Ella Fitzgerald

Она была просто лучшей женщиной, которая пела джаз или любую другую музыку – одной из самых любимых поклонников во всем мире.

Каталог Эллы обширен, но если вы ищете, с чего начать, посмотрите Ella Fitzgerald Gold, он включает в себя множество окончательных выступлений. И Элла Фицджеральд поет сборник песен Коула Портера (1956), и Элла Фицджеральд поет сборник песен Роджерса и Харта (1957) являются типичными записями, без которых не обходится ни одно джазовое собрание. В ее каталоге есть и другие замечательные альбомы, в том числе Ella and Basie, Whisper Not или для концертного альбома, Mack The Knife, The Complete Ella in Berlin. Чтобы завершить знакомство с ее сказочным стилем, ее сотрудничество с Луи Армстронгом над альбомом «Порги и Бесс» – еще одно, что должно быть в коллекции каждого меломана.

Родители Эллы не были женаты и разошлись вскоре после того, как она родилась в апреле 1917 года в Ньюпорт-Мьюс, Вирджиния; Несколько лет спустя ее мать переехала на север, в Нью-Йорк, вместе с новым мужчиной. В 1932 году мать Эллы умерла, поэтому тетя забрала ее в свой дом в Гарлеме, чтобы избавить ее от жестокого обращения со стороны отца. Пятнадцатилетняя Элла ненавидела школу в Гарлеме, пропустив ее, как только смогла, чтобы работать сборщиком в незаконной лотерее, организованной мафией. После того, как власти выследили ее, ее отправили в католическую школу, но вскоре она сбежала, вернувшись в Гарлем, где она жила на улице.

Ее новые друзья на улице побудили ее принять участие в одном из регулярных конкурсов талантов в недавно открывшемся Театре Аполлона. Приехав туда с намерением потанцевать, она испугалась стандартов конкурса и решила вместо этого спеть; важное решение, изменившее ход ее жизни. 21 ноября 1934 года семнадцатилетняя девушка пела с Бенни Картером и его оркестром. Три месяца спустя у нее была первая профессиональная помолвка, когда она пела с оркестром Тайни Брэдшоу в Гарлемском оперном театре.

Пару недель спустя она была нанята без энтузиазма Чиком Уэббом в качестве своей певицы и отыграла свой первый концерт 8 марта 1935 года в Йельском университете, где ей понравилась белая толпа. К концу марта Элла провела свою первую радиопередачу с группой, а 12 июня она впервые вошла в студию звукозаписи; она записала две песни: «I’m Chase The Blues Away» и «Love And Kisses». Оба являются стандартными аранжировками группы середины 1930-х годов, когда Элла звучит молодо и восторженно, но далеко не великолепно.

Чик Уэбб заразился туберкулезом позвоночника в детстве, в результате чего он был очень низким и страдал от сильно деформированного позвоночника. Он родился в Мэриленде, но в подростковом возрасте переехал в Гарлем, а к 21 году возглавил собственную группу. Учитывая его физические трудности, удивительно, что ему удалось стать барабанщиком, причем очень хорошим. Он вызвал восхищение у многих других руководителей оркестра; Бадди Рич назвал Уэбба источником вдохновения, а Чарли Уоттс из The Rolling Stones – его большой поклонник.

В 1936 году Элла выпустила свой первый хит «Sing Me A Swing Song (And Let Me Dance)», песня намного лучше, чем ее первые две попытки; она звучала намного увереннее, проработав целый год в качестве певицы с биг-бэндом. Помимо пения с Чиком Уэббом, она выступала на записях с The Mills Brothers в 1937 году, но ее большой прорыв пришел к пению с оркестром Уэбба в июне 1938 года. ‘A-Tisket A-Tasket’ провела десять недель на первом месте в чарте Billboard. . Это было знаком того времени, когда несколько месяцев спустя Элла и Чик стали хитом с «Wacky Dust», беззастенчивым опусом на тему кокаина. В следующем году Уэбб умер в возрасте всего тридцати четырех лет, и какое-то время Элла продолжала выступать в его оркестре, а также записывать соло.

