Каждый слог, который поет Этта Джеймс, перекликается с блюзом: если блюз о любви и потерях, то Этта Джеймс записала саундтрек. Она была величайшей вокалисткой, когда-либо записавшейся для Chess Records и ее дочерних компаний, и ее каталог записей стоит изучить – не только хитов.
Немногие женщины-звезды R&B пользовались неизменным признанием, которое получала Этта Джеймс на протяжении всей своей шестидесятилетней карьеры; знаменитый продюсер Джерри Векслер однажды назвал ее «величайшей из всех современных блюзовых певиц», и она записала ряд непреходящих хитов, в том числе «At Last», «Tell Mama», «I’m Rather Go Blind» и «All Я мог плакать ». В то же время, несмотря на то, что она обладала одним из самых сильных голосов в музыке, Джеймс только с опозданием привлекла внимание основной аудитории, редко появляясь в поп-чартах, несмотря на то, что на ее счету 30 хитов в стиле R&B, и она жила бурной жизнью, мог бы вдохновить дюжину мыльных опер; борется с наркоманией и плохими отношениями, избегая при этом множества проблем со здоровьем и юридических проблем.
Этта Джеймс родилась Джамесетта Хокинс в Лос-Анджелесе, Калифорния, 25 января 1938 года; ее матери в то время было всего 14 лет, и она никогда не знала своего отца, хотя позже она скажет, что у нее были основания полагать, что он был известным бильярдным игроком из Миннесоты Фэтс. Джеймс воспитывался друзьями и родственниками, а не ее матерью на протяжении большей части ее детства, и именно в то время, когда она жила с бабушкой и дедушкой, она начала регулярно посещать баптистскую церковь. Голос Джеймса сделал ее естественной для хора, и, несмотря на ее юный возраст, она стала солисткой группы и выступала с ними на местных радиопередачах. В возрасте 12 лет, после смерти приемной матери, Джеймс обнаружила, что живет со своей матерью в Сан-Франциско, и без присмотра взрослых она начала скатываться к преступности среди несовершеннолетних.
Но любовь Джеймса к музыке также росла, и с парой друзей она сформировала певческую группу под названием Creolettes. Девушки привлекли внимание знаменитого лидера группы Джонни Отиса, и когда он услышал их песню «Roll with Me Henry» – пикантную песню в ответ на печально известную «Work with Me Annie» Хэнка Балларда, он договорился, чтобы они подписали контракт с Modern Records. Креолеты перерезали мелодию под названием «Персики» (новое название происходит от давнего прозвища Этты). “Roll with Me Henry”, переименованный в “The Wallflower”, стал хитом в 1955 году, хотя Джорджия Гиббс добилась большего успеха с ее кавер-версией, к большому разочарованию Этты. После попадания в чарты со вторым хитом R&B, Good Rockin ‘Daddy, Peaches расстались, и Джеймс ушел сам.
Сольная карьера Джеймса начиналась медленно, и она провела несколько лет, записывая мало продаваемые синглы для Modern и гастролируя по небольшим клубам, пока в 1960 году Леонард Чесс не подписал с ней новый контракт. Джеймс записывалась для Chess Records и ее дочерних лейблов Argo и Checker, в конце 70-х, работая с продюсерами Ральфом Бассом и Харви Фукуа, она выбрала стиль, в котором соединились страсть R&B с блеском джаза, и она записала несколько песен хиты для лейбла, в том числе «All I Could Do Was Cry», «My Dearest Darling» и «Trust in Me». В то время как Джеймс наслаждался возрождением карьеры, ее личная жизнь тоже не складывалась; она начала экспериментировать с наркотиками в подростковом возрасте и к 21 году стала наркоманом.
Однако ничто не могло помешать ей делать блестящие пластинки. «At Last», кавер на хита Гленна Миллера 1942 года, стал ее самым большим хитом, за ним последовала кавер на хита Милдред Бейли 1937 года «Trust In Me». Все три ранних хита Арго вошли в альбом At Last; его следует считать одним из величайших альбомов R & B / Blues, когда-либо записанных. Каким-то образом это ускользнуло от внимания многих, но это ваш шанс заново познакомиться. Шахматные авторы песен Билли Дэвис, Берри Горди и его сестра Гвен Горди написали «All I Could Do Was Cry» – та же Берри Горди, которая тогда основала Tamla Motown. «Don’t Cry Baby» заняла шестое место в чартах R&B в конце 1961 года и представляет собой определенную дозу блюза; его можно найти на The Second Time Around.
