Попросите кого-нибудь назвать хотя бы одного исполнителя регги, и большинство назовет Боба Марли – он икона Ямайки и музыки, которую он помог сделать такой популярной. Его талант писать обманчиво простые песни с большой глубиной, а также универсальные темы помогли ему не просто стать великим регги, но и настоящей музыкальной суперзвездой.
В 1962 году Роберт Неста Марли выпустил свой дебютный сингл «Judge Not» на лейбле Beverley’s Records на Ямайке под названием Robert Marley & Beverley’s All-Stars. Жизнерадостный ска-номер с мальчишеским вокалом, мало кто мог предсказать, какое огромное влияние окажет Роберт – не только на ска и регги на его родине, но и во всем мире. Сегодня Боб Марли считается не только одним из самых влиятельных исполнителей регги всех времен, но и международной суперзвездой и символом ямайской культурной самобытности.
В течение 60-х Боб Марли и его группа поддержки The Wailers (в которую входили известные участники Питер Тош и Банни Уэйлер) учились своему делу в ямайских студиях звукозаписи, работая с такими продюсерами, как Лесли Конг, Коксон Додд и Ли «Скретч» Перри. Их большой прорыв произошел в 1972 году, когда группа находилась в турне по Великобритании в поддержку соул-певца Джонни Нэша. В Лондоне они встретили главу Island Records Криса Блэквелла, и он сразу же предложил группе контракт на запись.
Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в сельском приходе Святой Анны на Ямайке; Сын белого отца средних лет и чернокожей матери-подростка, он ушел из дома в 14 лет, чтобы продолжить музыкальную карьеру в Кингстоне, став учеником местного певца и набожного растафарианца Джо Хиггса. Он выпустил свой первый сингл «Judge Not» в 1962 году для Лесли Конга, разорвав связи со знаменитым продюсером вскоре после денежного спора. В 1963 году Марли объединился с другими певцами Питером Тошем, Банни Ливингстоном, Джуниором Брейтуэйтом, Беверли Келсо и Черри Смит, чтобы сформировать вокальную группу The Teenagers; позже переименованные в Wailing Rudeboys и позже просто в Wailers, они подписали контракт с легендарной Studio One продюсера Коксона Додда и записали свой дебютный альбом «I’m Still Waiting». Когда Брейтуэйт и Смит покинули Wailers, Марли взял на себя обязанности ведущего вокала, и в начале 1964 года продолжение группы, «Simmer Down», возглавило ямайские чарты.
За этим последовала серия синглов, включая «Let Him Go (Rude Boy Get Gail)», «Dancing Shoes», «Jerk in Time», «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Уэйлерс записал около 70 треков для Додда перед распадом в 1966 году. 10 февраля того же года Марли женился на Рите Андерсон, певице группы The Soulettes; Позже она добилась успеха в составе вокального трио I-Threes. Затем Марли провел большую часть года, работая на фабрике в Ньюарке, штат Делавэр, где с 1963 года проживала его мать.
Вернувшись на Ямайку в октябре того же года, Марли реорганизовал Wailers с Ливингстоном и Тош, выпустив «Bend Down Low» на собственном недолговечном лейбле Wail ‘N’ Soul ‘M; в это время все три члена начали посвящать себя учению веры растафари, краеугольному камню жизни и музыки Марли до его смерти. Начиная с 1968 года, Wailers записали множество нового материала для продюсера Дэнни Симса, а в следующем году они объединились с продюсером Ли «Scratch» Перри; При поддержке хаус-группы Перри, The Upsetters, трио записало ряд классических песен, в том числе My Cup, Duppy Conqueror, Soul Almighty и Small Axe, которые объединили мощный вокал, гениальные ритмы и дальновидную постановку. они заложили основу для большей части ямайской музыки. Басист Upsetters Астон «Family Man» Барретт и его брат барабанщик Карлтон вскоре присоединились к Wailers на постоянной основе, а в 1971 году группа основала другой независимый лейбл, Tuff Gong, выпустив несколько синглов, а через год подписал контракт с Island Records.
