Любой человек, отыгравший более 15 000 концертов за более чем 60 лет гастролей, имеет право называться легендой. И все же BB King – это легенда о многом другом. Он продал бесчисленное количество пластинок, повсюду уважают музыканты и был назван журналом Rolling Stone третьим величайшим гитаристом всех времен, что ставит в тень многие другие. Его также очень любили, так как он заработал себе прозвище «Король блюза» и «Амбассадор блюза». Его смерть в мае 2015 года дала нам время подумать о его одиссее. Он отвечал за то, чтобы привлечь к власти и страсти блюза больше людей, чем кто-либо другой.
«Моя музыка духовна для меня. Когда я играю, я чувствую то, чего никогда не чувствую ». BB King
BBKing, родившийся глубоко в сердце дельты Миссисипи, BB King начал запись в начале 1950-х годов в Мемфисе, штат Теннесси, и почти сразу начал общаться со своей аудиторией. Он всегда умел общаться с людьми, будь то из-за микрофона в качестве ди-джея на WDIA в Мемфисе или со сцены, играя свою любимую Люсиль. Идеальное место, чтобы понять, что делает BB King таким великим, – это саундтрек к фильму «Жизнь Райли». Он включает в себя авторские произведения, некоторые из его самых ранних записей, включая его дебютную песню «Мисс Марта Кинг», оригинальные песни, такие как «Sweet Little Angel» (предположительно об Этте Джеймс), и концертные версии, в том числе «How Blue Can You Get» из «Live At the Regal». – возможно, лучшая концертная запись блюза за всю историю.
Недавний бокс-сет из 10 компакт-дисков, Ladies and Gentleman, Mr BB King, – достойная дань уважения человеку, у которого была самая длинная карьера звукозаписи среди всех блюзовых исполнителей. Он подчеркивает множество разнообразных альбомов, которые BB записал за семь десятилетий. Поскольку карьера в основном была проведена в разъездах, неудивительно, что многие из его лучших альбомов на самом деле являются концертными записями. Среди лучших – Live At Cook County Jail 1971 года и Live in Japan, которые, несмотря на то, что были записаны в те же годы, предлагают совсем другую картину. “Live at the Apollo”, выпущенный в 1990 году, – еще одна классическая запись.
Некоторые десятилетия за десятилетием наиболее яркими моментами являются «Блюз на вершине блюза» 1968 года, «Вместе впервые», его альбом со своим старым другом Бобби «Блю Бланд» 1974 года, блюз и джаз 1983 года и блюз на берегу залива 1998 года. Вы сомневались, что у BB King’s все еще есть это, посмотрите One Kind Favor 2008 года, который он записал с продюсером Ти-Боун Бернеттом – именно так следует играть блюз.
«Меня бесит, как ученые связывают блюз строго с трагедией. В детстве блюз означал надежду, волнение, чистые эмоции ». BB King
Райли Б. Кинг – сын Альфреда и Норы Эллы Кинг. Он родился в Индианоле, в самом сердце дельты Миссисипи, в 1925 году. Его назвали Райли в честь ирландца, владевшего плантацией, на которой жили и работали его родители. «Его звали Джим О’Райли; мой отец и мистер О’Райли были такими хорошими друзьями, он назвал меня в честь себя, но он не стал использовать букву «О». Когда я стал достаточно большим, чтобы узнать об этом, я однажды спросил своего отца: «Почему ты назвал меня в честь мистера О’Райли, почему ты оставил О?» Он сказал, что ты недостаточно выглядишь по-ирландски! “
По словам BB King: «Каждый раз, когда вы рождаетесь на плантации, у вас нет выбора. Сначала плантация, это всегда первое ». Но это было незадолго до того, как The Beale Street Blues Boy, как стала известна Райли Б. Кинг, попытался все это изменить. Сын издольщика впервые поехал в Мемфис в 1946 году и жил со своим двоюродным братом Буккой Уайтом, но вскоре вернулся в Индианолу, чтобы работать трактористом.
