние далеко выходит за рамки коммерческого успеха – на самом деле, он не так уж и много. борьба, как настойчивость в своем стремлении остаться плодовитой. У него были идеи для сжигания, и он, несомненно, был бы в студии сегодня, если бы не его ранняя смерть в 1993 году.
Дело не в том, чтобы понять этого человека. Он не был предназначен для того, чтобы на него навешивали ярлыки и запихивали в ящики, и все же есть этапы, с которых нужно взаимодействовать, начиная с сырых ранних матерей, а затем через десятилетия косвенно переходя от нестандартных вещей 1970-х к концертному джазу и классической его музыке. пьесы последних дней, к тому времени он был так же известен своими аранжировками и оркестровками, как и его забавные пародии. Настоящий бунтарь и юморист, ты должен уметь понимать, что за этим скрывается прекрасное. Фрэнк Заппа – это вопрос открытий и постоянных сюрпризов. Вы также можете почитать его автобиографию «Настоящую книгу Фрэнка Заппы», поскольку она опровергает любое представление о том, что Фрэнк был слишком крутым для школы. На самом деле он был гораздо менее странным, чем предполагает его популярный образ. Его посмертное занесение в Зал славы рок-н-ролла и его награда «Грэмми за заслуги перед жизнью» могли бы стать чертовым зрелищем раньше, но они вполне заслужены.
Фрэнк Винсент Заппа родился в итальянско-американской семье в Балтиморе, штат Мэриленд, в 1940 году. Молодой человек был окружен книгами и музыкой. После болезненного детства сына семья переехала в Клермонт, штат Калифорния, затем в Сан-Диего. Очевидно, невероятно умный студент и одаренный музыкант Заппа был первым барабанщиком, который затем стал одержим перкуссией, авангардом, рок-н-роллом 1950-х годов, а также звуками латиноамериканцев и этнических пачуков.
Эта пьянящая смесь позволила ему погрузиться в зарождающуюся психоделию, в то же время посылая ее гнилым. Его недоверие как к подполью, так и к мейнстриму подпитывало его страсть к личной правде. Тем временем он подружился с другим индивидуалистом Доном Ван Влитом, позже известным как Капитан Бифхарт, и стал проявлять больший интерес к блюзу. К началу 1960-х он сформировал The Muthers, пауэр-рок-трио, которое впоследствии стало The Mothers – или Днем матери – до того, как связь с продюсером Томом Уилсоном и Verve привела к смене имени и рождению The Mothers of Invention.
Уилсон, Заппа, певец Рэй Коллинз, басист Рой Эстрада, барабанщик Джимми Карл Блэк и гитарист Эллиот Ингбер создали всемогущую магию на дебютном диске 1966 года Freak Out! и последовавший за этим альбом Absolutely Free (1967), к которому уже вошли духовые инструменты, дополнительные барабаны и фортепиано. Классические песни на этой вступительной скобке – это все! Попробуйте «Кто такая мозговая полиция?», «Проблемы каждый день», «Этого не может быть здесь», «Пластиковые люди», «Коричневые туфли не годятся» и «Америка пьет и идет домой». Какими бы загадочными они ни казались для ушей тех, кто только оправлялся от более уютного британского вторжения в битву, они также были на световые годы впереди конкурентов с точки зрения амбиций и атмосферы. Каждый цент, который имел группа, был вложен в продакшн, и последний диск вошел в топ-50, не попав даже в Freak Out! – толстый дубль, который вызвал ужас у Verve (также второй когда-либо выпущенный двойной рок-альбом), теперь признан каменной классикой.
По возможности ищите расширенные версии на компакт-диске. Многие называют полностью дополненный Absolutely Free своим любимым периодом Zappa / Mothers.
Lumpy Gravy (дебютный сольный диск Фрэнка) и We Only In It For the Money (1967/68) повысили ставки с помощью длинного кислотного рока в свободной форме (Фрэнк не употреблял наркотики) и коротких, энергичных головоломок, сражающихся за пространство среди причудливой какофонии слухового разрушения. Эти четыре альбома, безусловно, необходимы, и их должен открыть для себя любой, кто любит 1960-е в пестрых регалиях. В то время они были очень популярны у британской публики, и многие школьники заслужили признание, приходя на сборку с одним или несколькими предметами Zappa, спрятанными под шинелью.
Даже высмеяв The Beatles Sgt. Пеппер (они не возражали) на «Мы только в нем ради денег», Заппа вернул своих матерей в эпоху ду-воп и рок-н-ролл в «Круизах с Рубеном и Джетс» (1969), а также связался с Хербом. Коэн сформировал свое дочернее предприятие Bizarre Records, которое предоставило дом для родственного духа Дикаря Фишера.