Roots Music: Семейное древо Боба Марли Зигги Марли: переосмысление «Исхода 40» открыло мне новую перспективу Боб Марли и Уэйлерс – часы выживания «Боб Марли и красивая игра»: короткометражный фильм, посвященный любви иконы регги к футболу Боб Марли & The Wailers – Catch A Fire
“Catch a Fire” 1973 года, дебют группы Wailers ‘Island, был первым из их альбомов, выпущенных за пределами Ямайки, и сразу же завоевал всемирное признание; Последующий альбом Burnin ‘включал в себя «I Shot The Sheriff», ставший еще более известным благодаря кавер-версии Эрика Клэптона, а также «Get Up Stand Up». Однако, когда Wailers были готовы к славе, Ливингстон и Тош покинули группу, чтобы заняться сольной карьерой; Затем Марли представил группу I-Threes, в которую помимо Риты Марли входили певицы Марсия Гриффитс и Джуди Моватт. Новый состав отправился в мировое турне перед выпуском своего прорывного альбома 1975 года Natty Dread, который является одним из величайших регги-альбомов всех времен и вошел в их первый хит в Топ-40 Великобритании с классической песней «No Woman, No Cry». Шоу распродаж в лондонском лицее, где Марли выступал перед смешанной в расовом отношении публикой, дали великолепный концерт Live! позже в том же году, с успехом Rastaman Vibration 1976 года, который попал в десятку лучших в США, становилось все более ясно, что его музыка заняла свою нишу в популярном мейнстриме.
Несмотря на то, что слава Марли выросла за пределами Ямайки, дома он воспринимался как фигура почти мистических размеров, поэт и пророк, каждое слово которого было слышно всей нацией. В некоторых кругах его власть воспринималась как угроза, и 3 декабря 1976 года он был ранен в результате покушения; испытание вынудило Марли покинуть Ямайку более чем на год. Exodus 1977 года стал его самым большим альбомом на сегодняшний день, на его счету хиты «Jamming», «Waiting in Vain» и «One Love / People Get Ready»; Kaya стала еще одним хитом, подчеркнутым великолепными песнями Is This Love и Satisfy My Soul. Еще одно классическое концертное выступление, Babylon by Bus, предшествовало выпуску Survival 1979 года. 1980 год стал для Марли самым значительным годом, начавшимся концертом в недавно освобожденном Зимбабве; Был объявлен тур по США, но во время пробежки в Центральном парке Нью-Йорка он потерял сознание, и было обнаружено, что он страдал от рака, который распространился на его мозг, легкие и печень. Uprising стал последним альбомом, выпущенным при жизни Марли – он умер 11 мая 1981 года в возрасте 36 лет. Десять дней спустя его похоронили в Кингстоне, когда он был похоронен в часовне вместе с гитарой.
Посмертные усилия, включая «Противостояние» 1983 года, бестселлер ретроспективы 1984 года «Легенда» и документальный фильм «Марли» 2012 года, сохранили жизнь этого человека, и его известность продолжала расти в годы после его смерти – даже спустя десятилетия после этого он остается синонимом мира регги. – широкая популярность. После смерти мужа Рита Марли записала сольный хит с «One Draw», но, несмотря на последующий успех синглов «Many Are Called» и «Play Play», она в значительной степени отказалась от выступления, чтобы сосредоточиться на воспитании своих детей. к середине 80-х гг. Старший сын Дэвид, более известный как Зигги, добился значительного успеха в поп-музыке как лидер Melody Makers, семейной группы Марли, состоящей из братьев и сестер Седеллы, Стивена и Шэрон; их сингл 1988 года “Tomorrow People” вошел в топ-40 американских хит-парадов, чего не удавалось даже самому Бобу. Трое других детей Марли – Дамиан, Джулиан и Ки-Мани – также сделали карьеру в музыке.
Боб Марли… Одна любовь, одно сердце, одна легенда.
Хороший был исполнитель…