Вдохновленный радиошоу Сонни Боя Вильямсона, юная Райли вернулась в Мемфис в 1948 году. «Я попал на прослушивание для Сонни Боя, это была одна из песен Джо Хантера из слоновой кости под названием« Блюз восхода солнца ». Сонни Бой строил небольшое заведение под названием «Гриль на 16-й улице» в Западном Мемфисе. Поэтому он попросил женщину, на которую он работал, ее звали мисс Энни: «Я пришлю его сегодня вечером вместо себя». Моя работа заключалась в том, чтобы играть для молодых людей, которые не играли в азартные игры. В «16th Street Grill» было игорное заведение сзади, если парень приходил и приводил свою девушку или жену, которые не играли в азартные игры, моя работа заключалась в том, чтобы делать их счастливыми, играя музыку для танцев. Похоже, им нравилось, что я играю, поэтому мисс Энни сказала, что если ты найдешь работу на радио, как Сонни Бой, я дам тебе эту работу и заплачу тебе 12 с половиной долларов за ночь. И я дам вам шесть дней работы, проживание и питание. Блин, я не мог в это поверить.
Он начал работать на радиостанции WDIA (на фото слева). «Когда я был диск-жокеем, меня называли« Блюз Бой », мальчиком с Бил-стрит. Люди писали мне, и вместо того, чтобы говорить «Blues Boy», они просто сокращали это до BB ». Его популярность в Мемфисе принесла ему шанс записаться для Bullet в 1949 году. Его первые партии были не слишком успешными, но затем Сэм Филлипс получил BB в его студию Memphis Recording Services в сентябре 1950 года. Братья Бахири, посетившие Мемфис в поисках таланта, подписали BB со своим лейблом RPM и согласились выпустить стороны, которые он вырезал с Филлипсом.
Эти записи не прижились, и поэтому Джо Бихари, младший брат, отправился в Мемфис и записал BB в комнате в YMCA 8 января 1951 года. Во время следующего визита в Мемфис Бихари записал версию BB “Three O” Лоуэлла Фулсона. часы Блюз. Он вошел в чарт 29 декабря 1951 года и в итоге провел 5 недель на первом месте в начале 1952 года. Не совсем мгновенная сенсация, но это было начало самой успешной продолжительной карьеры в современной истории блюза.
В первые годы своего успеха он останавливался в Мемфисе, где был большой звездой, но не всегда такой большой, как он думал. «Мы были в Мемфисе в Auditorium, Элвис там смотрел и выступал; Бобби Блэнд, Литтл Милтон, Литтл-младший Паркер, Хаулин Вульф и я. Все были на сцене. Бобби Блэнд, актер театра – чувак, он может двигать людей, Маленького Милтона и меня, вы знаете, мы делаем то, что делаем, но мы не могли двигать толпу быстро, как Бобби Блэнд. Мы были на связи, а теперь Howlin ‘Wolf встал, и люди сходят с ума. Милтон говорит: «Что-то там происходит». Младший Паркер говорит: «Давай проверим». Итак, Волк исполняет «Spoonful», теперь мы идем туда, а он на коленях ползает по полу. Люди просто сходят с ума, так что, наконец, мы поняли, что это было; сиденье его штанов было сломано! И весь его бизнес тусуется! »
Однажды ночью, когда BB играл в клубе в Твисте, Арканзас, произошла драка, в результате чего была опрокинута печь, что привело к возгоранию деревянного здания. Группа и публика выскочили наружу, прежде чем Кинг понял, что оставил внутри свою любимую гитару за 30 долларов; Вбежав обратно в горящее здание, ему удалось забрать свою гитару, хотя он чуть не умер в процессе. Оказалось, что драка произошла из-за женщины по имени Люсиль, отсюда и название гитары BB; каждая из примерно 20 гитар Gibson, сделанных на заказ, которые все назывались «Люсиль».
На протяжении всего времени, пока Кинг записывался для RPM, он выпускал хит за хитом. Он трижды возглавлял чарты R&B, пока в конце 1958 года не покинул RPM в Кенте. Пребывание Kings в Кенте длилось большую часть 60-х годов, и хотя он больше никогда не возглавлял чарты R&B, у него было много хитов. Его сладкий голос с оттенками госпела в сочетании с блестящей игрой на одной струне оказался неотразимой комбинацией. Это сделало Кинга одним из САМЫХ успешных исполнителей в хит-парадах R&B за все время.