Второй двойной диск Uncle Meat доступен в значительно расширенной форме и содержит отрывки из концертных записей в Лондоне, Лос-Анджелесе и Копенгагене. Hot Rats (соло Фрэнка №2) развивают все большую территорию космического рока с клавишными Иэна Андервуда в качестве жизненно важного ингредиента, так же как и многослойные духовые и ударные инструменты. Мульти-трекинг все еще находился в зачаточном состоянии, но Заппа был пионером студии и сделал настоящее стерео живым. Лоуэлла Джорджа можно услышать в «Gumbo Variations» на переизданных Hot Rats, и стоит вспомнить, что участники Little Feat и Генри Вестин (Canned Heat) прошли через ряды: Заппа дал так много шансов и оснований для работы в рок-ансамбле, воодушевляя их соло своими знаменитыми жестами рук.
В 1970-е годы его объем производства растет в геометрической прогрессии. Burnt Weeny Sandwich, Weasels Ripped My Flesh (содержащий превосходную «Моя гитара хочет убить вашу маму») и Chunga’s Revenge, казалось, возникли с разницей в несколько месяцев, в то время как его составы были одинаково сбивающими с толку с Фло и Эдди, Максом Беннетом, Дон «Сахарный тростник» Харрис и Джон Герин прибывают, чтобы добавить хардкорные ритмы Западного побережья и комедийный фьюжн-хаос.
Fillmore East – июнь 1972 года, наконец, Фрэнк и компания. с своего рода хитовым диском – эй, он занимает 38-е место – и наделен большим количеством непристойности, ненормативной лексики и абсурдистского рок-театра, чем можно представить в 1971 году.
Ранний саундтрек к фильму «200 мотелей» и «Просто еще одна группа из Лос-Анджелеса» не будет так хорошо продаваться, но теперь считается классикой в стиле Заппа с какой-то безупречной гитарной работой главного исполнителя, отфильтрованной через некоторые полу-прямые аранжировки – хотя и ничего слишком. мягкий вы понимаете.
Кантри, блюз, слайд-рок и прогрессивный джаз-фьюжн стали нормой – если это правильное слово – в течение хорошего периода – в то время, когда Заппа подвергся нападению со стороны “ фаната ” в Театре Радуги в Лондоне и был вынужден записываться в инвалидной коляске на следующие восемнадцать месяцев. Он выходит из этого темного времени с четырьмя из своих величайших коммерческих успехов: Over-Nite Sensation, первой десяткой Apostrophe (‘), его самым продаваемым диском за всю историю, Roxy and Elsewhere (отличный концертный сет) и One Size Fits All.
Фрэнк будет плодотворно работать в течение следующего десятилетия и будет охватывать все более экзотические направления современного рока. Чтобы почувствовать его грубый юмор и эклектичные навыки руководителя оркестра, попробуйте полноценную Zappa в Нью-Йорке, значительно расширенную на двухдисковой версии. Послушать экскурсии Заппы во внешний фанк-дом можно в Studio Tan, где среди знаменитостей и гостей – Джордж Дюк, Пол Хамфри и Брюс Фаулер.
Сейчас альбомы приходят быстро и полно – пять в 1979 году! – Заппа вновь выходит на коммерческую территорию в акте 1 «Гараж эксперта Джо», «Заткнись и играй на гитаре» и «Корабль, прибывающий слишком поздно, чтобы спасти тонущую ведьму», в последнем – его хит-сингл «Девушка из долины», пародия на феномен Лос-Анджелеса, ставший впоследствии это был почетный знак для его подданных, хотя Фрэнк и соавтор сценария Мун, его 14-летняя дочь, были ошеломлены на приеме. Это не помешало песне популяризировать «Valspeak», и сингл вошел в двадцатку лучших и занял 32 место в чарте Billboard, его единственная экскурсия в такие редкие области.
К настоящему времени в значительной степени самофинансируемый благодаря своей концертной работе Заппа будет рассматриваться как надомная индустрия и американское национальное достояние. Его набеги на оркестровые, классические и синклавиальные клавишные текстуры стали навязчивой идеей. Бокс-сеты этих различных стилей изобилуют, и есть известные альбомы, которые можно открыть заново вплоть до его последнего диска, The Yellow Shark (1993), отмеченного Томом Уэйтсом (еще одним сотрудником Заппы) в его описании: «Ансамбль впечатляет. Это богатое зрелище текстуры в цвете. Это чистота его совершенного безумия и мастерства. Фрэнк правит с Элмором Джеймсом слева от него и Стравинским справа. Фрэнк правит и правит самыми странными инструментами ».
Это очень удачное описание его подхода. Для тех, кто желает копнуть дальше, посмертно собранные диски предлагают поддержку, а для удобной компиляции праймеров вы можете исследовать Strictly Commercial, где собраны его более доступные вокальные соло-треки, отобранные с апломбом, предлагая своего рода Best of Фрэнк Заппа, если можно сделать такое смелое заявление.
Как бы то ни было, как только вы заразитесь ошибкой Фрэнка Заппы, вы, вероятно, будете поражены его дерзостью. Здесь есть чему восхищаться и есть чем наслаждаться. Одно можно сказать наверняка, мы больше никогда не увидим и не услышим его подобных.