Однако поддерживать это было нелегко; участники группы были очень требовательны, и Элла, которой едва исполнилось двадцать, было трудно опровергнуть их требования. У группы был менеджер, но вопросы о том, что играть и в каком направлении двигаться, ложились на Эллу. Вот и Бенджамин Корнегай, который из-за того, что время от времени выполнял для Эллы работу, женился на ней на следующий день после Рождества 1941 года. Договоренность продлилась недолго, поскольку стало ясно, что Корнегай был не более чем дешевым торговцем и бывшим заключенным с наркотиками. проблема – возможно, слишком много дурацкой пыли – и брак был аннулирован.

В начале 1942 года произошел окончательный упадок старой группы Чика Уэбба, которая к тому времени была известна на записи и вживую как Ella Fitzgerald and Her Famous Orchestra. В профессиональном плане Элла сформировала успешное краткосрочное партнерство с Ink Spots, и в 1944 году у них было два альбома №1, в том числе разошедшийся миллионами альбом Into Each Life Some Rain Must Fall. Но ее карьера была далека от процветания. Она успешно записывалась с Луи Армстронгом и Луи Джорданом в 1946 году, но они были незначительными хитами.

Ее запись 1947 года «I Love You For Sentimental Reasons» с Delta Rhythm Boys стала хитом, а «My Happiness» с Song Spinners стала ее самым большим хитом за многие годы. Ее последним хитом десятилетия стал «Детка, на улице холодно» с Луи Джорданом из фильма Эстер Уильям «Дочь Нептуна» 1949 года. Конечно, во всех «хитах» очевидно то, что Элла всегда пела с другими – никто не мог придумать, как сделать сольную певицу из «пухлой певицы», как ее окрестил один критик.

За коммерческим провалом Эллы был частичный отказ от коммерческой записи на протяжении большей части последней половины десятилетия, вместо этого она предпочла работать с Диззи Гиллеспи и влюбилась в би-боп. Она записала потрясающую версию «Oh Lady Be Good» в 1947 году с Бобом Хаггартом – сравните ее с ее более поздней записью сборника песен, сделанной более десяти лет спустя, и вы услышите двух очень разных певцов. Скэт-пение Эллы почти не вызывает сомнений. То же самое и с “How High The Moon”; в руках Эллы песня становится ее и только ее. Чарли Паркер был еще одним, которым она действительно восхищалась, и хотя тур Диззи и Эллы приносил прибыль, их совместная работа никогда не собиралась продать миллион пластинок. Тем не менее, они продали билеты на шоу в Карнеги-холле в Нью-Йорке, выступили в клубе Downbeat на Манхэттене и у них сложились очень нежные, хотя и не романтические отношения. Элла вышла замуж за басиста Рэя Брауна в декабре 1947 года – это был случай, когда жизнь отражала искусство, поскольку он играл на бибопе.

В 1949 году Элла впервые выступила в «Джаз в филармонии», что стало своего рода переломным моментом в ее карьере; с этого момента Элла, казалось, поднялась над схваткой и подняла ее на более высокий музыкальный уровень. В 1950-е годы Элла появлялась в чартах Billboard нечасто, но это ни в коем случае не отражалось на качестве ее записей. Такие песни, как «I’m Got A Crush On You», были ошеломляющими, указывая направление, в котором двигалась Элла; это и ряд других блестящих записей того периода доступны на альбоме Pure Ella. Публике они тоже нравились, а это означало, что к 1954 году она продала более 20 миллионов пластинок, что поставило ее в ряд самых популярных певцов, черных или белых – в любом случае она была популярнее всех других черных певцов.

После того, как Норман Гранц стал менеджером Эллы и оттолкнул ее от Декки, ее карьера вышла на новый уровень. Маленькая девочка, которая тяжело спала в Гарлеме, должно быть, ущипнула себя, когда обнаружила, что поет в лучших концертных залах мира.