К концу 1960-х BB, как и его товарищи-блюзовые гитаристы, был обнаружен молодым обществом белого рока, что дало его карьере реальный толчок. В 1970 году «The Thrill is Gone» занял 3-е место в чарте R&B, он также попал в Hot 100 и стал его самым большим хитом, заняв 15-е место. В 1969 году он впервые из многих посетил Европу; зрители, хорошо осведомленные о влиянии легенды на Эрика Клэптона, Питера Грина и др., с готовностью приняли его. Альбом Кинга Live at the Regal, записанный в 1964 году, долгое время пользовался большим уважением как у музыкантов, так и у фанатов по обе стороны Атлантики.
Во многом успех BB можно объяснить его живыми выступлениями. Он всегда был одним из самых трудолюбивых живых исполнителей, отыгрывая от 250 до 300 концертов в год, даже в некоторые неурожайные годы. Он также умел держать свои группы вместе, что свидетельствовало о его навыках лидера, но, вероятно, во многом благодаря его доброжелательному характеру как начальнику.
В 1969 году BB гастролировал по Америке с Rolling Stones, что для многих было бы первым разом, когда они увидели одного из величайших музыкантов всех времен во плоти. По словам Билла Ваймана: «Мы ходили в сторонку и смотрели, как играет BB. У него был оркестр из 12 человек, и они были блестящими музыкантами. Что меня всегда ошеломляло в его игре, так это то, как он выколачивал ее, а потом просто переходил к шепоту. Там царила тишина, слышно, как упала булавка. Он внезапно начинал доводить его до кульминации, вот что мне нравилось в его игре, масштабах его музыки ».
На протяжении 1970-х годов, когда многим другим было трудно найти достойную работу, Кинг всегда был рядом. Он даже появлялся на телевидении, когда почти никто из блюзовых исполнителей не мог увидеть его. Его репутация среди других гитаристов позволила ему занять позицию старшего государственного деятеля блюза. Кроме того, он всегда четко объяснял значение синевы и тем самым помогал поддерживать огонь, когда он почти угас. Кинга критиковали как слишком мягкого для блюза; кислый виноград с тех пор дал бы все, чтобы добиться хоть малейшего успеха.
В 1988 году, через год после того, как он был введен в Зал славы рок-н-ролла, Кинг работал с U2 над их альбомом Rattle & Hum. Его выступление в “When Love Comes to Town” доказало, что он все еще держится, даже в 63 года. Это был не первый раз, когда Кинг играл с другими, в 70-х он играл с джазовой группой The Crusaders, с другими, с которыми он работал, включая слепую певицу Дайан Шур, Алексис Корнер, Стиви Уинвуд и Бобби Блэнда. В 2001 году Би Би Кинг и Эрик Клэптон получили премию Грэмми, двое давних друзей записали альбом Riding With The King.
BB King, как и многие его современники, был вдохновлен Луисом Джорданом, чтобы поверить в то, что черный музыкант может достичь великих целей, и в течение многих лет BB говорил о желании записать альбом с материалом легендарного лидера группы. В 1999 году он выпустил этот альбом, в котором он признает свой долг перед Луи и отмечает серию великих хитовых пластинок «Король музыкальных автоматов». Подходящее название альбома – «Пусть наступают хорошие времена». Это песня, которую BB King использовал для открытия своих концертов на протяжении десятилетий.
Великолепное мастерство Кинга заключалось в том, чтобы выдерживать перепады настроения современной музыки и продолжать выпускать интересные альбомы. Он вывел блюз из обочины в мейнстрим американской музыки. он, прежде всего, бесспорный король блюза. Его печальная, но мирная кончина 14 мая 2015 года оставила мир настоящим джентльменом. Волнение прошло, но наследие короля осталось сильным.
Макс Белл
СЛУШАТЬ РЕКЛАМНУЮ РЕКЛАМУ BB KING