По мере того как шли 60-е, ей становилось все труднее находить баланс между своей привычкой и карьерой, особенно когда она конфликтовала со своими продюсерами в Chess, боролась за получение гонорара и имела дело с рядом оскорбительных романтических отношений. Карьера Джеймса пошла на спад в середине 60-х, но в 1967 году она начала записываться с продюсером Риком Холлом в Fame Studios в Muscle Shoals, штат Алабама, и, приняв более жесткий и суровый стиль, она вернулась в чарты R&B с мелодии «Скажи маме» и «Я лучше ослепну».
В начале 70-х Джеймс снова выпал из чартов, ее зависимость бушевала, и она обратилась к мелким преступлениям, чтобы поддержать свою привычку. Она попала в реабилитационный центр по решению суда в 1973 году, в том же году она записала рок-альбом Only A Fool (также известный как просто Etta James) с продюсером Габриэлем Меклером. На протяжении большей части 70-х годов трезвый Джеймс ездил по маленьким клубам и время от времени играл на блюзовых фестивалях, и она записывалась для Chess с ограниченным успехом, несмотря на высокое качество ее работы. В 1978 году давние поклонники The Rolling Stones отдали дань уважения Джеймсу, пригласив ее открыть для них несколько концертов в туре, и она подписала контракт с Warner Bros., записав альбом Deep in the Night с продюсером Джерри Векслером.
Хотя альбом плохо продавался, он получил восторженные отзывы и напомнил серьезным поклонникам блюза и R&B, что Джеймс по-прежнему является силой, с которой нужно считаться. По ее собственным словам, Джеймс снова впала в наркозависимость после того, как познакомилась с мужчиной с этой привычкой, и она вернулась к клубным свиданиям, когда и где могла, пока не пинала снова, благодаря пребыванию в Центре Бетти Форд в 1988 году. В том же году Джеймс подписал контракт с Island Records и записал мощный камбэк-альбом Seven Year Itch, спродюсированный Барри Беккетом из Muscle Shoals Rhythm Section. Альбом продавался респектабельно, и Джеймс была полна решимости продолжать свою карьеру, регулярно давая концерты и записываясь, выпустив Stickin ‘to My Guns в 1990 году и The Right Time в 1992 году.
В 1994 году, через год после того, как она была введена в Зал славы рок-н-ролла, Джеймс подписал контракт с лейблом Private Music и записал Mystery Lady: Songs of Billie Holiday, дань уважения великому вокалисту, на которого она долгое время ссылалась как на ключевое влияние. ; альбом принес Этте ее первую премию Грэмми. Отношения с Private Music оказались симпатичными, и в период с 1995 по 2003 год Джеймс записал для лейбла восемь альбомов, сохранив при этом плотный гастрольный график. В 2003 году Джеймс опубликовала автобиографию Rage to Survive: The Etta James Story, а в 2008 году ее сыграла на экране современная R&B дива Бейонсе Ноулз в Cadillac Records, фильме, основанном на истории Chess Records. Ноулз записал верную кавер-версию песни «At Last» для саундтрека к фильму, а затем исполнил эту песню на инаугурационном балу Барака Обамы в 2009 году; несколько дней спустя Джеймс попал в заголовки газет, когда во время концерта она сказала: «Я терпеть не могу Бейонсе, ей нечего было там петь мою песню, которую я пел вечно». (Позже на той же неделе Джеймс сказал New York Times, что это заявление было шуткой: «На самом деле я ничего не имел в виду… даже в детстве у меня всегда было такое комедийное отношение», но она была опечалена тем, что ее не пригласили исполнить эту песню.)
В 2010 году Джеймс была госпитализирована с инфекциями, связанными с MRSA, и выяснилось, что она проходила лечение от зависимости от обезболивающих и у нее была диагностирована болезнь Альцгеймера, которая, как утверждал ее сын, была вероятной причиной ее вспышек в отношении Ноулза. Джеймс выпустил The Dreamer для Verve Forecast в 2011 году. Она утверждала, что это ее последний альбом с новым материалом. Позднее в том же году у Этты Джеймс была диагностирована терминальная лейкемия, и она умерла 20 января 2012 года в Риверсайде, штат Калифорния, в возрасте 73 лет.