Поворотным моментом в подъеме Эллы было видение Гранца для нее записать серию альбомов из сборника песен. Начало с Коула Портера было еще одним мастерским ходом; его песни в руках Эллы стали шедеврами. Ира Гершвин думал так же о своих композициях и композициях его брата: «Я никогда не знал, насколько хороши наши песни, пока не услышал их поет Элла Фицджеральд». Сборники песен помогли создать то, что мы привыкли считать современным альбомом. По словам Гранца, процесс был прост: «Я придумал пятьдесят песен, которые подошли бы Элле. Мы сидели вместе и сокращали количество, скажем, до двадцати, а затем я произвольно решал, что включить, потому что часть того, что мы делали с сборниками песен, заключалась в изучении авторов песен ». Он мог быть таким произвольным, потому что знал: что бы он ни выбрал, Элла все сделает правильно. Просматривая кассеты с песенником Коула Портера, интересно видеть, что в двух случаях – «Давай сделаем это» и «Только одна из тех вещей» – Элла пригвоздила их с первого дубля. На «Ridin ‘High» им нужно было взять пятнадцать.

Во многих отношениях работа Эллы над восемью альбомами сборника песен стала основой ее неизменной популярности. Эти альбомы представляют собой вершину искусства Эллы и достижение, с которым может сравниться лишь горстка певцов. Настроение, которое она создает с помощью лучшего материала, означает, что многие из этих песен в исполнении Эллы стали окончательными версиями. Возьмите «Манхэттен» из сборника песен Роджерс и Харт; Фраза Эллы, когда она вступает в припев, трансцендентна. Если вы никогда не слышали этого, послушайте; твоя жизнь больше никогда не будет прежней.

Аранжировки альбомов Songbook сделали Нельсон Риддл, Бадди Брегман, Билли Мэй, Дюк Эллингтон и Пол Уэстон. И Эллингтон, и Билли Стрейхорн, давний соратник герцога, появились в сборнике песен руководителя оркестра. Песенники даже были признаны важным вкладом в американскую культуру.

Последним успешным альбомом Эллы в американских чартах была песня «Mack The Knife», которой удалось занять 27-е место в 1960 году; этот факт, вероятно, не имел для певца особого значения. Любое размещение в чартах помогало Элле иногда знакомить ее с некоторыми новыми, возможно, более молодыми слушателями, для которых она была просто именем на стареющей пластинке их родителей. Многие из лучших синглов Эллы можно найти на Jukebox Ella, The Complete Verve Singles. Элла – одна из тех певиц, которых молодые слушатели открывают для себя, когда становятся немного старше; иногда, когда они влюбляются или разлюбляются. Элла, как и все великие певцы, общается с людьми через свои песни. Она делает текст песни значимым, в то время как в руках менее талантливых певцов они просто слова, соединенные с запоминающейся мелодией.

Личная жизнь Эллы никогда не могла сравниться с песнями, которые она пела. Ее брак с Рэем Брауном продлился всего пять лет, и это был последний раз, когда она выходила замуж. Для Эллы одно дело петь о любви, другое – делать это. К 1986 году ей потребовалась операция на открытом сердце, а в 1992 году ей ампутировали обе ноги ниже колен в результате осложнений, связанных с диабетом. В 1991 году первая леди песни, однажды известная как сказавшая: «Единственное, что может быть лучше, чем пение, – это больше петь», дала свой последний концерт в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Женщина, которую Мел Торм назвал «лучшей певицей на планете», умерла пять лет спустя, оставив миру лучшее место из-за своего волшебного дара петь и качаться лучше, чем это казалось возможным для кого-либо. Если у Эллы и был секрет, то это ее разнообразие. Она начинала как свинг-певица, перешла в би-боп, пела безупречно, была выдающейся джазовой вокалисткой и не боялась современного материала в 1960-е и 1970-е годы. От блюза до босса-новы и от калипсов до гимнов, она пропиталась всем своим уникальным голосом, звучащим вечно молодым. Она была наделена трехоктавным диапазоном, красивой дикцией и произношением, которые были настолько хороши, насколько это возможно.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

С возвращением!

Войдите в свой аккаунт

Создайте новый аккаунт!

Заполните ниже форму регистрации

Восстановите пароль

Пожалуйста введите имя пользователя или email для сброса пароля

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x