Губная гармоника – это духовой язычковый музыкальный инструмент, который многие помнят с детства. Для нее характерен рокочущий металлический звук, который сделал ее популярной в следующих жанрах: блюз, джаз, кантри, рок и национальная музыка. Губная гармоника оказала большое влияние на эти жанры еще в начале 20 века, и многие музыканты продолжают играть на ней сегодня.
Существует несколько типов губных гармоник: хроматические, диатонические, октавные, тремоло, басовые, оркестровые и так далее. Инструмент компактный, продается по доступной цене, и на нем действительно можно научиться играть самостоятельно.
Устройство и принцип действия
Чтобы извлекать звуки из инструмента, через его отверстия вдувается воздух. Играющий на губной гармошке изменяет положение и форму губ, языка, вдохов и выдохов, изменяя силу и частоту – в результате меняется и звук. Обычно над отверстиями указывается число, например, на диатонических моделях от 1 до 10. Цифра обозначает ноту, и чем она ниже, тем ниже нота.

Инструмент не имеет сложного устройства: это 2 пластины с язычками. Сверху расположены язычки, которые работают на выдохе (когда исполнитель вдыхает воздух), снизу – на вдохе (втягивает). Пластины прикреплены к корпусу, и он скрывает их снизу и сверху. Длина прорезей на пластинке разная, но когда они накладываются друг на друга, длина остается одинаковой. Поток воздуха проходит через язычки и прорези, что заставляет сами язычки вибрировать. Именно благодаря такому дизайну инструмент называется reed.
Струя воздуха, входящая в “корпус” губной гармошки (или выходящая из него), заставляет язычки вибрировать. Многие ошибочно полагают, что звук создается, когда язычок касается пластинки, но эти две части не соприкасаются. Между гнездом и язычком есть небольшой зазор. Во время игры создаются вибрации – язычок “проваливается” в щель, тем самым перекрывая поступление воздушного потока. Таким образом, звук зависит от того, как колеблется воздушная струя.
История губной гармошки
Губная гармоника считается духовым органом с западным мотивом. Первая компактная модель появилась в 1821 году. Она была изготовлена немецким часовщиком Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманом. Создатель придумал ему название “аура”. Творение выглядело как металлическая пластинка с 15 прорезями, которые закрывали язычки, сделанные из стали. С точки зрения композиции инструмент был больше похож на камертон, где ноты имели хроматическое расположение, а звук извлекался только на выдохе.
В 1826 году мастер по имени Рихтер изобрел губную гармошку с 20 язычками и 10 отверстиями (вдох /выдох). Она была сделана из кедра. Он также предложит настройку, в которой использовалась диатоническая шкала (система Рихтера). Впоследствии изделия, распространенные в Европе, стали называться “Мундхармоника” (духовой орган).
У Северной Америки была своя история. Ее привез туда Маттиас Хонер в 1862 году (до этого он “продвигал” ее у себя на родине), который к 1879 году производил около 700 тысяч губных гармошек в год. Инструмент получил широкое распространение в Соединенных Штатах в годы Великой депрессии и Второй мировой войны. Затем южане привезли губную гармошку с собой. Хонер быстро стал известен на музыкальном рынке – к 1900 году его компания выпустила 5 миллионов губных гармошек, которые быстро разошлись по всему Старому и Новому Свету.

Разновидности губных гармошек
Опытные музыканты, виртуозно владеющие губной гармошкой, советуют далеко не любую модель в качестве первой. Дело не в качестве, а в типе. Типы инструментов и чем они отличаются:
- Оркестровая. Самая редкая. В свою очередь, есть: бас, аккорд, с несколькими руководствами. Сложная в освоении, поэтому не подходит для начинающих.
- Хроматическая. Для этих губных гармошек характерно классическое звучание, при этом они содержат все звуки гаммы, как у фортепиано. Отличие от диатонической в наличии полутонов (изменение звучания происходит из-за демпфера, закрывающего отверстия). Она состоит из множества элементов, но на ней можно играть в любой тональности хроматической гаммы. Сложная в освоении, в основном используется в джазовой, народной, классической и оркестровой музыке.
- Диатоническая. Самый популярный подвид, на котором играют блюз и рок. Разница между диатонической и хроматической губной гармошкой заключается в том, что в первых 10 отверстиях и при определенной настройке у нее нет полутонов. Например, система “До” включает в себя звуки октавы – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. В соответствии с системой, они бывают мажорными и минорными (нотный ключ).
- Октава. Почти то же самое, что и в предыдущем представлении, только к каждому отверстию добавляется еще одно отверстие, а с основным оно настроено на одну октаву. То есть человек, извлекая ноту, слышит ее одновременно в 2 диапазонах (верхний регистр и бас). Это звучит шире и богаче, с определенным шармом.
- Тремоло. На ноту также приходится по 2 отверстия, только они настроены не на октаву, а в унисон (есть небольшая расстройка). Во время игры музыкант чувствует пульсацию, вибрацию, которая насыщает звук, делает его текстурированным.
Для тех, кто хочет научиться играть на губной гармошке, рекомендуется выбирать диатонический тип. Их функциональности достаточно, чтобы освоить все основные приемы игры.

Техника игры
Во многом звук зависит от того, насколько правильно поставлены руки. Инструмент держат в левой руке, а правой управляют потоком воздуха. Ладони образуют полость, которая служит камерой для резонанса. Плотное смыкание и размыкание щеток “создает” разные звуки. Чтобы воздух двигался равномерно и сильно, голова должна быть направлена прямо. Мышцы лица, языка и горла расслаблены. Губная гармошка плотно обхватывается губами (слизистой частью), а не просто прислоняется ко рту.
Еще один важный момент – дыхание. Губная гармоника – это духовой инструмент, который способен издавать звук как на вдохе, так и на выдохе. Необязательно вдувать воздух или всасывать его через отверстия – техника сводится к тому, что исполнитель дышит через губную гармошку. То есть работает диафрагма, а не рот и щеки. Это также называется “дыхание животом”, когда заполняется больший объем легких, чем верхние отделы, что происходит в процессе речи. Сначала вам покажется, что звук тихий, но с опытом звучание станет красивее и плавнее.

У классической диатонической губной гармоники диапазон звучания имеет одну особенность – 3 отверстия в ряд звучат одинаково. Таким образом, легче сыграть аккорд, чем одну ноту. Бывает, что необходимо сыграть всего лишь отдельные ноты, в такой ситуации вам придется закрывать ближайшие отверстия губами или языком.
Зная аккорды и основные звуки, легко разучивать простые песни. Но губная гармошка способна на гораздо большее, и здесь на помощь придут специальные техники и технички:
- Трель – это когда чередуются пары смежных нот.
- Глиссандо – 3 или более нот плавно, как бы скользя, превращаются в обычный звук. Техника, использующая все ноты до конца, называется выпадением.
- Тремоло – музыкант сжимает и разжимает ладони, создает губами вибрацию, за счет чего получается эффект дрожащего звука.
- Группа – исполнитель регулирует силу и направление воздушного потока, тем самым изменяя тон ноты.
Возможно, вы даже не знаете нотной грамоты, но для того, чтобы научиться играть, главное – практиковаться. Для самостоятельного изучения рекомендуется приобрести диктофон и метроном. Зеркало поможет контролировать движения.

Как выбрать губную гармошку
Основные рекомендации:
- Если до этого у вас не было опыта игры, выберите диатоническую губную гармошку.
- Сборка. Многие учителя считают, что клавиша “C” (До) наиболее подходит в качестве первого инструмента. Это классический звук, по которому вы можете найти множество уроков в Интернете. Позже, освоив “базу”, вы можете попробовать играть на моделях с другой системой. Универсальных моделей не существует, поэтому в арсенале музыкантов сразу несколько типов.
- Бренд. Бытует мнение, что начать можно с любой губной гармошки, своеобразной “рабочей лошадки”, и только потом покупать что-то получше. На практике дело не доходит до покупки хорошего товара, потому что человек разочаровывается после игры на губной гармошке низкого качества. Список хороших губных гармошек (компаний): Easttop, Hohner, Seydel, Suzuki, Lee Oskar.
- Материал. В губных гармошках традиционно используется дерево, но это повод задуматься о покупке. Да, деревянный корпус приятен на ощупь, звук теплее, но как только материал намокает, приятные ощущения сразу исчезают. Кроме того, долговечность зависит от материала язычков. Рекомендуется использовать медь (Hohner, Suzuki) или сталь (Seydel).
- При покупке обязательно протестируйте губную гармошку, а именно слушайте каждое отверстие во время вдоха и выдоха. Обычно в музыкальных точках для этой цели есть специальные мехи, если их нет, надуйте их сами. Не должно быть посторонних потрескиваний, хрипов и лязганья, только чистый и легкий звук.
Не берите дешевый инструмент, предназначенный для детей – он не будет поддерживать систему и на нем невозможно будет освоить различные техники игры.

Настройка и уход
Язычки, прикрепленные к металлической пластине, отвечают за формирование звука в “ручном органе”. Именно они колеблются от дыхания, меняют свое положение по отношению к пластинке, в результате меняется система. Опытные музыканты или мастера должны настраивать губную гармошку, иначе есть шанс испортить ее.
Сама настройка несложна, но для этого потребуются опыт, точность, терпение и музыкальный слух. Чтобы понизить ноту, нужно увеличить зазор между кончиком язычка и пластинкой. Увеличить – наоборот, сократить разрыв. Если опустить язычок ниже уровня пластины, он просто не издаст звука. Для управления настройкой обычно используется тюнер.
Особого ухода за губной гармошкой не требуется. Есть такое правило: “Играешь? – Не трогать!”. Вот несколько советов по уходу за инструментом на примере диатонической губной гармоники:
- Чистка без разборки. Если корпус изготовлен из пластика, допускается промыть изделие под теплой водой, а затем выбить из него всю воду. Чтобы устранить избыток жидкости – сильно выдувайте все ноты.
- С разборкой. Если требуется полная чистка, вам придется снять крышки и язычковые пластины. Чтобы позже было легче собрать – разложите детали по порядку.
- Чистка корпуса. Пластик не боится воды, мыла и щеток. Деревянное изделие нельзя мыть – только протирать щеткой. Металл можно помыть, но затем тщательно протереть и высушить, чтобы он не заржавел.